11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 14.01.2009

Такая «конвертация» нам не нужна

Чем больше «серых» денег работник получит в пресловутом конверте, тем меньший размер составит его будущая пенсия и тем меньшие суммы он сможет получить в виде различных социальных выплат. Вроде бы все всё понимают, но вот как добиться того, чтобы это понимание вылилось в повседневную практику и для работников, и для работодателей? Эту проблему обсуждали участники состоявшегося в конце минувшего года «круглого стола» на тему «Легализация заработной платы: налоговый и социальный аспекты».

Вроде бы азбучная истина: чем больше суммы выплачиваемых по «серым» схемам зарплат, тем меньше поступает налогов в бюджеты территорий и соответственно становится меньше возможностей решать местные социальные проблемы.
Чем больше «серых» денег работник получит в пресловутом конверте, тем меньший размер составит его будущая пенсия и тем меньшие суммы он сможет получить в виде различных социальных выплат. Вроде бы все всё понимают, но вот как добиться того, чтобы это понимание вылилось в повседневную практику и для работников, и для работодателей? Эту проблему обсуждали участники состоявшегося в конце минувшего года «круглого стола» на тему «Легализация заработной платы: налоговый и социальный аспекты». «Круглый стол» был организован администрацией области, контрольно-аналитическим комитетом области совместно с региональным управлением Федеральной налоговой службы. В конференц-зале УФНС собрались представители налоговых, правоохранительных органов, Федерации тверских профсоюзов, регионального департамента занятости, контролирующих организаций, тверских вузов, а также общественных организаций бизнеса. Вел заседание председатель контрольно-аналитического комитета области Алексей ШЕИН.
Заместитель губернатора Андрей КОМЯГИН в своем вступительном слове подчеркнул, что в сегодняшних осложнившихся финансово-экономических условиях обретает особую важность социальный аспект обсуждаемой проблемы. Президент – на федеральном, а губернатор на региональном уровне акцентируют внимание на необходимости, невзирая на кризисные явления, обеспечить безусловное выполнение государством всех социальных обязательств. При этом в среднем по России прогнозируется 30–40-процентное сокращение поступлений в бюджет от налога на прибыль и 10–15-процентное сокращение – по НДФЛ. С учетом этого прогноза и в нашей Тверской области пришлось корректировать как доходную, так и расходную часть бюджета области. Ряд областных целевых программ будет финансироваться в меньшем объеме, чем планировалось ранее, а реализацию некоторых из них придется отложить до лучших времен. Все это делается для того, чтобы сохранить социальную ориентированность бюджета области. Соответствующих шагов, направленных на предотвращение роста социальной напряженности, власть ждет и от бизнеса. Речь здесь идет в том числе о недопустимости попыток снижения издержек путем сокрытия налогооблагаемой базы и ущемления прав работников компаний. Механизмы пресечения таких деструктивных действий отработаны и администрацией области, и налоговыми и контролирующими организациями в ходе их эффективной совместной работы в рамках реализации утвержденной губернатором «Программы борьбы с теневой заработной платой на период до 2008 года».
Об участии налоговых органов в этой работе рассказал заместитель руководителя Управления ФНС России по Тверской области Александр АЛЕКСЕЕВ:
– С 2006 года во всех налоговых инспекциях и при УФНС по Тверской области действуют комиссии по легализации заработной платы. Поначалу картина была пугающая: членам комиссий доводилось заслушивать работодателей, выплачивающих работникам зарплаты в 800 рублей при прожиточном минимуме на тот момент в 3008 рублей. За три года совместно с администрациями муниципальных образований, представителями правоохранительных органов проведено 949 заседаний комиссий, на которых заслушано более 15 тысяч работодателей, выплачивавших заработную плату ниже допустимого уровня. В результате 12 тысяч из них (или 85 % от числа заслушанных) значительно повысили официальный уровень оплаты труда.
За этот же период налоговики провели более 2,5 тысячи выездных налоговых проверок на предмет выявления нарушений при уплате компаниями НДФЛ и ЕСН. По результатам этих проверок было доначислено платежей в бюджет на общую сумму 700 млн. руб. В ходе проверок выявлено также 102 случая применения работодателями схем незаконной минимизации налогооблагаемой базы при исчислении ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В результате дополнительно начислено платежей в бюджет на сумму более 78 млн. рублей.
Усилия налоговых органов возымели действие. К 2008 году всего 8 процентов от общего количества работодателей области платили своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Тверской области. При этом уровень средней заработной платы на крупных предприятиях вырос с 6726 рублей за 2005 год до 12832 рублей за 10 месяцев 2008 года.
Официальная статистика утверждает, что наименьшую заработную плату имеют работники транспортной сферы и оптовой торговли. И налоговые послабления не помогают ее повысить. Например, «маршруточники» в своей отчетности показывают зарплаты в 3500 рублей. А в бюджет с одного маршрутного такси поступает 947 рублей. Но вот когда владельцы маршрутных такси требовали повышения тарифов на проезд, чтобы оправдать свои расходы, они в своих обоснованиях указывали значительно более высокие, чем в отчетности, зарплаты водителей.
УФНС по Тверской области установила, что работодателями используется более 16 схем для выплаты «теневой» зарплаты. Одна из самых распространенных – «конвертная». Это выплата зарплаты без оформления трудового договора, платежных документов, с обналичиванием денежных средств через фирмы-однодневки. Обналичка приняла большой размах. На сайтах в Интернете в открытую предлагается организациям за определенный процент обналичить денежные средства в любом объеме. А наказать этих «умельцев» и их клиентов невозможно из-за явной прорехи в законодательстве – существующая статья 173 УК по причине своей нечеткой формулировки не может быть применена. Необходимо ужесточить наказание лиц, сознательно идущих на такую незаконную деятельность.
Масса нарушений налогового законодательства связана с использованием труда иностранных мигрантов. Сейчас подписано соглашение нашего управления с федеральной миграционной службой по выявлению лиц, которые работают нелегально.
И все-таки, несмотря на все сложности, мы должны исходить из того, что одной из важнейших задач по преодолению негативных последствий кризиса является не только сохранение достигнутых в предыдущий период социальных стандартов жизни граждан, но и обеспечение условий для их дальнейшего роста. Поэтому необходимо продолжить работу межведомственных комиссий по легализации заработной платы, проводить мониторинг исполнения работодателями ФЗ-82 от 2000 года «О МРОТ», объединить усилия нашего управления и администрации Тверской области, департамента занятости и других структур и проводить широкую информационную кампанию по соблюдению норм трудового законодательства и преимущества легальной заработной платы.
В ряде случаев нарушения законодательства, на которые идут работодатели, желающие любым путем «сэкономить» на налогах и зарплатах работников, приобретают ярко выраженный криминальный оттенок. И тогда махинаторы попадают в поле зрения правоохранительных органов. Конкретные примеры привел в своем выступлении полковник милиции начальник УНП УВД по Тверской области Денис ГОНТАРЕВ:
– Из-за того что ряд организаций скрывает истинные размеры оплаты труда, бюджеты недополучают значительные суммы подоходного и единого социального налогов. При этом отмечу, что работа подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями имеет определенные сложности. Так, неоспоримое доказательство преступной деятельности – обнаруженные в ходе оперативно-проверочных мероприятий документы «черновой» бухгалтерии, по которой можно провести ревизию. Но если таковые бумаги не найдены, доказать факт преступления проблематично.
Как известно, деяние становится уголовно наказуемым при выявлении факта неуплаты налогов в сумме более 500 тысяч рублей. И потому не имеет перспективы работа по большому количеству предприятий-нарушителей, где трудятся 20–30 человек, так как выявляемые суммы, сокрытые от налогообложения, сравнительно малозначительны.
В случае если удалось документально доказать факт выплаты необлагаемой налогами заработной платы, возникает необходимость опросить всех работников организации, которым она выплачивалась. При этом если уже уволенные сотрудники дают чаще всего правдивые показания, то получение объяснений от действующих работников осложнено тем, что они находятся в зависимости от своего руководства.
В текущем году Управление по налоговым преступлениям подошло к решению этой проблемы с другой стороны. Мы целенаправленно отрабатывали выявление обналичивания неучтенных денежных средств через банковские структуры, чаще всего с использованием реквизитов организаций, зарегистрированных на утерянные паспорта. Значительная часть незаконной обналички использовалась для выплаты неучтенной заработной платы. Так, в мае 2007 года возбуждено уголовное дело по статье 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» в отношении гражданина Польшина, который, используя данные более 20 фиктивных фирм, обналичивал денежные средства с целью уклонения от уплаты налогов. Это преступление носит межрегиональный характер, так как в ходе оперативно-следственных мероприятий, в том числе с использованием сведений Федеральной службы финансового мониторинга, были выявлены организации как из Тверской области, так и из других регионов, уходящие от налогообложения путем выведения денежных средств в незаконный наличный оборот. Выявленный ущерб превысил 50 млн. рублей. В ходе задержания преступника изъяты 6 млн. рублей, пистолет «ТТ», поддельные паспорта. В сентябре 2008 года уголовное дело направлено в суд, нарушитель приговорен к двум годам лишения свободы условно.
В июне 2008 г. возбуждено уголовное дело по той же статье. Директор компании обналичивал денежные средства с расчетного счета своей фирмы. За свои услуги он получал от контрагентов вознаграждение в размере 5% от обналиченных сумм. Размер причиненного ущерба составил 7,2 млн. рублей.
В сентябре того же года сотрудниками УНП УВД по Тверской области совместно с сотрудниками следственной части по РОПД СУ при УВД возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 187 УК РФ. Основанием для этого послужили оперативные материалы, свидетельствующие, что в январе гражданин Л. совместно с неустановленными лицами, не являющимися учредителями и руководителями определенной компании (зарегистрированной на утерянный паспорт), незаконно изготовили от имени руководителя этой организации платежное поручение на сумму 276 тыс. рублей. После чего они предъявили его в банк для осуществления безналичного платежа по расчетному счету компании. Затем эти средства перекачивались в фирмы-однодневки. В ходе расследования уголовного дела установлено, что более чем 20 организаций использовали расчетные счета этой компании для обналичивания денежных средств, общая сумма которых превысила 130 млн. рублей. В настоящее время по этому уголовному делу (491 эпизод) вынесено обвинительное заключение, и оно направлено в суд. Ответственность за такие деяния – до 10 лет лишения свободы.
Хотелось бы предостеречь тех, кто пытается следовать примеру фигурантов перечисленных здесь уголовных дел: это обычно заканчивается привлечением к уголовной ответственности по статьям УК 129, 187 (тяжкий состав преступления), 173, 227. А если у вас возникнут проблемы с налоговыми органами, за ними последуют и проблемы с партнерами, и бизнес будет потерян.
Говоря о «конвертных» и прочих незаконных схемах выплат зарплат, не следует забывать, что применяются они по обоюдному согласию работодателей и работников. Что заставляет последних соглашаться на невыгодные для них условия? Незнание законов, неумение или боязнь отстаивать свои права и интересы? И как им в этом помочь? Ряд выступлений на «круглом столе» был посвящен этой теме.
Сергей ВЕРЕНИНОВ, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов Тверской области:
– К сожалению, работники недооценивают такой важный фактор трудовых отношений, как коллективные договоры. А ведь без четко регламентированных коллективных отношений чаще всего невозможно наладить и конструктивные индивидуальные правоотношения с работодателем. Коллективный договор предусматривает очень многие нюансы взаимоотношений между работниками и работодателем. Важно, что он не может быть принят келейно, без участия работников. Считаю, что сегодня необходимо усиливать роль коллективных договоров и профсоюзных организаций. К нам сейчас обращаются с множеством самых различных вопросов, в том числе от сотрудников бюджетных организаций. Характер большинства этих вопросов наглядно демонстрирует, что люди не знают своих прав, не ориентируются, куда обращаться по каждому конкретному поводу, а зачастую попросту боятся пожаловаться, заявить о своих проблемах на работе. А ведь сейчас и профсоюзные организации созданы далеко не везде.
Наталья ТОМАШЕВСКАЯ, заведующая отделом трудовых отношений управления по труду и социальным вопросам Тверской области:
– Как известно, между администрацией Тверской области, объединением работодателей и Федерацией независимых профсоюзов заключено трехстороннее соглашение на 2008–2009 годы. В соответствии с этим документом для предприятий установлена минимальная заработная плата на уровне не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения области. В третьем квартале 2008 года эта сумма равнялась 4840 рублям 30 копейкам. В категорию работодателей в данном случае не входят бюджетные организации, поскольку в них уровень зарплаты устанавливается по иным правилам.
Предприятие считается присоединившимся к этому соглашению, если работодатель не смог в течение тридцати дней после его заключения дать мотивированный отказ установить зарплату на заданном уровне. Этот отказ составляется по четко установленным правилам, и мы проводили соответствующие консультации для работодателей. В результате было подано большое количество мотивированных отказов, но приняты они были всего у пяти работодателей. Что касается контроля за соблюдением предприятиями условий соглашения в части установленной заработной платы, то он не входит в компетенцию нашего управления – это функция других органов.
Ольга ПОПОВА, и.о. руководителя государственной инспекции труда в Тверской области:
– Государственные инспекторы труда проводят проверки организаций, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума. Поводом для таких проверок служит информация, поступающая из межрайонных налоговых инспекций. Выплата зарплаты ниже прожиточного минимума является нарушением статей 133 и 133-1 Трудового кодекса РФ. В 2008 году 11 работодателей по нашей инициативе были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 5000 рублей. Для юридических лиц максимальный размер штрафа составляет 50 тысяч рублей.
Считаю, что важно разъяснять трудовые права наемным работникам, особенно молодым. Ведь нередко в ходе проверок мы сталкиваемся с тем, что с работниками вообще не заключены трудовые договоры. Это является нарушением положений статьи 67 Трудового кодекса РФ. В 2008 году за подобные нарушения нами были привлечены к ответственности 22 работодателя, в том числе два юридических лица. Одно из них – крупное предприятие лесного комплекса.
К сожалению, полномочия нашей инспекции не всегда позволяют помочь работникам. Тогда мы советуем им обращаться в суд. Но наши граждане пока не привыкли отстаивать свои права в суде. Кстати, во время бесед с работниками проверяемых нами организаций мы часто узнаем, что фактически выплачиваемая им зарплата превышает указанную в трудовом договоре, что имеет прямое отношение к теме нашего «круглого стола». И эти работники оказываются в весьма затруднительном положении, когда пытаются добиться соответствующих своим реальным зарплатам социальных выплат или, к примеру, выходных пособий. Много споров с работодателями возникает по поводу заключаемых ими гражданско-правовых договоров с работниками вместо трудовых. В этом случае работник может доказать наличие трудовых отношений только в судебном порядке.
Напомню, что в инспекции труда сейчас работает горячая линия, по которой можно получить ответы на вопросы в сфере трудового законодательства. Один из наиболее часто задаваемых сегодня вопросов – по оплате простоев. К сожалению, простои производственных участков и целых предприятий – это сегодняшние «кризисные» реалии. И как выясняется, здесь тоже очень много нарушений трудового законодательства.
Как известно, с 1 января 2009 года размер минимальной зарплаты поднят до 4333 рублей. Думаю, нам надо быть готовыми к тому, что эта сумма покажется обременительной для некоторых работодателей и они могут попытаться сомнительными способами «оптимизировать» затраты в ущерб работникам.
Острота проблемы «серых» зарплат напрямую зависит от ситуации на рынке труда. И, как отметил один из участников «круглого стола», если еще несколько месяцев назад это был преимущественно рынок работодателей, испытывающих дефицит квалифицированных кадров, то теперь это рынок работника, дорожащего имеющимся рабочим местом и ищущего приработок, а то и новое место работы взамен утраченного. Ситуацию прокомментировал в своем выступлении заместитель начальника департамента занятости населения Тверской области Николай МИРОШКИН:
– Департамент занятости проводит еженедельные мониторинги ситуации на рынке труда области. Рынок труда еще не очень ощущает кризисные явления, но число обращений уже растет. Если с 3 по 10 декабря в отделения занятости поступило около 200 обращений, то с 10 по 16 декабря – уже около пятисот. Отслеживаем мы и скрытую безработицу, на ряде предприятий работники отправляются в двух-трехмесячные административные отпуска. Они приходят в службу занятости, интересуются возможностями трудоустройства.
На сегодня на учете у нас состоит 5500 безработных. Число вакансий сокращается. Ряд заявок на работников снимается работодателями. Например, с 10 по 16 декабря было снято 1800 вакансий, из них 64 процента занято работниками, остальное отозвано работодателями. При этом наш рынок вакансий не всегда соответствует спросу работников.
Тверская область выглядит неплохо по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа. Но это в целом, а в отдельных районах ситуация на рынке труда весьма неблагоприятная. Наибольшую тревогу вызывают восемь муниципальных образований. В их числе Бельский, Жарковский, Весьегонский, Оленинский, Сандовский, Сонковский районы. Мы стараемся держать ситуацию под контролем.
Как выглядит обсуждаемая на «круглом столе» проблема с позиции работодателей? Своим мнением поделились представители общественных организаций как крупного, так и малого и среднего бизнеса.
Алексей УШАКОВ, член совета общественной организации Тверского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей):
– Когда говорят «работодатель», то иным представляется этакий злодей, который только и мечтает, как бы обидеть безответного работника. А ведь сегодня были озвучены такие цифры: из 27 тысяч предприятий Тверской области всего 2,5 тысячи выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума. По-моему, этот показатель свидетельствует о преимущественной законопослушности работодателей. Полагаю также, что требование об установлении минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума было бы целесообразным распространить и на бюджетников. А то, к примеру, мой сын приходит из школы и говорит, что надо сдать по 50 рублей для уборщицы. И даже второклассники понимают, что эти деньги нигде не будут зафиксированы, а нужны, чтобы хоть как-то поддержать человека, получающего за свой труд ниже нижнего уровня.
Андрей КЛОЧКОВ, член совета регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
– Активная политика государства по легализации заработной платы за последние годы создала тенденцию выхода предприятий малого и среднего бизнеса из налоговой тени. Но осенью нынешнего года общемировой финансовый кризис усложнил ситуацию, в связи с чем для многих предпринимателей на первый план вышел вопрос выживания бизнеса в условиях падения спроса на услуги. В этих обстоятельствах, с одной стороны, нельзя допускать возврата на старые позиции правового хаоса, но очень важно в усердии не задушить старающееся остаться на плаву предпринимательство.
В свое время введенные налоговые спецрежимы, такие как налог на вмененный доход и упрощенное налогообложение, дали большинству предпринимателей возможность сделать свой бизнес прозрачным, в том числе легализовать зарплату работников. Бизнес охотно перешел в новые формы налогообложения, но в области легализации заработной платы успехи значительно скромнее. Это связано с тем, что фонд оплаты труда и налоги на него в малом предпринимательстве занимают основную долю добавочной стоимости.
По этой причине определенная доля предпринимателей предпочитает показывать только часть заработка работника, тем самым получая значительное конкурентное преимущество на рынке за счет скрытия налоговых выплат. А те, кто старается легализовать заработную плату, становятся менее конкурентоспособными заложниками сложившейся системы. Кроме того, те, кто не показывает свою предпринимательскую деятельность, находятся практически вне зоны внимания контролирующих организаций, а те, кто старается работать «вбелую», пользуются их повышенным вниманием. Поэтому, на наш взгляд, основные усилия должны быть направлены не на вытягивание последних средств из активных налогоплательщиков, а на выявление тех, кто работает «вчерную».
Еще одним сдерживающим фактором легализации зарплат является дефицит доверия к законодательной базе. Нередко ввод новых подзаконных актов меняет эффективность самого закона и тем самым дезориентирует предпринимателей, подрывая доверие к ранее принятым решениям и порождая подозрение к будущим. Тем самым тормозится выход предпринимательства из тени.
К примеру, появляющаяся уже сейчас в СМИ информация о планирующихся изменениях системы налогов на ФОТ (фонд оплаты труда) с 2010 г. вызывает вопросы по будущим ставкам и беспокойство о конечном результате изменений.
Приведу еще пример законодательной непоследовательности. Как одну из антикризисных мер российское правительство приняло в ноябре закон, наделяющий региональные власти правом снижать ставку налога для предприятий, применяющих УСН, с 15 до 5% от разницы между доходами и расходами компаний. Принятие такой меры делает официальный показ заработной платы выгодным для владельцев бизнеса. Но на конец декабря так и не стало известно, вводится ли этот механизм в Тверской области. А принятый закон гласит, что объект налогообложения может изменяться ежегодно с начала нового налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря текущего года. Это значит, что, несмотря на то что закон принят своевременно, им можно будет воспользоваться не ранее 2010 года.
Часто предприниматель, пытаясь реализовать интересные ему изменения, сталкивается со сложностями, вызванными недостатком информации. У представителей малого бизнеса нет возможности содержать профессиональных финансистов, которые могли бы постоянно консультировать об этапах изменений в налоговом законодательстве. А любой информационный вакуум порождает недоверие к изменениям. Поэтому для легализации заработной платы важна открытая и планомерная информационная политика.
В этом году Тверское отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» выиграло грант Общероссийской общественной палаты на реализацию проекта по созданию «Школы предпринимательства». Уже в 2009 году проект задействует шесть районов Тверской области. Представители малого бизнеса смогут оперативно повышать свою грамотность посредством дистанционного информирования через Интернет и деловые информационные центры районов. Мы готовы сотрудничать в этом направлении со всеми заинтересованными организациями.
Тема легализации заработной платы вызвала интерес и у представителей научных кругов, которые также приняли участие в обсуждении. Доцент кафедры менеджмента ТГТУ Наталья Перепелица обратила внимание на то, что свежеиспеченные специалисты, закончившие вузы и подыскивающие варианты трудоустройства, о «серых» зарплатных схемах знают больше с якобы привлекательной стороны. Ведь они хотят сразу получать хорошие деньги, а не заботиться об отчислениях в социальные и пенсионные фонды, которыми они смогут воспользоваться в далеком будущем. Нужно вести большую информационную и воспитательную работу, чтобы у молодежи не было соблазна уходить «в тень». Людмила Учаева, доцент Тверского госуниверситета, поделилась проблемами подготовки кадров для налоговых органов. С 2009 года высшая школа переходит на подготовку бакалавров и магистров. Однако в перечне основных дисциплин нет обособленного предмета «Налоги и налогообложение», эти темы будут преподаваться в рамках курса «Финансы и кредит». Причиной этого стало отсутствие соответствующих заявок со стороны работодателей, то есть того же Управления ФНС, Управления по налоговым преступлениям УВД.

Автор: Отчет о «круглом столе» подготовили Светлана БАКАРДЖИЕВА, Татьяна ИВАНЧЕНКО, Марина ШАНДАРОВА
77

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию