24 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 28.08.2013

Вернемся в прошлое?

28 августа исполняется 112 лет тверскому трамваю

В Твери на Трехсвятской стоит старинный трамвайчик. Такой, на котором в свое время жители ездили по этой улице от Судебной площади (ныне площадь Ленина) до железнодорожного вокзала. Первый рейс состоялся 15 (28) августа 1901 года. С тех пор Тверь трудно представить без этого вида транспорта. Хотя говорить о его перспективах сегодня сложно.

«За свой счет и риск»

История тверского трамвая… О ней можно рассказывать долго. Знала она и свои взлеты, и свои падения. Тверь стала, по разным данным, или девятым, или одиннадцатым городом в России, где появился этот новый по тем временам вид транспорта. В октябре 1898 года Тверская дума заключила договор с уполномоченным Бельгийского акционерного общества Станиславом Вернатовичем.

«Тверская городская управа в составе Городского Головы Александра Федоровича Карпова и членов Управы Флорентия Александровича Курова и Егора Александровича Знаменского с одной стороны и дворянин Станислав Александрович Вернатович, уполномоченный от иностранных предпринимателей с другой стороны заключили этот договор в нижеследующем:

Тверская Городская Управа на основании постановления городской Думы, составленного 29 сентября сего года, предоставляет уполномоченному иностранных предпринимателей дворянину Станиславу Александровичу Вернатовичу право, а последний обязуется устроить в городе Твери, в определенном районе, за свой счет и риск, для перевозки пассажиров и грузов, городскую железную дорогу с подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации, для движения по улицам, поименованным в следующем параграфе договора».

Правда, городской железной дорогой этот новый вид транспорта именовали недолго. Уже в скором времени у всех на слуху было, что в Твери появится трамвай.

Первые маршруты

На берегу Тьмаки было построено здание электрической станции мощностью 450 киловатт, проложены первые трамвайные пути. И, наконец, 15 мая 1901 года по старому стилю первые вагоны появились на наших улицах. Какими были в ту пору маршруты тверского трамвая?

Первый прошел от земской больницы, которая, напомню, находилась на месте городской больницы №2, по всей Миллионной, ныне Советской, улице и до Морозовской мануфактуры. Второй – от Судебной площади до вокзала. Четырнадцать новеньких вагонов бельгийского производства поставили на рельсы. Каждый обслуживался вагоновожатым и кондуктором. В ту пору эти профессии были сугубо мужскими. Пройдет 15 лет, прежде чем появятся первые женщины­кондукторы. Первая мировая война забрала на фронт многих мужчин. Трамвайные пути в те годы были одноколейными, с разъездами и тупиками. На конечной остановке вагоновожатые переходили с одной площадки на другую, и трамвай вновь отправлялся в путь. Остановок в ту пору не существовало. Пассажиры могли потребовать остановить трамвай в любом месте, кроме поворотов, подъемов и мостов.

Дорогое удовольствие

Правила для пассажиров были достаточно строгими. Не разрешалось ездить на трамвае арестантам в сопровождении конвойных, детям без родителей до 7 лет, нетрезвым гражданам, а также лицам в загрязненной одежде. Пассажиры не имели права перевозить собак. Курить разрешалось только на открытой площадке трамвая. Льгот на проезд не было ни у кого. Отличался трамвай того времени от современного и тем, что стоимость билета зависела от протяженности поездки и составляла от двух до десяти копеек. Двухкопеечные трамвайные билеты были белыми, трехкопеечные – фиолетовыми, пятикопеечные – зелеными, семикопеечные – желтыми и, наконец, самые дорогие, десятикопеечные, – красными. Удовольствие проехаться на трамвае было достаточно дорогим. В ту пору средний заработок ткача на Морозовской мануфактуре составлял порядка 50 копеек в день. И все же за первый год трамвайного движения в Твери новым видом общественного транспорта воспользовалось около одного миллиона человек. Так что трамвай пришелся тверитянам по вкусу.

Становится раритетом

В феврале 1918 года тверской трамвай был национализирован, а вскоре и просто закрыт. Лишь в 1922 году вагончики вновь пошли по улицам Твери. В конце 20­х годов начался переход на широкую колею и двухполосное движение. В начале 30­х годов трамвай пришел в Заволжье. В ту пору движение осуществлялось по Старому волжскому мосту. Рос город, и один за другим появлялись новые маршруты. Приходилось трамваю порой покидать и старые, давно уже наезженные улицы. Так, в 1976 году он «ушел» с улицы Урицкого (нынешней Трехсвятской) на Тверской проспект.

Век ХХI безжалостно прошелся по первому общественному транспорту. Один за другим закрывались маршруты. Трамвайная линия исчезала с тверских улиц. Сейчас рельсы убирают с улицы Орджоникидзе. Встает вопрос: а не закончится ли в ближайшее время история нашего раритета? И все­таки хочется смотреть в будущее с оптимизмом. Жители города устанут от бесконечных пробок и вспомнят о старом доб­ром трамвае. Только быть он должен совсем другим. К примеру, скоростным. И чем раньше такой транспорт появится в городе, тем лучше будет для всех его жителей.

Автор: Андрей КИСЕЛЕВ
74

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость