21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура06.09.2013

После полтинника

Фотохудожники показали отражения и метаморфозы

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной Дома народного творчества развернулась областная фотовыставка «Вдохновение». Лучшие фотографы Верхневолжья в 51-й раз собрались вместе, чтобы показать, чего достигла тверская фотография за год. За тенденциями, наметившимися за это время, понаблюдал корреспондент «ТЖ».

Изменение парадигмы

Главная тенденция нынешней выставки очень хорошо прослеживается: после засилья чисто формальных работ, которые в изобилии показывались в прежние годы, мастера снимка начали возвращаться к традиционным методам творчества. Что естественным образом повлекло за собой некоторое, весьма, впрочем, заметное изменение в составе экспозиции. То есть, например, в ней практически нет работ, выполненных в очень популярном некогда ню, зато много жанровых фотографий, снимков на острые и очень острые темы. Трудно сказать, было ли такое «возвращение к корням» условием, поставленным перед участниками организаторами выставки, каковыми выступили комитет по делам культуры региона и областной Дом народного творчества, но оттачивание формы, порой приводившее к выхолащиванию идеи снимка и его семантики, уступило место работе над внешним и, что важнее, внутренним содержанием работы. В этом смысле изменение парадигмы вполне соответствует названию выставки – каждый автор стремится удивить зрителя не столько формальными поисками (хотя и ими тоже), сколько стержнем, на котором держится энергетика снимка, дыханием кадра – одним словом, жизнью, проистекающей на ограниченной размерами фотобумаги композиции.

Если говорить о тематическом своеобразии «Вдохновения», то определить его можно всего двумя словами: «родные просторы». За ними стоит и направление, в котором работают некоторые фотохудожники, и жанровые схемы, не ограниченные, как показывает экспозиция, только пейзажами. Едва ли не первая серия, которую обнаруживает взгляд любопытного посетителя, – блок снимков торопчанки Татьяны Чубраевой «Дорогие мои старики». Автор показывает характерные портреты пожилых людей: бабушка с козочками, с бельем, пожилой мужчина у поленницы. Особым психологизмом отличается изображение старушки, прямо смотрящей на зрителя: она сидит, подперев рукой щеку, ее взгляд пронизывает и завораживает глубиной и извечной мудростью. Этот снимок примечателен еще и тем, что демонстрирует тверской фотографический контекст, в котором развивается творчество нынешних авторов. Упомянутый портрет отсылает к хорошо извест­ной работе лихославльского мастера Владимира Коробова «Портрет матери» и едва ли не повторяет ее. Очевидные темы, которые нет необходимости специально придумывать, создают единое творческое пространст­во, где даже неявное или неосознанное цитирование смотрится полноценной репликой в большом фотографическом диалоге.

Новая жизнь старых предметов

Как рассказывает куратор выставки, председатель Тверского областного фотоклуба и регионального отделения Союза фотохудожников России Борис Михайлов, в этом диалоге участвуют 110 авторов из Твери, Торопца, Ржева, Лихославля, Старицкого и Конаковского районов. На обозрение они представили 310 работ, которые не только висят на стенах, но и лежат на тумбах, выставлены в стеклянных витринах, где в других случаях экспонируются произведения декоративно­прикладного искусства. Такая плотность, с одной стороны, говорит о том, насколько вырос за последние годы интерес к фотографии (а фотографирует сейчас у нас каждый первый), а с другой ­ несколько смазывает общее впечатление: огромное количество разноплановых работ просто очень сложно воспринимать неподготовленному зрителю. Впрочем, в этом есть и положительный момент – масштабность экспозиции, вполне возможно, стимулирует особенно заинтересовавшегося посетителя прийти в музейно­выставочный центр еще раз. И найти, например, изящные натюрморты Ларисы Воробьевой, наблюдающей в серии «Вещи из кладовки», как самый обыкновенный луч света может оживить старинные предметы, давно забытые и никому теперь не нужные, – архаичный арифмометр, весы, стеклянные то ли бутыли, то ли бокалы. Назвать эти фотографии натюрмортами в прямом смысле этого слова вряд ли возможно – слишком многогранно изображение, построенное на игре света, цвета и тени. Да и смеем предположить, что попавшие в кадр предметы автор специально не расставлял, как это положено при работе над классическим натюрмортом. Такое ощущение, что именно так они и стояли в той самой кладовке, а художник только посмотрел на них, вооружившись оптикой.

Борис Михайлов, выставивший серию «Паноптикум», делал то же самое: он зашел в хранилище Тверской област­ной картинной галереи и обнаружил любопытную картину. Вот как он сам рассказывает об этом:

– В фондах музея находятся скульп­туры, портреты известных исторических личностей, простых тружеников, и по воле случая на полках хранилищ рядом оказываются персонажи, которые никогда не встречались и никогда не могли бы встретиться в реальной жизни. В итоге появляются неожиданные композиции. Так образовался паноптикум – музей, собрание разнообразных раритетных предметов, в котором за спиной летописца Нестора мирно беседуют Сталин и Чкалов, а несколько женских скульптур устраивают пляски. Что важно, Борис Алексеевич предметы тоже не переставлял, именно в таком положении они и находились на полках. Кроме того, значения слова «паноптикум», которое мы уже привели, есть и другое: образованное от двух греческих слов «всё» и «зрительный», то есть первоначально означающее широту восприятия действительности, кругозор и эрудицию.

Лабиринты изображений

Широта взгляда на окружающий мир – важное качество для фотохудожника. В самых тривиальных вещах он должен увидеть нечто. Дмитрий Михайлов, например, в серии «Питер» кроме знаменитых дворов­колодцев фотографирует трамвайные рельсы и канализационный люк, и в результате они составляют забавную космическую композицию; ритмы кованых ворот сочетаются на его снимках с растекающимися лужами, ручейки из которых приобретают замысловатые формы, превращая воду на асфальте в фигуру какого­то неземного происхождения. Ирина Лобанова объектом съемки избрала дачу – серия ее работ называется «Дачные истории». Они, так же как и некоторые другие фотографии выставки, видятся самой лучшей иллюстрацией творческого метода автора, заключающегося в подглядывании за жизнью. Что чувствует ромашка, попавшая под дождь, или что происходит в старой ванне, наполненной водой, предназначенной для полива овощей, кто оставил чашку с чаем, стоящую в паутине теней, – художника интересует все. Каждый запечатленный сюжет вроде бы прост, но на самом деле разобраться в его хитросплетениях бывает сложнее, чем распутать паутину, попавшую в кадр.

Понимание многих снимков, таким образом, во многом зависит от зрителя – воля и идеи автора порой оказываются второстепенными, поскольку каждый видит в изображении то, что он увидит. Кому­то покажется, что на фотографиях Александра Кодина, объединенных в серию «Призраки», в самом деле живут призраки, и он внутренне содрогнется. А кто­то угадает в смазанных фигурах жителей Морозовских казарм, вышедших в коридоры и кухни, но также поймает себя на том, что, глядя на эти снимки, попадает в область мистического, не поддающегося никакому рациональному объяснению.

Строго говоря, искусство, наверное, и не требует дополнительных объяснений, поскольку оно говорит само за себя. Особенно когда объектом рефлексии фотохудожника становятся сами произведения искусства, каковым, скажем, является Версаль, который нынешним летом снимала фотокорреспондент «ТЖ» Ольга Моисеева, или спектакль Тверского театра юного зрителя «Фауст. Первый опыт». Винтовая лестница из французской серии удивляет своей фактурой – ступеньки ее, по которым прошли тысячи раз, слепят глаза. На другом снимке – женская скульптура, стоящая у груды одежды. Она становится еще одним вариантом решения извечной дамской проблемы: нечего надеть. Герои же «Фауста» размыты, а потому действительно кажутся пришедшими с другой стороны света и добра.

Из потустороннего («Фауст») и исторического («Версаль») в настоящее переносят работы Светланы Марасевой «Неспешно». Очень точное найденное название передает саму суть деревенской жизни с ее буднями и праздниками, тяготами и минутами долгожданного отдыха. Обращение к тем самым просторам в высшей степени удалось дебютантке 51­й выставки Екатерине Кузнецовой, о которой «ТЖ» писала во вчерашнем номере. Разваливающийся деревянный мост, дорога с которого уходит в никуда, или заснеженное поле, расчерченное четырехугольниками заборов – ее снимки надолго остаются в памяти. Если для Екатерины это первая выставка, то для мэтра тверской фотографии Владимира Крылова, представляющего в этом году портреты женщин в национальных костюмах, она уже 41­я по счету. Оценивая количество и качество представленных на ней работ, он говорит о подъеме, который переживает фотоискусство тверского края: «Опытные мастера повышают свой уровень, молодые авторы ищут свой стиль, свои темы и делают это удачно. В итоге мы видим очень разноплановую выставку».

Особенно здесь хочется отметить внимание нынешней экспозиции к творчеству именно молодых авторов – один из залов центра полностью посвящен очень интересным опытам участников детской фотостудии из Конакова, которой руководит Борис Смирнов, считающий, что в фотографии должна прежде всего присутствовать самость, индивидуальность. Другой зал посвящен работам, выполненным студентами Тверской медицинской академии под предводительством Владимира Моисеева.

Каждый из 310 снимков – это фрагмент жизни, зафиксированный автором, кусочек мира, постижением которого он занят. Зритель же, глядя на фотомозаику бытия, вспоминает что­то из своего прошлого, свои родные просторы. Хорошо, что посредством фотографии ими можно поделиться.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
40

Возврат к списку

Говорит и показывает: Тверская область в федеральных СМИ
Страна продолжает следить за событиями в тверском регионе. С 12 по 19 июля мы были интересны по следующим поводам…
19.07.201722:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость