23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 05.08.2013

По ступеням реформы

Фотограф: Александр Солодков

В вузах начинается вторая волна

Пятого августа в вузах завершится первый этап поступления. Оглашены списки поступивших. За это время абитуриентам надо определиться, на каком из выбранных факультетов шансов больше, и, рискуя, но отчаянно надеясь удержать синицу в руках, успеть отнести туда подлинник аттестата. Тех, кто не прошел в число студентов на этом этапе, удача, возможно, ждет на второй волне.

Едва ли не каждый год появляются новые правила для абитуриентов, и уследить за многочисленными изменениями трудно. Почему на одних специальностях учатся четыре года, а на других – пять? Какие профессии предпочитают современные выпускники школ? Что принесла реформа образования вузам? На эти и другие вопросы отвечает профессор кафедры социо­логии и социальных технологий ТвГТУ, ответственный секретарь приемной комиссии 
Леонид Григорьев.

– Леонид Геннадьевич, в приемной комиссии абитуриентам предложена подробная информация обо всех факультетах университета. А еще указаны сроки и направления, то есть будут они бакалаврами и магистрами или специалистами? Как давно появилось это новшество?

– Когда реформа только начиналась и вводились две модели высшего образования – старая классическая и новая, позаимствованная у Запада, споров было очень много. Одни говорили: «Как можно за четыре года подготовить профессионала? Во всем мире сроки удлиняются, а у нас, наоборот, сокращаются». Другие возражали, мол, в Европе и Америке учат так и живут не хуже нашего. Важен ведь не только срок, но и технологии обучения, а двухуровневая система высшего образования (бакалавр – магистр) призвана обеспечить индивидуальные образовательные траектории, создать условия для академической мобильности.

Очевидно, что назрела потребность в новой системе, потому что изменилось само восприятие гражданами сферы образования. Раньше оно рассматривалось как некий капитал, который человек получает один раз в жизни и обеспечен им до конца дней. Поступая в вуз, люди знали, что выбирают себе единственную дорогу.

Представление об образовании изменилось принципиально, теперь говорят о непрерывном образовании в течение всей жизни, о гибких образовательных траекториях. Двухуровневая система более соответствует новой идеологии образования, потому что человек, получивший диплом бакалавра, в магистратуру может пойти по другому направлению.

Двухуровневая система существует в нашей стране уже лет 20, но на протяжении 90-­х и 2000-­х была мало распространена. С 2011 года введены новые федеральные государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми большинство образовательных программ предполагает обучение по системе бакалавриат-­магистратура.

– Но специалитет, предполагающий пятилетнее обучение, все­-таки остался?

– Да. Это, например, медицинские специальности или такие образовательные программы, как «Экономическая безопасность», «Компьютерная безопасность», «Психология служебной деятельности». То есть те профессии, в которых речь идет о безопасности государства, общества и человека.

– Столько перемен! Как к ним привыкнуть?

– Не было в истории российского образования такого периода, чтобы за столь небольшой срок проводилось такое количество реформ, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая аспирантурой и докторантурой. Уровневая система, компетентностный подход, академическая мобильность, Болонский процесс, ЕГЭ – эти термины уже стали привычными.

Если в 90­-е, период максимальных свобод, открывались новые вузы и филиалы, учреждались новые специальности и высшее образование стало массовым, то спустя время стало ясно, что так много вузов не нужно, что слишком велика доля молодых людей, стремящихся получить высшее образование.

И уже сейчас можно предсказать, что в 2015 году мы столкнемся с такой проблемой: одновременно будут выпускаться те, кто учился пять лет, и первые бакалавры с четырехлетним сроком обучения.
Число выпускников вузов резко возрастет, могут возникнуть сложности с трудоустройством. Но все покажет время. Должны вступить в профессиональную жизнь те, кто учится по новым стандартам и новым программам. По большому счету, должно пройти несколько десятилетий, тогда можно будет оценить результаты нынешних реформ.

– По поводу ЕГЭ, наверное, уже сейчас можно сказать определенно?

– Любой процесс реформ болезненный. Что касается ЕГЭ... Идеи были верными,  цели – благими. Ставший с 2009-­го обязательным, этот экзамен был учрежден для того, чтобы устранить коррупцию на стадии перехода из школы в вуз, чтобы сделать доступным высшее образование для детей из провинции и снизить психическую и физическую нагрузку на выпускников. Что касается нагрузки, то некоторые специалисты говорят об усилении психологического напряжения, связанного с ЕГЭ: да, экзамен один, но его влияние на судьбу молодого человека резко возросло! И еще один момент – сейчас обучение в старших классах во многом трансформировалось в подготовку к ЕГЭ. Для тех, кто хочет стать, например, юристом, надо представить сертификат по русскому языку, общество­знанию и истории. Получается, для него не существует ни биологии, ни географии, ни физики. Не теряется ли таким образом сама идея общего образования?

С введением ЕГЭ изменилось очень многое. Например, раньше учитель русского языка видел свою задачу в формировании у детей навыков устной и письменной речи. Они писали изложения и эссе, участвовали в дискуссиях. Все это требует много времени, а результаты трудно измерить. Сейчас работа учителя оценивается по баллам ЕГЭ. Хорошо, что эти проблемы видит россий­ское правительство. Предлагается вернуться к среднему баллу аттестата, к портфолио.

– Разве все это нельзя было предусмотреть?

– Западные модели, как выяснилось, у нас плохо приживаются. Например, там не принято списывать на экзаменах, а у нас не принято отказать однокласснику, если он просит помочь. Еще один пример, очень показательный. Новые стандарты предполагают вариативность в выборе учебного предмета, что на Западе действует. Но если нашим студентам предложить выбрать несколько предметов, то велика вероятность того, что они выберут не ту учебную дисциплину, которая наиболее полезна для будущей профессии, не ту, которую ведет самый талантливый преподаватель. Они возьмут себе предмет, изучение которого потребует меньше усилий.

– Зато недостижимые прежде престижные московские вузы стали более доступными талантливым ребятам из провинции.

– Доступность высшего образования после введения ЕГЭ действительно выросла, но ведь если в сельской школе нет учителя иностранного языка, то сдать хорошо экзамен не удастся, в какой бы форме он ни проводился.

После введения ЕГЭ доля уезжающих в столичные вузы молодых людей из провинции увеличилась на 20–30 процентов. Ладно Тверь, у нее судьба такая – находится между Питером и Москвой, но молодежь едет в столицу из многих российских городов. И почти никто не возвращается. С точки зрения интересов общества и государства это, конечно, не очень хорошо.

– Если посмотреть статистику по стране, в прошлом году самыми востребованными специальностями оказались политология, международные отношения, здравоохранение, журналистика, теория искусств, юриспруденция. Едва ли не самыми высокими были проходные баллы на африканистику и востоковедение. Наименьшим средним баллом зачисленных по результатам ЕГЭ были отмечены такие направления, как технология легкой промышленности, управление водным транспортом, сельское и рыбное хозяйство, морская техника.

– Спрос на гуманитарные специальности растет, а число бюджетных мест между тем постоянно уменьшается. Если на филологическом факультете Тверского гос­университета 10 лет назад было более 100 бюджетных мест, то сейчас меньше 40. И в этом году контрольные цифры приема (иначе говоря, бюджетные места) на гуманитарные направления и специальности вновь уменьшились. А в тех вузах, которые вошли по итогам министерского мониторинга в число неэффективных, сокращение оказалось особенно сильным. 

Государство, сокращая бюджетные места на экономических, социальных и гуманитарных направлениях, поддерживает таким образом инженерно-­техническое образование. Однако за последние 20 лет ценности молодежи сильно изменились. Выпускники школ в значительной мере ориентированы на те профессии, которые, по их мнению, обеспечат хороший заработок и не потребуют больших усилий. Многие хотят быть менеджерами, экономистами, юристами. Так было и в 2000 году, когда я начал работать в приемной комиссии. За 13 лет мало что изменилось, только сместились акценты. Теперь в чести еще государственное и муниципальное управление, таможенное дело.

Две трети выпускников в Тверской области сдавали ЕГЭ по обществознанию, а по физике держали экзамен менее четверти. В вузах же картина противоположная: для тех, кто экзаменовался по физике, мест в несколько раз больше, чем для тех, кто сдавал обществознание. То есть на инженерные профессии вполне может поступить и троечник.

– А как обстоят дела в техническом университете?

– Все тенденции сложились в прошлые годы. Места на инженерно-­технические специальности не сокращаются, а на гуманитарные урезаны еще раньше. Сейчас все идет по плану. Цифры приема остаются в основном прежними – около 700 бюджетных мест на очную форму. Предположительно 300 человек, если ориентироваться на опыт прошлых лет, будут учиться на платной основе, 113 – заочно.

На факультете управления и социальных коммуникаций бюджетных мест практически нет. Исключение составляет 19 мест по направлению «Менеджмент». В этом году у нас открылась новая специальность – «Экономическая безопасность».

На всех остальных факультетах – природопользования и инженерной экологии, информационных технологий, машиностроительном, химико­технологическом и неизменно популярном инженерно­-строительном – учеба почти всех студентов финансируется из средств государственного бюджета. А всего количество абитуриентов очной формы обучения ТвГТУ уже превысило 2000. 

Автор: Мария Спиридонова
19

Возврат к списку

На улицу Хромова в Твери вернулась ярмарка продовольствия
Возле конечной остановки трамваев «ДСК» областного центра вновь идет бойкая торговля – на радость покупателям и продавцам.
23.08.201719:47
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость