30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт03.09.2013

Ты уж лучше отпусти баранку…

Работа маршрутных такси вызывает нарекания как пассажиров, так и других участников движения. И на это есть все основания

 Крепче за баранку держись, шофер… Помните, была такая песенка? А пассажирам маршрутного такси за что держаться? Друг за друга? Я намертво вцепилась в спинку переднего сиденья. Тому, кто на нем сидел, было гораздо хуже – его подбрасывало при каждом толчке, и он отчаянно чертыхался. Пассажиры, занимавшие места за спиной водителя, только тихо голосили и тоже хватались за что придется… Уж и не знаю, как мы доехали!

– Потише, милый, не дрова же везешь! – умоляли мы водителя. Но наши жалобные охи и ахи его волновали мало. А может, он их просто не понимал, потому что в переговоры с водителями попутно следовавших маршруток то и дело вступал на неизвестном нам языке. Они весело и довольно громко перекликались; порой эти оживленные беседы затягивались. Ну и что, скажет иной читатель, эка невидаль! Все знают, что поездки в маршрутном такси у нас превратились в опасный аттракцион, так что знали, на что идете. Входя в салон, не забудьте перекреститься...

Все правильно, маршрутные такси давно стали в российских городах рискованным видом транспорта. И садимся мы в них лишь потому, что нет другого выхода – ехать­то надо… Конечно, неприятности с маршрутками случались и раньше, но в последнее время ситуация явно обострилась. Раньше пассажиры все чаще жаловались на плохое состояние самого транспортного средства. Теперь же – на низкую квалификацию водителей. Причем нередко это явно уроженцы совсем иных краев, недавно приехавшие в Россию. Русским языком они почти не владеют – едва могут объясняться. Кто выдавал им права и где – в России или где­то в Средней Азии? Как им при подобной квалификации доверили перевозить людей? Кто разрешил им болтать в дороге, оживленно жестикулируя и едва придерживая руль? Кто учил водителя маршрутки № 12, которая 28 августа на Новоторжской с ее оживленным движением встретила автомашину Mazda, двигавшуюся по левой полосе в сторону Советской. Так вот, пытаясь объехать пробку, она выехала на встречную полосу и довольно долго стояла на ней, перекрывая проезд.

Ну кто их учил так управлять пассажирским транспортом?! Риторический вопрос – в том смысле, что на него нет ответа и никто его даже не ждет.

А ведь управление коммерческим транспортом вообще требует повышенной ответственности и внимания от водителя, особенно если его работа связана с пассажирскими перевозками. И если водитель не знаком с российскими правилами дорожного движения, плохо знает маршрут, да и его квалификация вызывает сомнение, а ему доверяют вести, скажем, пассажирский автобус, то здоровье, да и жизнь пассажиров, безусловно, оказываются в опасности.

Специалисты­транспортники рассказывают, что первые водители, приезжавшие из бывших союзных республик, были профессионалами: из автобусных парков, из автотранспортных предприятий. Их квалификация не вызывала нареканий. Но потом пошла новая волна – через границу хлынул поток гастарбайтеров, которые просто умеют кое­как крутить баранку. Они­то и представляют главную
проблему.

На днях миграционная служба по Тверской области в Московском районе города Твери совместно с сотрудниками ГИБДД и прокуратуры Московского района провела проверку стоянок маршрутных транспортных средств в Московском районе. Правда, проверяющих интересовало только наличие у иностранных водителей разрешений на работу и законность их пребывания на территории Российской Федерации, но и это, как говорится, «уже кое­что».

Хотите знать результаты? Оказалось, что трое граждан Таджикистана, хотя и находятся на территории РФ легально, имеют разрешение на работу в России, но трудятся совсем не на того работодателя, с которым у них заключены договоры.

– Объяснения они давали как под копирку, – рассказывают сотрудники УФМС РФ по Тверской области. – Да я, мол, просто на пару дней вышел подменить заболевшего приятеля. Поди проверь – так или не так. «Чужой» работодатель, допустивший его к перевозкам пассажиров, да и «свой» (почему­то отпустивший с работы в чьих­то интересах) его слова, конечно, подтвердят – что им еще остается?

Ну да, проверяющие составили административные протоколы за незаконное осуществление трудовой деятельности (разрешение на работу не дает право иностранным гражданам работать то в одном, то в другом месте – оно оформляется на конкретного работодателя), «приблудных» водителей по ст. 18.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ оштрафовали на 2 тысячи рублей каждого. Работодателей также привлекли к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ. В отношении них прокуратура Московского района проводит проверку. И слава Богу, может, и другие получат острастку. Но проблема­то все равно остается, ее нужно решать кардинально!

Да, в мае этого года были внесены изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно новой норме иностранцы – водители пассажирского транспорта должны получить права российского образца в течение 180 дней, то есть к началу ноября. С ноября станут недействительны все водительские удостоверения иностранного образца на пассажирском транспорте (кстати, такой порядок действует во многих странах. Например, работать водителем в Германии можно лишь в том случае, если есть национальное водительское удостоверение).

Конечно, это хорошая мера, которая повысит безопасность на наших дорогах. Это позволяет надеяться на сокращение числа новых водителей­иностранцев, представляющих потенциальную опасность на дороге. Но до ноября еще нужно доехать!

На недавней встрече с пред­ставителями тверских СМИ исполняющий обязанности начальника УГИБДД РФ по Тверской области Алексей Смирнов рассказывал, что сейчас идет подготовка нормативных актов, определяющих порядок обмена зарубежных прав на российские, которые будут действовать, пока у водителя не закончится срок регистрации на территории нашей страны. При обмене удостоверений шоферу придется подтвердить свою квалификацию. При МРЭО уже создана комиссия, которая принимает экзамен у водителей из ближнего зарубежья. Они уже приходят его сдавать, но их подготовка зачастую оставляет желать лучшего. Был случай, когда из группы в 30 человек экзамен сдали только трое… А ведь остальные 27 господ иностранцев, чья квалификация оказалась низкой, водили автомашины по нашим дорогам! И, видимо, могут продолжать их водить еще два месяца?! Как и другие гастарбайтеры на колесах, которые пока не дошли до МРЭО…

На это стоило бы обратить внимание и работодателям, но как­то с трудом верится, что они это сделают. Почему­то мучит подозрение, что хотя бы часть их попытается помочь своим работникам­иностранцам все же обзавестись российскими правами. Даже если их навыки вождения сомнительны. Как исключить этот неприятный оборот?

Не будем забывать и о том, что эти люди имеют право вступить в государственную программу переселения соотечественников из­за рубежа – это можно сделать и проживая в России на законном основании. Тогда через несколько месяцев они могут получить российское гражданство. И сесть за руль маршрутки или автобуса уже без каких­либо ограничений.

Обо всем этом нужно подумать уже сегодня. И как­то обеспечить качественную подготовку иностранных водителей (сдача экзамена экстерном этими поправками в закон запрещена, но они пока не вступили в силу). Надеяться, что законодательные новации кардинально потеснят гастарбайтеров за рулем по меньшей мере наивно: в Санкт­Петербурге, к примеру, на одного водителя­россиянина приходятся в маршрутных такси и автобусах два иностранца. А там ведь заработки значительно выше. Так что будем реалистами: немалая часть уроженцев бывших братских республик получит российские права и будет нас возить. Но добиться, чтобы они это делали лучше – аккуратнее и безопаснее для нас – мы все же можем, если будем делать достоянием гласности каждое нарушение ПДД, каждый случай разгильдяйства, безответственности, а то и хамства. Да, это все, что в наших силах, но и это уже немало.

 

 

 

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
43

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию