11 Декабря 2017
$59.28
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 20.08.2013

Новые стандарты для нестандартных детей

Фотограф: Ольга Моисеева

Приближающийся учебный год для педагогов не только нашей области, но и всей страны будет не совсем обычным

Новые стандарты второго поколения, которые 
до сих пор действовали лишь в начальной школе, теперь будут внедряться и на других ступенях системы образования. В том числе и на дошкольной. Обсуждается также проект профессионального стандарта главного участника модернизации – самого учителя. Смогут ли перестроиться на новый формат работы педагоги и каким образом это должно происходить – об этом шла речь на открытии ежегодной августовской педагогической конференции, которая продлится в Твери до 22 августа. 

В областной институт усовершенствования учителей, на базе которого проходит форум, съехались более 150 специалистов из районов области. 

Добиться успеха поможет… дискомфорт

Заместитель министра образования Тамара Цеберганова, приветствуя участников конференции, отметила, что профессиональный стандарт педагога – это один из главных вопросов, обсуждаемых сейчас педагогическим сообществом. Проект содержания стандарта создавался учителями-практиками. По сути это объективный измеритель квалификации педагога, инструмент повышения качества образования. Этот документ необходим потому, что система образования активно модернизируется и новые федеральные требования к ней существенно изменят формы и технологии работы.

Основная проблема, которая существует на сегодняшний день, – восприятие педагогическим сообществом необходимых перемен. По этому поводу идет много споров, но единую концепцию профессионального стандарта выбрать предстоит в любом случае.

О необходимости таких перемен говорится и в новом федеральном законе об образовании. 
Директор института усовершенствования учителей Сергей Махновец пояснил, что в этом документе впервые прописан также правовой статус педагога, его обязанности, меры социальной поддержки. К примеру, закон дает гарантии сохранения у педагогов заработной платы не меньше, чем в среднем по экономике региона. Также увеличен список льгот работникам образования. В частности, это касается тех, кто имеет отраслевые награды. Впервые особое внимание уделено дошкольному образованию. Разработаны единые подходы к оценке квалификации педагогов всех ступеней – от дошкольного до высшего профессионального образования. И всем предстоит осваивать стандарты второго поколения. 

Ход их внедрения и эффективность первых результатов специалисты отрасли проанализировали на коллегии образования, которая прошла в июне этого года. Выявили проб¬лемы. Среди основных – человеческий фактор. Не все педагоги пока готовы к переменам. К примеру, показателен такой факт: лишь немногим более 52 процентов читают дополнительную профлитературу. Да и то в совокупности затрачивают на это менее одного часа в неделю. Среди руководителей учебных заведений процент тех, кто занимается самообразованием, еще меньше. Такие результаты анкетирования озвучил Сергей Махновец. По его мнению, самообразование, безусловно, необходимо, но также нужно помочь учителям по-новому взглянуть на методику преподавания, овладеть навыками проектирования образовательного процесса. Один из вариантов – курсы повышения квалификации. В соответствии с законом об образовании теперь их можно проходить раз в три года (а не в пять, как раньше).

Педагог школы №3 из Кашина Татьяна Голубева рассказала о том, как к новой парадигме образования привыкают учителя их школы. Методика обучения педагогов построена на создании творческих групп, на коллективной работе по освоению новаторских идей. Основная идея: учитель не должен жить с ощущением, что в новой системе образования он лишний, а его опыт и знания уже устарели. Нужно помочь ему поверить в свои возможности. 

Немаловажен также вопрос взаимодействия всех участников образовательного пространства: от детского сада до вуза. Ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский рассказал о тех стандартах, которые будут внедряться в высшей школе. В прошлом году затраты на реорганизацию системы высшего образования в стране составили 600 млрд. рублей. Для нашей страны рекордная сумма, но для сравнения – это годовой бюджет Гарвардского университета. По мнению Андрея Владленовича, основная суть модернизации образования заключается в том, что учитель перестает быть просто человеком, передающим знания. И сама категория «объем знаний» больше не играет решающей роли. Особенно в технологических областях информативность с каждым годом удваивается. Знания, которые получает студент на первом курсе, к последнему уже устаревают. Поэтому главная задача педагога – научить ученика учиться. Чтобы он мог самостоятельно овладевать знаниями. А для этого нужно научиться учиться самому. Любые перемены всегда предполагают трудности, но, чтобы добиться успеха, надо покинуть зону комфорта, считает ректор одного из главных вузов области. 
Учим или воспитываем?

Свое мнение по поводу происходящих в системе образования перемен учителя выражали на дискуссионных площадках, где поднимались вопросы подготовки будущих педагогов в вузах, инновационной деятельности учителей, объективной оценки квалификации специалистов и многие другие. О роли педагога как воспитателя говорили участники одной из рабочих групп.

Школа лишь корректирует характер личности, а основы воспитания все равно закладываются в семье – так считает основная масса учителей, а одним из самых доступных методов воспитания в школе признает дополнительное образование.

Завуч Татьяна Шмидтова поделилась опытом, как создание прогрессивного воспитательного пространства осваивают в тверской гимназии №12. Внеурочная деятельность делится на три направления: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, творческое.

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» сближает школу и семью, помогает сдружиться детям. В гимназии работает психолого-логопедическая служба, проводится активная работа с родителями. 

Директор школы №5 из Кашина Жанна Суходильская рассказала о том, как с помощью активной внеклассной работы коллектив школы решил и еще одну задачу – наполняемость учебного заведения. Такая необходимость возникла из-за жесткой конкуренции: неподалеку была построена новая школа, которая, естественно, больше привлекала учеников. Отдельные мероприятия переросли в многолетние проекты: социально значимые, оздоровительные, развивающие. Теперь в школе есть и свои традиции, и даже ученическая дума.

Система дополнительного образования, естественно, существует во многих школах, и появилась она не вчера. Но модератор дискуссионной площадки, заведующая кафед­рой образования института усовершенствования учителей, доцент Алла Копалиани, говоря об этой роли педагога в воспитании ученика, остановилась и еще на одном моменте. В последние годы появилась проблема излишней загруженности детей внеклассными мероприятиями. Сами школьники считают, что многое из того, что им неинтересно, педагоги попросту навязывают. Это мнение детей тоже стоит учитывать – можно ведь добиться обратного результата. 

И как оценить результаты воспитательной работы? Это немаловажный вопрос.

Во многих школах основным критерием оценки являются результаты участия в предметных олимпиадах и портфолио – личный журнал ученика, где отмечены все его достижения в разных жизненных аспектах. Но правильно ли это? Ведь духовность и нравственность – на что, собственно, и направлены усилия по воспитанию, – не измерить количеством побед в конкурсах. 

Директор образовательного учреждения «Садко» из Удомли Татьяна Коськова в качестве оценки результатов работы предлагает анкетирование родителей и учеников. К примеру, у них 93 процента родителей считают, что дополнительное образование способствует развитию детей. 

Во многих учебных заведениях проводятся мониторинги неперсонифицированного характера. А вот в кашинской школе этапы развития ребенка отмечаются в так называемом досье, которое является документом конфиденциальным, и с ним могут познакомиться только родители. Это позволяет получить не обобщенный, а индивидуальный портрет личности.

Методы исследования могут быть разными, считают педагоги, главное, чтобы они проводились осторожно, не травмируя психику ребенка и не занижая его само­оценку. А новые стандарты предполагают воспитание нестандартных детей. Обо всем этом пойдет речь на мастер-классах, которые запланированы на все дни форума.  

Оператор: Ручлан ПОПОВ
Автор: Юлия Крутова
85

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость