25 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура22.08.2013

Вечный сад с ароматом времени

Фотограф: WWW . DRAMTEАTR . INFO

Свою последнюю пьесу Антон Павлович Чехов написал 110 лет назад

 Тверские садоводы знают, что наш край не «вишневый». Бурное цветение деревьев по весне еще не означает, что завяжутся плоды. И это досадно для тех, кто каждый раз их ожидает. Но, удивительное дело, в области нашего духа все обстоит по-другому: почему нас так волнует этот вечно цветущий вишневый сад, созданный драматургом сто с лишним лет назад? Вокруг невесомой белой пены бродят люди со своими тревогами и настроениями, пытаясь рассмотреть будущее и в нем – себя. Тема коммерческой выгоды в пьесе звучит, но она, скорее, на поверхности. В этом произведении присутствует еще нечто, что каждый раз открывает и открывает потаенные двери, бесконечные кладовые смысла. При условии, что есть режиссер, тонко чувствующий Чехова и Время.


С художественным руководителем и главным режиссером Тверского академического театра драмы Верой Ефремовой о «Вишневом саде», кажется, можно говорить бесконечно. Благодаря ей этот спектакль называют визитной карточкой Твери, что само по себе звучит достойно и несуетно. Далеко не у каждого города есть возможность дарить такие «визитки». По большому счету, это награда за верность идеалам. На тверской сцене «Вишневый сад» идет уже 38 лет. Исчерпания кладовых не предвидится. Таковы возможности чеховской классики. И – нашего зрительского таланта чувствовать и сопереживать. 

Для самой Веры Ефремовой эта пьеса стала талисманом судьбы. Впервые «Вишневый сад» она поставила в 1975 году, это был ее режиссерский дебют на тверской сцене. Спектакль пережил четыре редакции, каждая с разрывом около десяти лет. Так и должно было произойти. Менялось время, менялись мы и, естественно, режиссерские акценты. Веру Андреевну всегда поражала емкость этой пьесы: она такова, что ничего не нужно ставить с ног на голову, экспериментировать за гранью текста. В «Вишневом саде» все есть, он самодостаточен для века прошлого и нынешнего.
Последнюю редакцию 2000 года критики назвали даже в чем-то трагичной. Это не случайно. Было опять же попадание в самый нерв жизни при тогдашних разочарованиях и еще недавних бурных надеждах целой страны. Спектакль остро отозвался на эту боль из своей дворянской эпохи. Помню рецензию в «Тверской Жизни» нашего коллеги Владимира Кузьмина, где он писал о глубоком разладе героев: «Молодые все понимают, Гаев и Раневская просто понимать отказываются. Лопахин делает деньги. Как все это напоминает современность!»

Самое интересное заключается в том, что сегодня такой вывод оказался бы не совсем точен. Режиссер снова должен войти в ту же реку, но в другие ее воды. Общество уже не такое, каково было на рубеже веков. У молодых стало больше скепсиса. Идеалы никуда не делись, но их не принято громко проговаривать, ощутимо меняются и сами интонации. Приглушена розовость мечты. Спектакль остается живым, если все это слышит.

Отдельная увлекательная тема, как «Вишневый сад», проходит через судьбы артистов. Спектакль благодатен тем, что дает им возможность выразить себя на заре жизни, в полдень и на ее закате, где так фактурно прорисована роль старого слуги Фирса. На протяжении многих лет не раз у них менялись роли. Народная артистка России Ирина Андрианова тогда, в семидесятых, играла Дуняшу, потом как подарок приняла образ Раневской. Заслуженный артист РФ Николай Бутрехин после Гаева смог почувствовать себя Фирсом. В свою очередь народный артист России Александр Чуйков, игравший Лопахина, представил нам своего Гаева. Безмерно благодарна за «Вишневый сад» в своей судьбе и народная артистка России Вера Васильева, которая немало лет так блистательно играла Раневскую на нашей сцене, полюбив и сам город, и его зрителей.

Очень трудно сейчас «препарировать» эту живую театральную ткань, искать тайные пружины долгожительства спектакля. Как всякое талантливое произведение, чеховская пьеса очень быстро стала жить по своим законам, уже независимо от воли автора. В книге «Моя жизнь в искусстве» Константин Станиславский приводит текст телеграммы, которую он послал Чехову сразу после первого прочтения пьесы: «Потрясен, не могу опомниться. Нахожусь в небывалом восторге. Считаю пьесу лучшим из всего Вами написанного. Сердечно поздравляю гениального автора. Чувствую, ценю каждое слово».

Но это чувствование каждого чеховского слова не помешало режиссеру Станиславскому увидеть в пьесе больше драмы, чем комедии, пусть даже и высокой, на чем так настаивал автор. Отвечая на вопрос, как играть образ Раневской, Чехов говорил (это тоже выдержка из книги знаменитого режиссера): «Пальчики, пальчики в кольцах, она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто». Станиславский видел этот образ более глубоким и неоднозначным, по-своему толкуя чеховские репризы. Например, так: «В самом бездействии создаваемых им людей таится сложное внутреннее действие. Нельзя скользить по поверхности пьесы, наигрывая внешние образы ролей».

Недавно с удивлением прочитала о том, что один современный постановщик «Вишневого сада» водрузил своих актеров на ходули. По его замыслу, именно так тонкая классика должна встроиться в сегодняшний день. Но, согласимся, это всего лишь внешний эффект. Что за ним? Хорошо известно, что чеховская пьеса болезненно переносит чересчур смелые новации. 

«Вишневый сад» Веры Ефремовой – это всегда попытка идти в глубину, докопаться до «золотоносной руды», когда происходящее на сцене отворяет зрительские сердца и возникает то единое, очень нужное человеческому духу, что и называется Театром. Ради таких драгоценных минут талантливые режиссеры бесстрашно расходуют свое сердце. И жизнью самой выверены слова все того же Константина Сергеевича: «Прелесть чеховских пьес в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства». Наверное, это и есть самое трудное для актера – излучать внутреннее чувство. Но если такое излучение идет со сцены, оно ощущается залом и усваивается по своим неведомым законам. Это чудо происходило много раз и за пределами Твери: в лучших театрах нашей страны, в Германии и Греции. 

Так получается, что «Вишневый сад» живет во времени, все больше становясь драмой. Ведь Время как мировая субстанция тоже Режиссер театра. Когда Эфрос ставил чеховскую пьесу у себя в Театре на Таганке, он и вовсе заметил, что «все герои пьесы – дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин предупрежден об опасности». Но так ли это сейчас? В новейшем прочтении пьесы, возможно, о Лопахине будет сказано другое.

Если тонко чувствовать жизнь и любить людей, Чехов безумно интересен. Именно сейчас, когда в лаконичности наших отношений друг с другом пространство грубеет на глазах. От «Вишневого сада» по-прежнему идет свет, даже если он превращается в драму. Хочется самому проговорить какие-то важные вещи, но не в пустоту, а понимающему другу. И это происходит после свидания со спектаклем.

Наша жизнь – это череда встреч и прощаний. Причем мы далеко не всегда понимаем, что с чем-то прощаемся навсегда. Известен отзыв о спектакле во МХАТе великого русского писателя Ивана Бунина, который усмотрел в только что родившемся «Вишневом саде» ряд погрешностей. В частности, он заметил, что цветы вишневого дерева на сцене выглядят неправдоподобно крупными.
На самом деле они мелкие и не такие красивые. Даже в страшном сне ему тогда не могло привидеться расставание с Родиной. Но когда это произойдет, до листика, до прожилки он станет вспоминать то, что питало его на родной земле. И крупные планы этих воспоминаний будут поддерживать его все последующие годы. 

Так что тверские зрители, с кем чеховский спектакль идет по жизни, благодарны Вере Ефремовой за ветку цветущей вишни с «неправдоподобно крупными» цветами. А еще за то, что ни разу у режиссера не возникло желания пойти по пути художественного минимализма, оголив сцену и чувства актеров. Лирическая дымка «Вишневого сада» – я вижу ее в чеховских глазах. Какое счастье, когда пьесы отмечают свои юбилеи!
Автор: Татьяна Маркова
171

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию