19 Февраля 2017
$57.63
61.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 23.09.2013

Куда ведут четыре колеса?

Фотограф: Ольга Моисеева

Завтра – Всемирный день без автомобиля

Завтра – Всемирный день без автомобиля.

 Он даже аббревиатуру свою имеет – ДБА. Основная цель этой однодневной акции понятна: уменьшить количество автомобилей на дорогах, а значит, сократить количество вредных выбросов в атмосферу. Почувствовать хотя бы на короткое время, что пространство города создано для людей, а не для железа.

Впервые этот день ввели у себя французы в 1998 году. Потом подхватили другие страны. Вот уже несколько лет он проводится и в России. Но, можно сказать, чисто символически. Автомобильные пробки как были, так и есть. А многие водители вообще не знают о таком событии или знать не хотят. Им ехать надо. И они по­-своему правы. 

Тверитянам завтрашний день тоже не покажется особенным. Правда, в воскресенье автомобилей на улицах всегда меньше. Но тот, кто запланировал поездку на личном авто, вряд ли откажется от своих планов. Совет пересесть на общественный транспорт или велосипед даже в рамках однодневной акции многими водителями просто не воспринимается. И запретить тут ничего нельзя.

Но мы помним, как в День города народ расслабленно дышал, совершая променад по улице Советской. Все казалось непривычным: много воздуха, света, музыки. И шире! Все было организовано для людей. Другое дело, какой ценой. Ведь транспорт в это время шел в объезд главной уличной артерии. А это всегда непросто.

Область давно перевалила за среднероссийские показатели по количеству авто. Мы, оказывается, уже у планки 300 транспортных единиц на тысячу населения. И цифра эта быстро растет. Сегодня автомобили покупают те, кто несколько лет назад об этом не мечтал. Рынок подержанных машин огромен и доступен. Даже с весьма скромными доходами там можно найти железо на ходу. И вот вся эта армада из престижных новеньких иномарок и поблеклых доходяг плотным потоком вливается на улицы города. Пробки стали привычным его состоянием. И дело не в закрытии моста. Когда его откроют, станет легче лишь на время. Город, его улицы уже не способны «переваривать» такое количество авто.

А ведь всего сто лет с небольшим назад Генри Форд выпустил первую партию своих автомобилей! В Твери первым автовладельцем в 1912 году стал инженер Страхов. Он держал свою контору на улице Трехсвятской. Фурору его шумное авто наделало много. Особенно его пугались лошади. Кстати, извозчики, в городе их было около ста, весьма скептически поначалу оценивали будущее автотранспорта, не сомневаясь в том, что еще много десятков лет на буланых или каурых будут колесить по городским мостовым. Но прогресс уже было не остановить.

Другое дело, что почти весь прошлый век тверские улицы не знали пробок (если только из­-за ДТП не перекрывалась дорога). А все потому, что авто-­владельцев в городе было мало. Машина считалась не просто роскошью, ее невозможно было купить даже по блату. Только в семидесятых годах ситуацию стала исправлять легендарная «копейка» – ВАЗ­-2101. Но и ее начинали продавать по разнарядкам на предприятиях.

В наши дни абсолютно бесполезно пугать новоявленных владельцев авто разного рода страшилками. Каждый день в мире автомобиль убивает три тысячи человек? Но это в мире. Меня – пронесет. Машина забирает здоровье, лишая прелести пешеходной прогулки? Все равно хочу ехать, а не гулять. Осознание, что автомобили больше, чем все предприятия (по крайней мере, у нас в Твери), загрязняют окружающую среду, тоже не срабатывает. Ведь на противоположной чаше весов, что бы там ни говорили экологи, – удобство и комфорт передвижения, большая экономия времени (когда не в пробке), да и просто наслаждение от самой езды.

Компромиссы признаются разве что в частностях, и то не всеми. Самые сознательные автовладельцы следят, чтобы был тщательно отрегулирован двигатель машины, глушат мотор на стоянках, избегают в густонаселенном месте длительного прогрева движка (в удушливой зимней дымке при этом образуются опасные аэрозоли свинца). Не говоря уже о шумовой завесе.

Но это не решает проблему в целом. А она есть, и огромна. Дальновидные эксперты уже сейчас называют автомобили сомнительным благом цивилизации. Их количество будет расти и дальше, умаляя пространство для человека. В России это еще и безудержный рост скоростей на дорогах вчерашнего и позавчерашнего дня. А значит, и повышенный травматизм. Драма заключается и в том, что многие автовладельцы вообще не должны садиться за руль! Им это противопоказано по особенностям реакции на опасность и нестандартную ситуацию. Но в автошколах подобные параметры не учитываются. И именно эти люди, потенциальные могильщики других участников движения, сегодня решаются выехать на дорогу: «Все едут, и я должен ехать».

Посмотрите, как нынче в обществе котируется мужчина без автомобиля. Неудачник! Для женщин такой «безлошадный» тип становится подозрительным. Автомобиль провозглашается отражением силы и мощи мужчины. 

Но тут есть и обратная сторона. Уже немало женщин чувствуют утечку внимания со стороны своего спутника. Гораздо больше времени он проводит с автомобилем. Анекдот на эту тему: «Встретились два друга. Один другого спрашивает: «Как твоя радость?» – «Масло надо поменять. Или ты про Иру?»

Самое интересное, что безудержному росту автомобилей никто не может помешать. Нет и пока не может быть отдельной партии пешеходов. Кому от кого отделяться? С кем воевать, становиться в позу антагониста? У каждого пешехода сейчас есть в семье автомобилист, которому желают счастливой дороги, чтобы он целым и невредимым вернулся домой. Исключение составляют разве что такие старушки, как моя девяностолетняя соседка. Бог дал ей еще возможность ходить по городу, и каждый раз на пешеходном переходе она грозит водителям клюкой: «Ишь, расплодились, жуки навозные!»

А все же, если заглянуть в автомобильное будущее, что нас ждет? Ведь не может же бесконечно продолжаться этот бум. Эксперты говорят, что наступит время, когда истощатся природные ресурсы, и цены на тот же бензин рванут вверх. Когда люди узнают подлинную цену глотку чистой воды и вдыхаемому воздуху. Всеобщий восторг от владения собственной машиной пройдет. Чтобы сохранить среду обитания, человечество вынуждено будет развивать комфортный общественный транспорт. Кстати, в некоторых странах сейчас так и делается. Исторические центры и вовсе освобождаются от машин.

Всемирный день без автомобиля – это повод хотя бы проговорить один из вариантов будущего, кстати, не самый плохой. Все другие радикальные предложения в этот день срабатывают неважно. Мы как дети: в каждую игру надо наиг­раться, чтобы понять истинные ценности на свете.
Автор: Татьяна Маркова
12

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери открылся кабинет социально-бытовой адаптации для подростков с особыми потребностями
Здесь научат сервировать стол, гладить, готовить еду на электроплите, а еще пылесосить, стирать на машинке-автомате и многим-многим важным делам по дому. Тяжелые ментальные нарушения и другие медицинские диагнозы подростка – вовсе не повод опускать руки.
17.02.201720:56
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию