04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись02.10.2013

Старец двадцатого века

В конце сентября 2013 года Тверь посетил профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов

 Свою публичную лекцию он начал с особого повода встретиться на Тверской земле. В 2013 году исполняется пятьдесят лет со дня кончины игумена Никона (Воробьева) – скромного приходского батюшки из смоленского городка Гжатска, оказавшегося одним из последних могикан православной веры, старцем двадцатого века, сохранившим и передавшим главное – святоотеческое наследие духовной жизни. Рассказ о жизни игумена Никона был представлен профессором как рассказ о бесконечно дорогом человеке – серд­це лектора сохранило облик учителя, и он вновь испытал горькую радость принести лепту его памяти. 

Нам очень приятно, что отец Никон – тверской человек. Будущий игумен Никон, Николай Николаевич Воробьев родился в девяностые годы девятнадцатого века в крестьянской семье Тверской губернии. Одно из последних дореволюционных поколений, русский век, бурное развитие России…
Село Микшино Бежецкого уезда, сегодня лихославльское. Шестеро детей в родительской семье, последние из которых ушли из жизни в конце восьмидесятых годов XX века – чуть ли не современники наши. Свидетели двадцатого века. 

Царствование последнего русского царя, пожинавшее плоды реформ и реакции второй половины девятнадцатого века. На авансцене истории – выходцы их простых людей – разночинцы. Давайте вспомним героев Достоевского, Чернышевского или Чехова. Они начинают играть роль в общественной жизни, они получают образование, они Георгиевские кавалеры и герои разворачивающейся мировой войны – и будущие офицеры братоубийственной Гражданской. 

Будущий священник пока учится в реальном училище в Вышнем Волочке, овладевает премудростями наук. Поначалу Николай далек от церковности. Уроки Закона Божия в училище отталкивают его от православия. Уже в девятисотые годы двадцатого века образованные люди твердили: Бога нет. Однако Николай с детства одержим идеей постичь смысл человеческой жизни. Серьезно изучает философию: чтобы постичь самые популярные тогда философские теории, самостоятельно выучился немецкому и французскому языкам.

Накануне 1917 года он поступа­ет в знаменитый Психоневрологический институт в Санкт­-Петербурге, самое первое и передовое, легендарное психологическое научно­исследовательское заведение.
Но вдруг он понимает, что «надо не в философии и науке искать то, что потерял, а уверовать и строить свою жизнь по вере»...

Позднее игумен, оценивая этот период своей жизни, писал так:

«Я на днях прочел, правда, бегло очень, «Братья Карамазовы». Вот где раскрывается душа человеческая! Какой жалкой пародией кажется научная психология пред психологией Достоевского!
Я когда­-то был настолько наивен, что хотел познать душу, изучая курсы психологии. Сколько глупостей делаешь в молодости, когда нет у тебя руководителя. Вот где я действительно был как в лесу».

Молодой психолог прошел – пишу и думаю, будто это сегодняшнее время – практики буддизма, йоги, индуизма. Мы говорим привычно: «долгий и трудный путь исканий Истины, драматическое обретение веры» и не всегда понимаем то, что за этим стоит. Лишь в 1917 году, неудовлетворенный всем этим, пришел он к религии предков: «Бог открылся мне тогда. Бог есть Дух, есть Любовь». Позднее отец Никон свидетельствует:
В книге «Свет невечерний» С.Н. Булгаков описывает свое обращение к вере и те глубокие переживания, которыми оно сопровождалось. У меня тоже было нечто подобное. Я уже говорил об этом, но еще повторю, когда мне пришлось пережить явление той жизни. Это было в Волочке в 1915 году, ночью. Я воскликнул тогда «Господи, пусть со мной будет что угодно, какие угодно скорби, какие угодно мучения, только не лиши меня будущей жизни… устрой так, чтобы мне наследовать Царствие Божие». И вот после этого я услышал звон большого колокола. Сначала я не обратил на это внимания. Потом, когда увидел, что уже третий час ночи, а звон продолжается, то вспомнил слова матери. Она часто повторяла, что к ним приходили странники и говорили, что людям духовным бывает иногда слышен звон с неба. Я понял, что после духовного переживания Господь дал мне и в осязательной форме воспринять общение с небом».

Никон поступает в Троице­ Сергиеву Духовную академию. Сближается с кругом «русского Паскаля» – отца Павла Флоренского. Читает русскую религиозную философию, изучает «теоретическое обоснование» своей веры, впитывает житейские истории, иные из которых он вспоминает вот так:

Много поразительных случа­ев происходят в жизни самого человека или окружающих и понуждают его обратиться к мысли о Боге. Поехал я однажды в 1918­-м или 1920 году как-­то в Волочок и встретил там молодого монаха, мощного, огромного – настоящий Илья Муромец. Я заинтересовался и спросил, что побудило его пойти в монастырь. И он рассказал мне следующее:
«Вез я однажды бревна. В одном месте нужно было круто спускаться к реке. И вдруг лошади понесли, а мост оказался наполовину разобранным. Я вижу, гибель неминуема и для меня, потому что не могу выскочить, и для лошадей. Тогда я от всей души вскричал: «Господи, спаси! Господи, помоги!!!» Внезапно лошади на всем скаку враз остановились, как вкопанные. На меня это произвело такое сильно впечатление, что я после этого ушел в монастырь, ибо увидел, что Бог не только есть, но что Он близ нас и любит нас, и только в Нем можем найти жизнь».

В 1919 году академию закрыли. В 1919–1925 годах будущий священник преподает математику в средней школе. Уволен за отказ преподавать на Пасху. В 1930 году принимает монашество и сан, становится священником. Надо ли говорить, что его и подобных ему не щадит век­опричник: в 1933 году Никон арестован и сослан в Комсомольск­на­-Амуре. Сегодня, когда приоткрылись архивы КГБ, ученик отца Никона профессор Осипов много узнал о жизни наставника в неволе. Все удивлены его стойкостью, его мужеством на обвинении. Никон отмечает: «Как тяжело в тюрьме со шпаной! В аду с бесами будет в миллионы раз тяжелее. Терпеть, не унывать, не отчаиваться». Позднее, прочитав солженицынский «Один день Ивана Денисовича», священник вопрошал: «Где он сидел?! Или он не мог об этом правду написать или это курорт какой-­то». 

Этому поколению, этому кругу людей суждено было «приумножить истину своей жизнью»: «Наше поколение было буквально навозом для будущих родов. Потомки наши не смогут никогда понять, что пережито нами». Так писал он на закате жизни.

После отбывания срока священник вновь оказывается в Тверской губернии в Вышнем Волочке в семье своего друга. У знаменитого вышневолоцкого врача он работал прислугой за всё. Разбил великолепный сад на полтора гектара, сегодня пришедший в запустение. Говорят, усадьба цела.
Интересны рассказы о том, как по мере общения с отцом Никоном жена и сестра врача пришли от атеизма к монашеству.

«Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно: вера и безропотное терпение болезней и скорбей», – писал игумен Никон о своем драматическом пути. Яркий проповедник, священник посылается в разные приходы: Козельск, Белев, Тула, Смоленск. Ждет ареста. Живет в аскезе: старые подрясники, алюминиевая посуда, несколько книг, физический труд: «Меня здесь очень полюбили блохи, вши, комары». Свет молитвы, горячая проповедь, служение со страхом Божьим…Он закончил свой путь на Смоленской земле, где служил в храме города Гагарина.

Духовная жизнь отца осталась в письмах. На могиле игумена Никона написано: «Жалейте и любите друг друга!»

Всю свою жизнь старец особенно всматривался в святоотеческое наследие, в труды Игнатия Брянчанинова. Большая часть текстов в книге о Никоне, которую представил профессор Алексей Осипов, – из писем игумена Никона и его проповедей. Давайте послушаем человека, столь претерпевшего за свою веру.

НЕВЕРИЕ


Если что будет тебя смущать, и не сможешь объяснить – не торопись делать рассудочных выводов, обязательно ложных, что узнаешь по их действию на сердце. Скажи себе: Господь знает, что Ему угодно, то в свое время и мне откроет. Тогда успокоишься. Смирение всегда и во всем дает покой и мир душе.

УНЫНИЕ


О нищете, бездомной старости и прочих безнадежных мыслях скажу: все это от ветхого человека и врага. Гоните их. Ищите прежде всего Царствия Божия (см.: Матфея 6:33) и проч. Хозяин у нас богатый и любит нас бесконечно. Чего нам бояться?

БЛАГОДАРЕНИЕ


Дана заповедь: если уж не можем радоваться всегда, то хоть не унывать, а главное, надо за все благодарить.

БЛИЖНИЙ

Если плохо (холодно) обошлись с человеком, то хоть при уходе извинитесь, объясните своей болезнью. Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним. Как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесется в день лют…

БОЛЕЗНЬ

Тяжелая предсмертная болезнь – не есть ли явление милости Божией к усопшему? За дни страдания, а может быть, и видений он мог раскаяться перед Богом в своих ошибках мысленных и других грехах. Для покаяния ведь много времени не надо, как видим на примере разбойника, мытаря, блудницы и проч. Нужно только сознать свою греховность и гибель, признать, что спасает только один Господь и спасает не за дела, а за сознание своей худости, своей негодности, за просьбу о спасении и за веру.

ВРАЖДА

Святые Отцы говорят, что «молитва злопамятного – сеяние на камне» (преподобный Исаак Сирин). Верю, что если простишь все и будешь каяться – не только получишь прощение грехов, но и настроение твое будет мирное, светлое, доброжелательное ко всем, а вместе с этим и болезнь твоя облегчится, а может быть, и вовсе пройдет. Особенно бойся злопамятства.

ГРЕХ 

«Плачущий о грехах своих выше воскрешающего мертвых», – говорит преподобный Исаак Сирин.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения.

Книга за скромное пожертвование была подарена всем пришедшим на встречу. Книгу о нашем земляке – старце двадцатого века игумене Никоне (Воробьеве) – автор­составитель профессор Алексей Осипов надписал фонду библиотеки имени А.М. Горького. В приложении к книге «Игумен Никон (Воробьев). Он началах жизни» (составитель А.И. Осипов, Москва, издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013) представлены фрагменты проповеди игумена Никона, а диск в книге содержит воспоминания о нем, письма по книге «Нам оставлено покаяние», фрагменты литургии, чтение утренних молитв, лекции Алексея Ильича Осипова.

Радостно, что мы обретаем такие книги.

Автор: Александр БУШЕВ, профессор ТвГУ
259

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию