22 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 02.09.2013

Открываем вместе нашу Родину

Фотограф: Андрей ЗИНОВЬЕВ

Выполнив все поставленные задачи, возвратились домой участники традиционной, 14-й комплексной экспедиции под флагом «ТЖ»

Напомним: в этот раз экспедиция проводилась в три этапа – в конце марта, в мае и в августе. В ней приняли участие 45 человек – учителя и школьники школы №17 города Твери, преподаватели и студенты Тверского гос­университета и Тверского технического университета, офицеры Военной академии воздушно-космической обороны и НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ Мин­обороны России, члены турклуба «Непоседы». Необычайно высок был научный потенциал экспедиции: профессор, пять доцентов тверских вузов, два участника из Москвы – выпускники МГУ и бауманского университета, три подполковника из Военной академии и НИЦ ПВО.

Когда успешно завершен поход-2013, время сказать слова признательности за внимание и поддержку губернатору Андрею Шевелеву, давним и верным союзникам проекта – коллективу ЗАО «Хлеб» во главе с Почетным пекарем России Ниной Болговой и коллективу ЗАО «Калининское» под руководством заслуженного работника сельского хозяйства России Александра Оводкова.

Узнать о тайнах Мсты и Березайки

По нашему плану в ходе экспедиции полностью пройдены река Березайка, юго-восточная часть озера Пирос, включая залив Прикол и наиболее интересный участок реки Мсты от села Березовский Рядок до города Боровичи. На этот раз в сложнейших условиях августовского маловодья мы успешно завершили прохождение всех Опеченских порогов. Кроме водной части – более 170 км – третий этап экспедиции включал 150-километровую пешую часть. Во время двух дневок пешей части были организованы поисковые маршруты: по левому берегу реки Березайки, по болотным системам (руководитель – доцент Любовь Муравьева) и этнографический маршрут (руководитель – доцент Гарий Горевой), по правому берегу реки прошли по озерным системам (руководитель – доцент Анатолий Цыганов). По реке Мсте прошли маршруты от села Опеченский Посад до села Ровное по левому берегу с целью изучения местного карста (руководитель – кандидат наук Александр Чертоусов), по правому берегу с целью изучения Опеченских порогов (руководители – Гарий Горевой и инструктор водного туризма Сергей Числов). Кроме того, был проведен четырехдневный пеший маршрут по долине реки Мсты от Березовского Рядка до города Боровичи с целью изу­чения местной флоры и фауны (руководитель – профессор Андрей Зиновьев).

Сравнивая пройденные реки Березайку и Мсту, необходимо отметить, что Березайка – неширокая, извилистая, быстрая, весьма живописная река, очень удобная для отдыха, рыбной ловли, сбора по ее малонаселенным берегам ягод и грибов. У Березайки высокие берега, поросшие смешанным и сосновым лесами. Имеется много удобных, чистых стоянок на ночлег. Удивительным было то, что, несмотря на чудесную августовскую погоду, за шесть дней похода по Березайке мы не встретили на ней ни одной туристской группы!

Река отважных героев

На побережье речки Березайки возмужали четыре Героя Советского Союза.

В деревне Малое Лошаково в 1917 году родился Григорий Семенович Данилов, военный летчик, принимавший участие в боях на Сталинградском фронте. Во второй половине 1942 года он совершил 58 боевых вылетов и сбил пять немецких самолетов, на земле уничтожил 16 танков и 48 автомашин, за что 1 мая 1943 года был удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.

В деревне Курский Рядок, которая ныне вошла в состав села Березовский Рядок, в 1917 году родился и жил Петр Петрович Широков, старший лейтенант, командир стрелковой роты. Отличился при штурме Сапун-горы при освобождении Севастополя. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 24 марта 1945 года. Петр Петрович – участник Парада Победы в Москве.

Василий Михайлович Ни­китин родился в 1918 году в деревне Балакирево, а учился рядом, в деревне Большая Горнешница на берегу реки Березайки, эту деревню мы проходили в первый день экспедиции. Василий Никитин, лейтенант, командир взвода пулеметной роты, отличился при форсировании Вислы в Польше. Звание Героя Советского Союза ему присвоено

27 февраля 1945 года. Погиб в битве за Берлин.

В поселке Березайка в 1910 году родился Алексей Иванович Афанасьев. Здесь же он пять лет учился в местной школе. Сегодня в средней школе №15 поселка Березайка собран богатый материал о Герое Советского Союза. На фронте он был с первого дня войны. Лейтенант, командир торпедного катера дивизиона торпедных катеров Балтийского флота. «Блестящий мастер торпедных атак» – так написано о нем в листовке политотдела бригады. Звание Героя Советского Союза присвоено 3 апреля 1942 года. После войны продолжал службу в Военно-морском флоте. Капитан I ранга. Умер в Ленинграде в 1978 году.

На первом этапе экспедиции в конце марта мы побывали в средней школе №15 поселка Березайка, встречались с педагогами и старшеклассниками этой школы, посетили ее музей. Это заведение в свое время окончила директор средней школы №17 города Твери, заслуженный учитель Российской Федерации Валентина Андреевна Ефимова, и у нас с Березайковской школой сложилась творческая дружба. В знак ее укрепления мы решили установить на этом здании мемориальную доску – в память о ее славном питомце Герое Советского Союза Алексее Ивановиче Афанасьеве. Замечательно, что в этом проекте нас объединяет и поддерживает коллектив «Тверской Жизни», ведущей газеты Верхневолжья, союзника всех наших походов.

Река Березайка и в послевоенные годы дала родине замечательных людей, с которыми мы встречались в ходе экспедиции. В селе Рютино нам посчастливилось побывать в гостях у известного мастера прогноза погоды Николая Александровича Ласточкина (см. «ТЖ» №153 от 17.08.2013). Наших ученых, участвовавших в экспедиции, очень заинтересовали его уникальная методика и высокая точность долгосрочных и особенно краткосрочных прог­нозов погоды.

А от села Березовский Рядок осталось неизгладимое впечатление, здесь мы встретились с необыкновенными подвижницами, сестрами Галиной Сергеевной и Татьяной Сергеевной Новиковыми, которые вместе с отцом Василием стремятся возродить в селе храм Успения Пресвятой Богородицы и сохранить дом-музей сельской интеллигенции конца XIX – начала XX веков (см. «ТЖ» №149 от 10.08.2013).

Здесь жили лоцманы, тяглецы-рядовичи

А еще в Березовском Рядке мы побывали у известного краеведа Любови Николаевны Сорока. Березовский Рядок, по ее сведениям, старинное селение на главном в средневековье пути между центральными русскими землями и Великим Новгородом. С созданием Вышневолоцкой водной системы селение приобрело еще большее значение. Здесь жили лоцманы, умело проводившие купеческие барки по мстинским порогам, мастеровые люди по ремонту судов, торговый люд, тяглецы-рядовичи, которые на Мсте тянули лодки и барки, перегружали их. Любовь Николаевна сообщила нам подробности о посещении Березовского Рядка императрицей Екатериной Великой. Это было с 6 на 7 июня 1785 года во время инспекторской поездки из Вышнего Волочка по водной системе. Тогда после устья Березайки, напротив деревни Городок, на дне Мсты, лежали огромные камни – валуны, мешавшие сплаву барок по Мсте. Императрица приказала местным мужикам поднять камни со дна Мсты на берег. В подтверждение легенды и сегодня лежат эти камни на левом берегу реки, и в народе их называют почему-то «журавлиными». А ведь это такой интересный туристический объект!

Еще об одной уникальности здешних краев. В этом году исполнилось 310 лет со дня начала строительства Вышневолоцкой водной системы. Она позволила в середине XVIII века в ходе навигации ежегодно проводить к столице России до трех-четырех тысяч торговых судов, а к концу того же столетия количество проходящих судов довести до пяти с половиной тысяч. И все они неизменно проходили через Березовский Рядок.

О флоте времен царя Петра

Работая в архиве перед экспедицией, мы узнали, что император Петр I уделял большое внимание флоту, предназначенному для Вышневолоцкой водной системы. Им было издано несколько указов, имевших целью улучшение судов для системы и нормирующих судостроение и типы судов. Судостроение тогда являлось важным промыслом и в Тверской губернии. Закупались суда купцами нашей губернии и некоторых городов Средней Волги. К ним судам нужно было еще закупать потеси (весла), некоторые деревянные детали для оснастки, необходимой для самосплава по Мсте. Размеры судов для Вышневолоцкой водной системы даже были установлены законом – сначала в Правилах 1809 года, а затем в Уставе путей сообщения, принятом в 1811 году. Согласно уставу, длина барки должна быть не более 17 сажен (36,4 метра), ширина – не более 4 сажен (8,56 метра), высота борта – 1,5 аршина (1,07 метра). Строилась она из хорошего елового или соснового леса и при осадке 0,66 метра могла перевозить до 7,5 – 8 тысяч пудов груза (123 – 131 тонну). Стоила она на месте постройки от 150 до 280 рублей. А в Петербурге продавалась на дрова за 75 рублей – вновь доставлять ее к местам погрузки товаров было очень накладно.

На каждой барке был лоцман-рулевой, он управлял ходом барки, распоряжался работниками. Были также коренные, или водоливы, они смотрели за чистотой судна и за целостью товаров на борту. Коренные нанимались, как правило, на всю путину. Этим промыслом жили крестьяне и мещане всех уездов, начиная от Твери и до Новгородской губернии. Лоцман на Мсте являлся главной фигурой на судне и был ответствен за благополучное плавание. Нередко он знал грамоту, имел практический опыт в судовождении, разбирался во всех тонкостях своего участка водного пути, где он проводил торговые барки. Как мы узнали, профессия лоцмана была необычайно трудной и подчас опасной, требовала сноровки, выносливости и смелости. Лоцмана всегда можно было узнать по внешнему виду, по одежде, по манерам. Было в этом отважном ремесле нечто притягательное, что заставляло многих жителей местных деревень бросать свои исконные занятия и с ранней весны до поздней осени проводить по Мстинским порогам суда с товарами. В навигацию было три каравана: весенний, летний и осенний. Весенний караван формировался из судов, которые в течение зимы собирались на Мсте, Тверце и Верхней Волге. Сначала на сплав уходили суда Вышневолоцкой группы. Обычно до 400 торговых судов ждали спада бурной вешней воды в Тверце и освобождения ото льда бечевников по берегам реки. Они выходили в путь вверх по Тверце после Вышневолоцкой группы на 1–2 недели позже. Следом за ней шли 350–400 судов из Твери и 200 – 300 с пристаней Верхней Волги. Подъем по Тверце продолжался в течение 25–35 дней, примерно до середины мая. Затем следовал сплав по бурной Мсте. А далее летний и осенний караваны.

Экзамен сдан Опеченским порогам

Река Мста в отличие от Березайки спортивная, интересная как в половодье, так и в межень. До устья правого притока Увери она течет в ложе древнего ледника, а ниже Увери, уже на новгородской земле прокладывает свое русло среди коренных пород. Появились первые пороги и серьезные перекаты.

А вот и Опеченский Посад. Поселок возник в начале XVIII века как лоцманская слобода. Сегодня это историческое место, своего рода столица новгородского участка Вышневолоцкой водной системы. Нас в нем поразила неплохо сохранившаяся гранитная набережная с чугунными кнехтами для крепления барок, старинные деревянные и кирпичные дома, выстроенные вдоль набережной в линии (как в Питере: 1-я, 2-я, 3-я линии), два хорошо сохранившихся валунных моста над ручьями, впадающими в Мсту. Это место отдыха жителей поселка – парк Победы, созданный еще в 1966 году. Уникальный дендрарий на берегу Мсты, объединяющий функции и небольшого ботанического сада, и исторического музея. Для туристов-водников у дендрария есть удобный причал.

А после Посада – знаменитые Опеченские пороги. Мы сделали дневку ниже деревни Малый Порог на месте, где москвичи проводят каждую весну свой чемпионат по технике водного туризма.

Местные пороги между Опеченским Посадом и Боровичами (Большой, Малый, Лестница и другие) с давних времен имели дурную славу. Много купеческих барок с товарами разбилось на этих страшных порогах. Здесь река Мста, встретив твердые породы, пробивает в них свое русло с крутыми, местами скалистыми берегами. Часто плиты из доломитов и известняков перегораживают реку по всей ее 150-метровой ширине. И река скачет по ступенькам метровыми валами. В половодье скорость течения порой бывает до 20 километров в час. И главное препятствие – крутые валы высотой до полутора метров. Мы шли в низкую воду, когда на порогах было много мелей и надводных камней, а значит, было необходимо обеспечить четкое, грамотное прохождение порогов и проводки байдарок. Особенно там, где очень мелко. Мы тщательно осмотрели эти пороги во время дневки, выбрали оптимальный путь сплава, и все шесть байдарок успешно прошли Опеченские пороги. Это был самый трудный день экспедиции.

Березовский Рядок: тут рай туристский!

Порадовавшись за новгородский Опеченский Посад, участ­ники экспедиции решили немного помечтать и представили себе через несколько лет Березовый Рядок столицей мстинского участка Вышневолоцкой водной системы на территории Тверской области. В нашем воображении возникли полностью отреставрированный Успенский храм, получивший финансовую поддержку и статус филиала Бологовского краеведческого музея Дом-музей сельской интеллигенции, обелиск славы односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, мемориальная доска на доме Героя Советского Союза Петра Петровича Широкова на улице Заречной. А еще обустроенный с указателем родник на правом берегу Мсты за мостом, красочный стенд в центре села, приглашающий туристов, гостей посетить местные достопримечательности, а еще под открытым небом музей сельхозтехники XX века и сохранившихся предметов времен создания водной системы. В том числе срубленная местными умельцами модель купеческой барки в масштабе 1:4 (а место музея может быть на левом берегу Мсты выше моста аккурат рядом с участком будущего директора этого музея Л.Н. Сорока), обустроенный туристический объект «Журавлиные камни», место для туристов-водников, сплавляющихся по Мсте и желающих остановиться здесь для знакомства с селом или ночлега. И, наконец, местные жители интересно расскажут о своем родном историческом селе и познакомят туристов с чудесным школьным музеем.

Как хочется, чтобы эти мечты осуществились! Ведь тогда местная школа никогда не закроется, потому что тут будет интересно жить. Всем и навсегда.

Наш отчет – своего рода наметки общественного проекта для повышения инвестиционной привлекательности региона. Туристический бизнес в таких местах имеет серьезный шанс на успех. Главное, успеть задействовать тот людской ресурс, который, увы, тоже исчерпаем. Но для подобного прорыва нужны немалая воля и отвага.


Автор: Гарий ГОРЕВОЙ, руководитель экспедиции-2013
155

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию