25 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 25.07.2013

Риза Господня в Тверском уезде

Седмица 5-я по Пятидесятнице

 Мало кто знает, что праздник Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, отмечаемый 10(23) июля, имеет отношение к нашему краю. 

Но прежде напомним историю этой святыни, которая восходит ко времени земной жизни Спасителя. Как повествует Евангелие от Иоанна, хитон Иисуса Христа – Риза Господня – по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19. 24). Воин этот, по преданию, был родом из Иверии (Грузии), куда и попала Риза, купленная одним из еврейских переселенцев, который был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. В начале XVII века Грузию завоевал персидский шах Аббас. Русский царь Михаил Федорович взялся помочь грузинским единоверцам и вступил в переговоры с шахом. Одним из результатов этих переговоров и стала передача в 1625 году захваченной персами Ризы Господней в Москву.

Местом хранения Ризы стал Успенский собор Московского Кремля. При Петре I две из восьми частей ее были перевезены в Петербург. По некоторым данным можно заключить, что эта часть Ризы была в полном распоряжении царской семьи. Сохранились свидетельства того, что частицами Ризы благословлялись при крещении императорские дети. Известно, например, что 20 декабря 1777 года в день крещения будущего императора Александра Павловича его мать Мария Федоровна благословила его иконой Тихвинской Божией Матери с частицами Риз Господней и Богородицы. 

Менее известен факт благословения частицей Ризы младенца не царского происхождения.
Императрица Елизавета Петровна, не имевшая собственных детей, в 1742 году благословила такой частицей своего крестника Николая Шувалова – сына своей ближайшей подруги Мавры Шуваловой и Петра Шувалова, ставшего к концу правления Елизаветы практически полновластным правителем страны. Но своим появлением на свет юный граф Шувалов во многом обязан Николо-Малицкому монастырю и хранившейся в нем чудо­творной иконе святителя Николая.

В начале лета 1742 года Мавра Шувалова, будучи беременной, ехала из Санкт-Петербурга в Москву, где в это время находилась императрица. В дороге ей стала плохо, и она остановилась в подмонастырской Малицкой слободке. Срочно прибывший из Твери доктор нашел положение больной столь серьезным, что полагал невозможным сохранить жизнь не только не родившемуся еще младенцу, но и самой матери. Между тем хозяйка дома, в котором находилась больная, сообщила ей о чудотворном образе святителя Николая, находящемся в Малицкой обители. Мавра Егоровна пожелала видеть образ и отслужить угоднику Божию молебен. Образ был принесен, и, молясь перед ним, больная просила о помощи, обещаясь перестроить в камне весь посвященный святителю монастырь. Молитва ее была услышана. Мавра Егоровна скоро выздоровела и благополучно доехала до Москвы, где 14 июня родила сына, который в честь святителя назван был Николаем и по совершении таинства крещения вручен был покровительству святого Николая.

Монастырь был перестроен. Но юный граф Шувалов, едва достигнув 12-летнего возраста, умер и был похоронен в Николо-Малицкой обители. А в 1759 году умерла и Мавра Шувалова, завещавшая своему мужу Петру Шувалову похоронить себя в той же обители, передав в нее семейные святыни.
Среди драгоценных реликвий, попавших таким образом в Николо-Малицкий монастырь, особо выделялся золотой крест, внутрь которого вложен был ковчежец с частицей от Ризы Господней. На задней стороне креста была надпись: «Ее Императорское Величество, всемилостивейшая государыня императрица Елисавета Петровна пожаловала и благословила раба и крестного сына своего лейб-гвардии Преображенского полку прапорщика графа Николая Петровича Шувалова ризой Спасовой, которая лежит в сем кресте». Так частица одной из величайших святынь христианского мира оказалась в скромном, мало кому до того известном монастыре под Тверью. 

Малицкая обитель в полной мере оценила доставшееся ей сокровище. Драгоценный крест по распоряжению настоятелей монастыря установлен был в соборе Всемилостивого Спаса на аналое около правого клироса – так, чтобы он был доступен каждому богомольцу и чтобы по их желанию возможно было служить перед ним молебны и совершать водоосвящения. А начиная с отмеченного эпидемией холеры 1830 года празднество Положения Ризы Господней, приходящееся на 10 июля, стало отмечаться здесь ежегодно чином водоосвящения, совершаемого крестом с частицей Ризы Господней и крестным ходом вокруг обители. 

Чудом можно считать и возрождение Николо-Малицкого монастыря, практически полностью разрушенного и разоренного в послереволюционные годы. Пять лет назад, в 2008 году, монастырь возобновлен. Ныне выстроен в нем большой Покровский храм, богослужения в котором совершаются по святогорскому афонскому чину.
Автор: Сергей Глушков
43

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость