03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Журналист месяца19.09.2013

Август 2013 года. Степанова Светлана Юрьевна

Ожившая история

Родилась и выросла в городе Кимры. В 2010 году окончила филологический факультет Тверского государственного университета по специальности «Журналистика». В газете «Кимрский вестник» работает с 2003 года. Главные темы, которые поднимает на страницах газеты - проблемы наркомании, детства и материнства, инвалидов, детей-сирот и приемных родителей, освещает деятельность органов внутренних дел. Также является постоянной ведущей рубрики «Подвиг матери», молодежных страниц «Окно» и «МузыКайф», странички для детей и их родителей «Детский мир».

Ожившая история

В Кимрах завершился третий Международный фестиваль исторической реконструкции «Былинный берег»

Мои друзья часто спрашивают меня, зачем я езжу на исторические фестивали? Сложно объяснить. Отдохнуть? Да, конечно. Примерить на себе средневековый образ? Не без этого. А еще познакомиться с другими участниками, ведь невозможно узнать о реконструкции только из книг и интернета, важную роль играет эмпирический путь познания. И нынешний фестиваль подарил мне очень много интересных знакомств.

Куда приводят мечты

На фестиваль «Былинный берег» каждого привели свои мечты. Кто-то хотел увидеть отчаянные сражения средневековых воинов, поединки лучников и щитников, кто-то посмотреть на красивые костюмы участников фестиваля, попробовать средневековую кухню, посетить богатую ярмарку. Но, пожалуй, сами реконструкторы приезжают сюда не только за этим. Невозможно передать словами, что чувствуешь, когда тебя окружают такие же интересные, яркие, по-хорошему сумасшедшие люди, которые просто любят жизнь – такую, какой она была десять столетий назад. Когда ваши слова, мысли и устремления живут в едином пространстве. Еще на прошлом фестивале я загорелась идеей реконструкции. И в этом году мне посчастливилось оказаться среди участников! А все благодаря тому, что в Кимрах появился свой клуб исторической реконструкции. С большинством его участников я уже была знакома на момент создания клуба и, разумеется, сразу же согласилась вступить в их пока не многочисленные ряды.

Меряне

Клуб получил название «Меря». Об этом племени финно-угорской группы известно очень мало: информацию приходится собирать по крупицам. Но уже достоверно известно, что меряне проживали по всему верхнему Поволжью, в том числе и на территории Тверской области, вот почему клубом было принято решение реконструировать именно этот народ.

О его руководителе Виталии Калачеве наша газета писала не раз. Два года назад он организовал в Кимрах филиал общественной правовой благотворительной организации «Комитет за гражданские права». А в прошлом году решил попробовать себя в реконструкции. Вместе с коллегой по мечу Александром Суховым они сплотили настоящую команду единомышленников. Особенно приятно, что в клубе есть молодые люди, действительно желающие изучать историю Руси и своих предков. И пришли они к этому, побывав на предыдущих фестивалях «Былинный берег».

Стоит ли говорить, что все мы испытали гордость, когда организаторы публично представили клуб «Меря» и попросили наших воинов устроить показательный бой перед началом общего бугурта.

Реконструкция – дело тонкое

«Былинный берег-2013» начался для меня задолго до его официального открытия. Прежде всего, необходимо было сшить исторический костюм, а именно нижнее и верхнее платье – так одевались на Руси девушки.

Для человека, не знающего портняжное дело, сшить костюм предстает задачей не из легких. Первым делом нужно приобрести стопроцентно натуральный лен и льняные нитки: некрашеный или беленый идет на нижнее платье (оно играло роль нательного белья), а цветной – на верхнее. Причем цвет верхней одежды, будь то платье или накидка зависит от статуса женщины. Если ты обычная селянка, то тебе подойдут простые цвета – коричневый, зеленый, желтый. А вот зажиточные горожанки носили синие и красные платья, так как красители для них стоили очень дорого. Помимо дорогих тканей, горожанка отличалась обилием украшений и фибул – металлических застежек для одежды, которые одновременно служили украшением.

Однако сшить платье – только половина дела. Необходимо обзавестись минимальным наборов антуражных атрибутов. Например, нож, стяжной мешочек, ложка, гребень – все это носится на поясе и определяет статус девушки. На голове – платок и очелье (узкая лобная повязка, льняная или плетеная на специальных дощечках, на которую вешаются височные кольца). Кстати, все вышеперечисленные атрибуты являются обязательными в образе девушки раннего Средневековья. Иначе вас примут за рабыню.

Еще одна немаловажная деталь – обувь, как правило, кожаная: поршни, башмаки, сапоги. Несмотря на то, что наши предки носили и лапти, они являлись преимущественно деревенской обувью – и снашивались в городах довольно быстро, и считались признаком слабого племени – поэтому среди реконструкторов лапти не пользуются популярностью. Разве что у начинающих – тех, кто пока не обзавелся хорошей кожаной обувкой. В обычном магазине ее, разумеется, не купишь: историческая обувь шьется вручную на заказ, поэтому и стоит недешево. Но всегда есть возможность сшить ее самому – пусть не так красиво, как сделал бы это профессионал, зато не менее удобно и гораздо дешевле.

Взгляд изнутри

Если кто-то считает, что организовать исторический фестиваль плевое дело, то он глубоко заблуждается. Кроме того, что для его проведения необходимы серьезные финансовые вложения, разрешения от городской администрации и других инстанций, нужны люди, которые помогли бы претворить в жизнь задумки организаторов. Построить площадку, убрать мусор, разместить гостей и участников – для каждого найдется работа. И я рада, что наш клуб принял участие в подготовке нынешнего фестиваля – удалось увидеть процесс изнутри.

Впервые в жизни я шкурила бревна и училась ставить исторический шатер! Огромная работа была проделана по уборке дороги до места проведения фестиваля, в которой участвовали не только волонтеры из кимрской общественной организации «Сами по себе», но и сами организаторы. Не скажу, что это далось легко. Меня поразило и возмутило до глубины души то количество мусора, которое оставили после себя жители нашего города и дачники. За год, прошедший с «ББ-2012», эта дорога обросла новым слоем мусора. Экологическую «зачистку» затруднял и проливной дождь. В результате было собрано три больших контейнера мусора и получено море «незабываемых впечатлений».

Официально фестиваль стартовал 24 июля. Конечно, погода подкачала в этом году, но никак не отразилась на боевом духе дружин. Под непрекращающимся дождем они выходили на ристалище, а лучники устраивали турниры.

Мне, наконец, удалось приподнять завесу тайны закрытых дней фестиваля и увидеть, что же происходит, пока терпеливый зритель ждет своего часа. Оказывается, все довольно просто, люди занимаются привычными делами: обустраивают жилище, заготавливают дрова, девушки шьют и готовят в больших котлах еду на костре, ведь им нужно накормить всю дружину, а мужчины чистят оружие, тренируются.

Быть внутри этой жизни настолько просто и естественно, что начинаешь забывать, что всего пару дней назад ты сидел за компьютером или ходил в супермаркет. Для многих реконструкция – это способ уйти от реальности, отдохнуть от суеты, от наступающей семимильными шагами глобализации. Я бы сказала, эскапизм в лучшем своем проявлении. В очередной раз спасибо за эту возможность организаторам фестиваля Антону Жерягину и «Дружине Эльдьярн» во главе с Иваном Кулагиным. Мне и самой настолько понравилось быть частью той далекой эпохи, что, вернувшись в город, я еще долго чувствовала себя пришельцем.

Живая история

Въезд для туристов начался в пятницу вечером, и уже часам к десяти парковка была на половину занята. Приятно удивило, что у многих машин были номера московского региона. Значит, фестиваль растет, расширяется, выходя за пределы родного края.

Суббота. Первый открытый день. По улицам исторического лагеря уже гуляют зрители. Несмотря на непогоду, приехавших на фестиваль много. Некоторые пришли целыми семьями. Останавливаюсь рядом с группой людей, играющих в игру, похожую на городки. Сотрудница Центра традиционной народной культуры «Русские морозы» объясняет, что это старинная народная забава называется рюхи.

Иду по ярмарке, присматриваюсь к товарам, прислушиваюсь к рассказам купцов. Чего здесь только нет: оружие, гончарные изделия, ткани, кожа и меха. Как и любую девушку, меня особенно привлекли лавки с украшениями, где можно купить не только готовые бусы, но и материал для них, чтобы сделать их собственными руками.

Задерживаюсь рядом с одной лавкой. Купец торгует оберегами и литьем, довольно красивые. Но меня, как и других зрителей, привлекли не только они: рядом с шатром целая языческая инсталляция – на деревьях висят черепа животных, а среди них, почти недвижимые, спокойно взирают на собравшихся птицы – две совы и огромный ворон. Внизу табличка «Велесу на требу» и миска для подаяний. По обычаю, эти монеты необходимо тратить только на нужды общины.

Ну и, конечно, какой исторический фестиваль без лошадей! На этот раз в программе фестиваля приняли участие конные воины из частной конюшни «Sokol Horse». Ее владелица Светлана Сколова занимается подготовкой лошадей уже 25 лет, и за это время ее подопечные приняли участие не в одной реконструкции, потому сразу видны и выправка, и спокойный характер животных.

Традиционно бои проходили на большом ристалище. За два открытых дня гости фестиваля увидели бугурт – стенка на стенку, бой за знамя, «волчатню», а на малом ристалище – турниры по ладейне, турнир копейщиков и лучников, турнир по метанию сулиц.

Что посмотреть и чем заняться на фестивале зрителям, вопрос даже не стоял. Можно было посмотреть мастер-классы ремесленников и даже попробовать свои силы, например, в гончарном деле. Под навесами проходили конкурсы на лучший средневековый костюм, соревнования скальдов, баюнов и сказителей, а также довольно редкий для исторических фестивалей конкурс кулинарии.

Одним из самых зрелищных мероприятий программы стала, конечно же, боевая высадка с драккара – так называют деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Это было поистине незабываемое действо: гребцы с грозными криками выскочили из ладьи и, подняв над головой мечи и топоры, ринулись в атаку на дружину, оборонявшую берег. С боевым кличем «Слабоумие и отвага!» воины схлестнулись прямо в реке, а зрители восторженными криками и аплодисментами поддерживали участников.

«С каждым годом, все больше людей приезжают к нам – как среди участников, так и зрителей, – говорит организатор Антон Жерягин. – И для города мероприятие нужное. Когда еще в Кимрах соберется столько объединенных общими интересами людей из различных городов от Одессы до Хабаровска! Власть тоже не оставляет нас без поддержки. Но хотелось бы привлечь к нашему проекту еще больше заинтересованных людей. Мы всегда готовы сотрудничать и с кимрскими предпринимателями, и с инвесторами из других городов, которые не равнодушны к истории России».

Музыкальная часть была потрясающей, впрочем, как всегда. Поклонников фолк-музыки порадовали уже полюбившимися композициями и новыми песнями друзья фестиваля группы «Грай», «Argemonia» и «Сколот». И, конечно, зрители разразились громкими овациями, когда на сцене появилась питерская фолк-группа «Тролль гнет ель». Ребята немного задержались в дороге, поскольку прибыли на фест прямиком из Латвии. Отыграли безупречно: зажигательно, драйвово! Как признались сами музыканты, на «Былинный берег» каждый раз едут с удовольствием. По многим причинам – места красивые, фестиваль атмосферный, и публика всегда заражает своей энергетикой.

Уезжать совсем не хотелось. Особенно после заключительной ночи, когда реконструкторы в последний раз собрались все вместе, разожгли большой костер, водили вокруг него хороводы и пели песни. В очередной раз позабавил танец, очень популярный среди реконструкторов, под названием «опорось». Что это такое – объяснить сложно, главное, что каждый веселится от души. Ну а после ночных гуляний, мы собрались за большим столом в лагере дружины «Эльдьярн» и под песни о храбрых воинах и великих сражениях, передавая по кругу братину, встретили рассвет…

Светлана СТЕПАНОВА

Автор: Тверская Жизнь
45

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию