22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 26.07.2013

Он любил землю и весну

Фотограф: Ольга Моисеева

Художники-академики вспоминают Ефрема Зверькова

 В Большом зале городского музейно-выставочного центра на Советской открыта выставка «Лирическая поэзия пейзажа», посвященная памяти народного художника СССР, почетного гражданина Тверской области Ефрема Зверькова. Инициатором ее проведения выступила Российская академия художеств, отдав таким образом дань уважения своему многолетнему вице-президенту. 

Открывая экспозицию, куратор выставки, вдова художника искусствовед Любовь Ширшова заметила, что «…Ефрем Зверьков любил эту землю, любил и весну, и золотую осень. И завещал все это нам – и любить, и писать». Здесь особенно уместно модное сейчас слово «промыслительный».
Промыслительно уже то, что Ефрем Зверьков родился именно на тверской земле и рос в окружении фактически эталонного среднерусского ландшафта, со всеми его неброскими и неявными, но очень важными и притягательными для художников особенностями. Именно эти особенности породили ту самую классическую русскую пейзажную живопись, которая по праву считается гордостью русского изобразительного искусства и верным хранителем и продолжателем традиций которой был «советский импрессионист» Ефрем Зверьков. 

Если базисом зарождения западноевропейского пейзажа можно считать вполне резонное желание честного бюргера зафиксировать на полотне и сохранить для потомства вид своего клочка земли, то феномен «загадочной русской души» предполагал подход в сущности противоположный: восхищение красотой Божьего творения. Этим творением восхищался основоположник русского пейзажа Венецианов, а его ученик Григорий Сорока в своих идиллических усадебных видах писал плоды человеческих трудов, призванных по мере сил способствовать высшему замыслу. Эта мысль, удивление перед силой и загадкой природы, логично прослеживается и в творчестве Ефрема Зверькова – достаточно вспомнить его знаменитую иву, изуродованную войной, но не утратившую воли к жизни и цветению.

Родом из тверских пределов и «несоветский» импрессионизм Зверькова, пейзажи которого решительно не укладываются в привычные еще совсем недавно идеологические и стилистические схемы. И внутренне свободная творческая манера Ефрема Зверькова – хороший повод к переосмыслению понятия «социалистический реализм». А корни этой внутренней свободы – тоже в тверской земле, в Удомле, которую обнаружил и открыл для коллег Левитан, писавший там «пейзажи настроения» и именно там создавший изрядную часть своих программных произведений.
Для своего времени, между прочим, вполне новаторских. И наконец, не менее важны для понимания творчества Ефрема Зверькова традиции Академической дачи, находящиеся в полном соответствии с мыслями и Венецианова, и Левитана.

Почтить память Ефрема Зверькова большой персональной выставкой было бы и полезно, и по­учительно, и просто красиво. Однако коллеги-­художники и куратор Любовь Ширшова пошли несколько дальше, представив его творчество в контексте современной академической пейзажной живописи. Выставка «Лирическая поэзия пейзажа» во многом предназначена для зрителей, которые понятие «академическая живопись» воспринимают как синоним чего-­то эталонно-­пафос­ного, застывшего в своем величии и гордости от принадлежности к глубокой традиции, которую надо свято почитать. Ан нет, все оказалось одно­временно и проще, и сложнее. Проще – уже потому, что «в каждой избушке свои игрушки» и каждый художник, как бы он ни чтил традицию, отличается глубиной и обширностью личного творческого опыта и авторским взглядом, который в любом случае по-­своему преломляет и традицию, и изображаемый объект. А сложности добавляет само разнообразие жизни. Художники существуют в разных национальных традициях и пишут объекты и ланд­шафты, очень далеко стоящие от канонических среднерусских берез. 

Показателен в этом смысле президент Академии художеств Зураб Церетели – тверитяне совсем недавно могли познакомиться с его большой персональной выставкой. Для многих она стала даже не открытием, а культурным шоком: автор грандиозных и весьма спорных монументов оказался небанальным, страст­ным и остроумным художником, отличающимся к тому же изрядным чувством юмора. Здесь он выставил достаточно формализованные городские пейзажи, где неистовое южное солнце переплавляет реально существующие, возможно, не самые живописные мотивы в один затейливый орнамент. 

Декоративный момент другого рода увидели в южных городах (и в самом деле, пейзаж ведь не ограничивается сельской пасторалью) Таир Салахов и Александр Мичри. Первый заметил в Ассизи и Бергамо готовые декорации на любой случай – хоть к комедии дель арте, хоть к трагедиям Шекспира, второй же полностью погрузился в раскаленный воздух северной Африки, где тунисские и египетские реалии скрывают в себе в том числе и пряность арабской сказки. Надо заметить, что почтение к среднерусской классике ничуть не отменяет интереса художников к югу с его особым воздухом и светом, а иногда даже обнаруживает занятные параллели. Так, «болгарская» серия архитектора Валерия Ржевского, поражающая живопис­ностью выбранных ландшафтов и сверкающая сочными развеселыми красками в балканско­средиземноморском духе, удивительным образом отсылает зрителя к «лазоревым» усадебным видам Григория Сороки. Тем интереснее, что кисти этого художника принадлежит и тонкий, практически монохромный пейзаж «Дождь в Которском заливе». 

Впрочем, за экзотикой и иным взглядом на пейзаж иногда совершенно необязательно ехать в южные страны. Николай Дочкин в 1987 году забрался подальше – в Сибирь – и обнаружил там на Байкале другие цвета, другое солнце и совсем особую монументальность. Экспозиция этого художника (а все участники выставки представлены отдельными цельными блоками, как бы монологами авторов) помимо прочего удивляет широтой творческой манеры: сибирская суровость конца восьмидесятых мало напоминает тонкие жемчужные вещи последних лет. Вероятно, в этом и заключается особенность современного «академизма» в отличие от своего тезки XIX века: каждый художник применяет все силы ума и души, а также весь багаж истории искусств в соответствии с известным принципом «я беру свое там, где я увижу свое», дабы восхититься вечной красотой мира. А потом, как справедливо заметил председатель Тверского отделения Союза художников России, донести до зрителя «тихую лирическую радость бытия».

Автор: Наталья Зимина
62

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость