21 Февраля 2018
$56.52
69.89
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 19.09.2013

Тверские дуэли

Сегодня мы завершаем рассказ о дуэльных историях, связанных так или иначе с нашим краем. Оба сюжета, о которых мы хотим вам рассказать, по-своему весьма любопытны

История пятая

Ставрогин – Гаганов

Неудивительно, что поединки, занимавшие столь заметное место в жизни русского общества ХIХ века, нашли свое отражение в литературе. Русские писатели о дуэлях писали много и охотно. Мало кто из них сумел избежать этой темы. Описания поединков Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого, Базарова и Кирсанова, Безухова и Долохова и сегодня не оставляют нас равнодушными. Даже Антон Павлович Чехов, на что уж человеку незлобивый, и тот одну из своих лучших повестей назвал «Дуэль». И переживания героев в ней были далеко не шуточными.

«Кончено!» – подумал Лаевский.

Дуло пистолета, направленное прямо в лицо, выражение ненависти и презрения в позе и во всей фигуре фон Корена, и это убийство, которое сейчас совершит порядочный человек среди бела дня в присутствии порядочных людей, и эта тишина, и неизвестная сила, заставляющая Лаевского стоять, а не бежать, – как все это таинственно, непонятно и страшно! Время, пока фон Корен прицеливался, показалось Лаевскому длиннее ночи. Он умоляюще взглянул на секундантов; они не шевелились и были бледны».

Есть дуэльные сцены и в творчестве Федора Михайловича Достоевского. В своем романе «Бесы» он выводит к барьеру Николая Ставрогина и Артемия Гаганова. И тут нам нельзя не вспомнить о Твери, где в свое время Достоевский провел в ссылке несколько месяцев. Как считают многие исследователи его творчества, губернский город, изображенный в «Бесах», во многом напоминает Тверь, так что и эту дуэльную историю мы с полным правом можем отнести к тверским.

Достоевский по «делу петрашевцев» был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой. Это было в конце 1849 года. Только в 1859 году ему разрешили покинуть Семипалатинск, где он отбывал ссылку. Правда, жить в Москве и Петербурге ему было запрещено. И тогда Достоевский с женой и пасынком останавливается в нашем городе, где он работает над «Записками из мертвого дома», повестью «Село Степанчиково и его обитатели», здесь он начинает роман «Униженные и оскорбленные». Тверские картины мы находим затем и в ряде других произведений писателя. Особенно это касается романа «Бесы». Писатель достаточно четко в этом романе воспроизвел топографию Твери. Так же, как и Тверь, губернский город в «Бесах» разделен рекой на две части, которые соединяет плашкоутный мост. Та часть города, где жили брат и сестра Лебядкины, напоминает тверское Заволжье. Фабрике Шпигулина вполне соответствует размещенная на окраине Твери Морозовская мануфактура. Так что мы можем приблизительно восстановить, где же произошел поединок Ставрогина с Гагановым, поскольку на это есть прямые указания в тексте романа.

«Таким образом, в два часа пополудни состоялась встреча в Брыкове, то есть в подгородной маленькой рощице между Скорешниками, с одной стороны, и фабрикой Шпигулиных – с другой». Опираясь на тверскую топонимику вполне можем предположить, что Ставрогин и Гаганов могли стреляться в Желтиковой роще, где­то неподалеку от современной Комсомольской площади.

Действие романа «Бесы» приходится на конец 60­х годов ХIХ века. В это время дуэль уже потеряла свой романтический ореол и даже рассматривалась как легкий анахронизм. Неудивительно, что инициаторами дуэлей чаще становились люди в возрасте или те, кто держался старых правил. Вспомним дуэль Кирсанова и Базарова в «Отцах и детях» Тургенева.

Такой же была дуэль и в «Бесах» Достоевского. «Он принадлежал к тем странным, но еще уцелевшим на Руси дворянам, которые чрезвычайно дорожат древностью и чистотой своего дворянского рода… укоренились в нем некоторые поэтические воззрения: ему понравились замки, средневековая жизнь, вся оперная часть ее, рыцарство…» Так писатель характеризует Артемия Гаганова. Ставрогин же, переступивший в жизни через многое, не нашел в себе силы отказаться от этого поединка. Стрелялись на условиях очень жестких: между барьерами было двенадцать шагов, если первые выстрелы оказывались неудачными, противники стрелялись снова, и так до трех раз. Однако Достоевский пощадил и героя своего романа, и его соперника. Первые два выстрела Гаганова оказались неудачными, Ставрогин стрелял в воздух. «Расставили в третий раз, скомандовали; в этот раз Гаганов дошел до самого барьера и с барьера в двенадцать шагов стал прицеливаться. Руки его слишком дрожали для правильного выстрела. Ставрогин стоял с пистолетом, опущенным вниз, и неподвижно ожидал его выстрела.

– Слишком долго, слишком долго прицел! – стремительно прокричал Кириллов. – Стреляйте! Стреляй­те!

Но выстрел раздался, и на этот раз белая, пуховая шляпа слетела с Николая Всеволодовича. Выстрел был довольно меток, тулья шляпы была пробита низко; четверть вершка ниже и все было бы кончено, Кириллов подхватил шляпу и подал Николаю Всеволодовичу.

– Стреляйте, не держите противника! – прокричал в чрезвычайном волнении Маврикий Николаевич, видя, что Ставрогин как бы забыл о выстреле, рассматривая с Кирилловым шляпу. Ставрогин вздрогнул, посмотрел на Гаганова, отвернулся и на этот раз уже безо всякой деликатности выстрелил в сторону рощи. Дуэль кончилась».

История шестая

Сорока – Милюков

Работая над материалами о дуэлях, связанных с тверским краем, грех было не заглянуть в Интернет. Вдруг там наткнешься на какую­нибудь любопытную историю, о которой не знал раньше? И действительно, одна из статей привлекла внимание. Рассказ в ней шел о вещах, в общем­то хорошо известных. Вот только подавались они под особым углом. И связано это было как раз с дуэлями. Речь шла о тверском художнике Григории Сороке. В 2009 году в журнале «Молодая Гвардия» появилась статья Игоря Якушева, в которой самоубийство Григория Сороки интерпретировалось как восточная дуэль с его помещиком. Так в чем же здесь было дело?

В свое время Григорий Сорока учился живописи у Алексея Григорьевича Венецианова. Он был одним из любимейших его учеников. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но так этого и не добился. В 1861 году произошла реформа, которая освободила крестьян от крепостного права. Однако полной воли она им так и не дала. Раздел земли зачастую вызывал споры, в которых помещику свою правоту доказать всегда было куда проще. Такие же разногласия с барином были и у жителей деревни Покровское, где обитал художник.

В начале апреля 1864 года Григорий Сорока совместно с жителями Покровского написал письмо, в котором крестьяне жаловались на своего помещика Милюкова. Эта жалоба была отправлена непосредственно царю Александру Второму. Однако царь вернул жалобу в Тверское губернское по крестьянским делам присутствие. Там жалобу показали Милюкову. Он сразу понял, кто был зачинщиком. И, в конце концов, волостное правление по указке помещика приговорило Григория Сороку к аресту и телесному наказанию. Этого художник перенести не мог. Григорий Сорока кончил жизнь самоубийством, он повесился в горшечной обжигальной избе.

Игорю Якушеву это самоубийство во многом напомнило суициды, которые совершали оскобленные китайские крестьяне. Они вешались перед порогом своего обидчика – с целью вечного укора и напоминания о его неправедном поступке. Такое самоубийство, по сути, является восточной дуэлью, в которой нет поединка, как такового, в его привычном нашем понимании.

Мне, честно говоря, трудно согласиться с подобной концепцией самоубийства Григория Сороки. Вряд ли художник столь хорошо знал восточные традиции. Хотя думаю, что после самоубийства талантливого живописца помещик Милюков все­таки испытывал муки совести.

P.S. Век ХIХ ушел со своими представлениями о чести, со своими дуэльными историями. Век ХХI конфликты решает совсем по­другому. Такое понятие, как «дуэль», в своем прямом значении уже не употребляется. И если кто­то начинает вызывать противника на дуэль, то дело до поединка никогда не доводит. Хотя, может быть, и напрасно. Возможно, тогда мы больше бы задумывались о последствиях своих поступков и мере ответственности за них. Как тут не вспомнить стихи Леонида Филатова, с которых мы и начали рассказ о тверских дуэлях:

Не важно то, что вас мутит

от глупой позы.

Не важно то, что вы

стреляться не мастак.

А важно то, что в мире есть

еще вопросы,

Решать которые возможно

только так.

Не важно то, что для дуэли

нет причины.

Не важно то, что ссора

вышла из­за дам.

А важно то, что в мире есть

еще мужчины,

Которым совестно

таскаться по судам.

 

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
897

Возврат к списку

Тверской регион взял РИФ
Вчера в Сочи завершился Российский инвестиционный форум (РИФ). Его основная тема в этом году – «Формируя образ будущего».
16.02.201821:15
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость