23 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
ЖКХ30.07.2013

Найти точку опоры для всей системы

Фотограф: FACEBOOK . COM

Как заставить жилищно-коммунальные организации работать на совесть

В Воронеже прошло межрегиональное совещание ЦФО «Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ как путь улучшения качества услуг». Как заставить жилищно-коммунальные организации работать на совесть, обсуждало представительное собрание численностью в 150 человек. Среди них – руководители региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ, представители Уполномоченных по правам человека, Общественных палат. Тверской регион от всех этих структур представляла Елена Юлегина, депутат ТГД, руководитель Тверской областной правозащитной общественной организации «Качество жизни». Данная организация работает уже семь лет, и со всеми функциями, входящими в перечень обязанностей центров общественного контроля, которые в некоторых регионах только зарождаются, успешно справляется. Это организация работы общественной приемной, горячей линии, проведение правового обучения и консультирования, в том числе и через СМИ. О том, что удалось рассказать о себе и чему научиться у других, Елена Евгеньевна рассказывает читателям «ТЖ».

Первые шаги

Сейчас во всех регионах ЦФО идет процесс зарождения центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Казалось бы, и так много различных контрольно-надзорных структур. Однако всем понятно, это не дает гарантии качества. Что и подчеркнула ведущая Светлана Разворотнева – председатель комиссии по местному самоуправлению в жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль». Она же отметила, что президент дал направление – создать систему общественного контроля во всех видах деятельности по всей стране. Готовится нормативный акт, который будет прописывать ее возможности, права и обязанности. Пока непонятно, где для этого взять финансовую поддержку, квалифицированных людей. И насколько система общественного контроля федерального уровня будет реагировать на нарушение прав человека органами власти. 

Мою реплику о том, что в некоторых судах проигрывают властные структуры, и НП «ЖКХ Контроль» должно проанализировать все подобные случаи, чтобы прояснить картину и понять, куда двигаться и как работать с законодательством, властью, населением, поддержало большинство присутствовавших.

Из отчетов о становлении общественного контроля видно, что ряд регионов находится в самом начале пути. В чем-то Тверская область, наверное, продвинулась дальше других. Меня лично многие из коллег, присутствовавших на совещании, попросили о консультациях в части организации нашей работы, в т.ч. финансирования, а также по злободневным вопросам системы ЖКХ.
Дело в том, что «Качество жизни» уже семь лет работает при системной грантовой поддержке Правительства области, чего, как я поняла, нет ни в одном другом регионе ЦФО. А без финансовой составляющей выстроить систему было бы невозможно. Не менее важно и то, что у нас полное взаимопонимание с властными структурами и организациями в структуре регионального ЖКХ. Мы действуем сообща, и это положительно отражается на результатах. А если возникают разногласия, как правило, мы решаем их путем переговоров, выступая посредниками между структурами управления ЖКХ, населением и жилищно-коммунальными организациями.

В то же время нам есть чему поучиться у других. На совещании много раз звучало: «Мы постоянно участвуем во встречах в Госдуме, Минрегионразвития РФ, обсуждаем проблемы». А мы многое умеем, но не доносим информацию, свою точку зрения столь широко. Надо более активно участвовать в общественной жизни страны: нам есть что сказать. 

Требуется тайм-аут 

От выступавших прозвучало много интересных предложений. Так, Андрей Чибис, исполнительный директор НП содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» призвал прекратить вносить изменения в жилищное законодательство. Двумя руками поддержала это, как и большинство присутствовавших в зале, о чем можно было судить по одобрительному шуму. Даже власть не успевает изучать законодательство, что же говорить о населении. А ведь жилищную политику надо донести до каждого собственника, сделать его убеждением. Иначе постоянно возникают конфликты: кто-то усвоил уже не действующую норму закона, кто-то новую, кто-то и вовсе ничего. 

Также я считаю, что нужно немедленно проанализировать законодательство с точки зрения устранения противоречий. Например, в Жилищном кодексе читаем: плата за жилые помещения. На самом деле это плата за содержание общего имущества. Да, она рассчитывается от нашей жилой площади, но и название она должна иметь соответствующее. Или написано, что ТСЖ можно преобразовать в ЖСК. Абсолютно невозможно, так как нет правовой цепочки, которая могла бы право собственности низвергнуть до права на пай.

Тарифы и нормативы

Частые изменения законодательства приводят к ошибкам. Так, Минрегионразвития не учел, что канализации в разделе общедомовые нужды просто быть не может. Напоминаю, в прошлом году мы проводили круглый стол на базе «ТЖ» и говорили об этом. Если вдруг произошла авария на канализации, то, наоборот, Водоканал должен доплатить собственникам. Сейчас ошибка исправлена, ОДН по канализации упразднили. Но как быть с уже поступившими платежами? Через Уполномоченного по правам человека я внесла предложение, чтобы законодательно обязать Водоканалы вернуть деньги собственникам.

Очень важным мне представляется предложение об изменении порядка формирования нормативов потребления. Конечно, по мере установки приборов учета этот показатель снижает свою значимость. Тем не менее для многих он остается актуальным. Андрей Чибис считает, что норматив потребления коммунальных ресурсов нужно считать единым по России и вносить коэффициенты в зависимости от климатических и иных условий. И действительно, данные нормативы в принципе не могут сильно отличаться, так как характеризуют потребности человека. Сейчас по всей стране считаются миллионы одинаковых цифр. Я бы к этому предложению добавила следующее: и тарифы имеет смысл считать общероссийские и экономически обоснованные. Сегодня регионально-энергетические комиссии по регионам считают сотни тарифов и базируют свои расчеты на фактической себестоимости. С институтских времен я запомнила, что такой тариф никогда не будет стимулировать производителя к сокращению издержек, а только подталкивать себестоимость к росту. 

Нужно разработать единый экономически обоснованный тариф на ресурс для всей страны и ввести коэффициенты, дающие поправку на климат и вид топлива. Если у ресурсника себестоимость ниже экономически обоснованного тарифа – получай прибыль, если выше – пусть собственник вкладывает деньги в сокращение издержек, модернизацию технологического процесса. Только так можно побудить собственников-ресурсников вкладывать деньги не в карманы, а в модернизацию, а именно эту задачу и ставит государство.

Для пользы дела

Конечно, очень хотелось познакомиться с опытом работы жилищно-коммунальных компаний, который можно потом эффектно применить в нашем регионе. Убедилась, что ситуация, когда УК аффилированы с органами власти, везде плачевна. И мы пожинаем те же плоды: в Твери – банкротство муниципальной компании МУП ТДЕЗ, многочисленные претензии к управляющим компаниям районов. Зато народное предприятие в сфере ЖКХ очень продуктивно, в чем убеждает Липецк. В этом городе организованы акционерные общества, акциями которых владеют в равных долях работники конкретного предприятия. Возникают вопросы, например: при увольнении человек лишается пакета акций? Тем не менее опыт интересный, и его стоит изучить.

А Воронежская теплосетевая компания очень убедительно рассказывала о преимуществах прямых договоров с населением. В Твери в поселке Сахарово есть такой прецедент. УК «ЖКХ-сервис» и ресурсоснабжающая компания МУП «Сахарово» не имеют друг к другу никаких претензий, так как никаких договорных отношений между ними нет. Но у нас это скорее исключение, а в Воронеже три четверти обслуживается по данной схеме. Есть над чем задуматься. 

Реформа ЖКХ идет давно. Может, уже хватит ее пропагандировать? Пора над ней работать. Однако жизнь показывает, что суть ее не всеми усвоена. Наглядно это продемонстрировали результаты анкеты, проведенной помощником Уполномоченного по правам человека Москвы Вячеславом Гуменюком. Так, Уполномоченных по правам человека поставил в тупик вопрос: кто главное лицо реформы ЖКХ? Не все еще понимают, что номером один в этом процессе должен стать собственник. Он хозяин положения, центр системы. И все – управляющие компании, ресурсоснабжающие, органы власти – должны «вертеться» вокруг него. 

Автор: Татьяна Иванченко
33

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию