27 Июля 2017
$59.91
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура13.12.2008

Жизнь растений

«Я тебя уважаю!» – прочувствованно провозгласил художник Геннадий Самойлов. «Браво!» – согласился с вышесказанным его коллега Борис Федоров. Любопытно, что звучали эти дифирамбы не только на официальной части вернисажа, но и чуть позже в кулуарах, а это, согласитесь, уже совсем другой коленкор. Так коллеги оценили новые работы Андрея Савельева – на днях в зале искусств библиотеки имени Горького он открыл персональную выставку «Ботаника».

«Я тебя уважаю!» – прочувствованно провозгласил художник Геннадий Самойлов. «Браво!» – согласился с вышесказанным его коллега Борис Федоров. Любопытно, что звучали эти дифирамбы не только на официальной части вернисажа, но и чуть позже в кулуарах, а это, согласитесь, уже совсем другой коленкор. Так коллеги оценили новые работы Андрея Савельева – на днях в зале искусств библиотеки имени Горького он открыл персональную выставку «Ботаника».
Помимо прочего этот художник выгодно отличается от многих собратьев по палитре тем, что никогда не знаешь, чего от него ожидать. В очередной экспозиции могут обнаружиться то масштабные, размашистые пейзажи, написанные маслом, то акварели, на которых над безжалостно притиснутым к нижнему краю листа ландшафтом разворачиваются метеорологические драмы и трагедии, то абстрактные образы, решенные на крайнем пределе обобщения. Эту особенность Андрея Савельева отметила хозяйка галереи современного искусства «Аврора» Лариса Польшикова, которая порадовалась его способности меняться стремительно и радикально. Но вот уж чего от Андрея точно никто не ожидал, так это серии цветочных натюрмортов. Директор художественного училища имени Венецианова Наталья Сиротина, впрочем, поймала преподавателя вверенного ей учебного заведения на некотором лукавстве на предмет того, что он никогда не писал цветов, напомнив про картину «Памяти отца». Но тут же уточнила: «Это не «цветочки», а именно цветы».
Наверное, нет такого художника, который хотя бы раз в жизни не работал в этом жанре. Цветы и букеты не как часть интерьера, а как самостоятельный мотив пишут и рисуют студенты и мэтры, маститые сторонники совсем других жанров и скучающие дамочки. Последние почему-то уверены, что это очень женственно и совсем несложно. Иногда сами художники поддерживают зрителя в этом заблуждении. Как-то на Академичке выпускницы Репинского и Суриковского институтов, окружившие простецкое ведро с огромным веником полевых цветов, лишь снисходительно улыбались: «Это мы пока так, разминаемся – серьезная работа начнется потом». Искусствовед Татьяна Бойцова тогда объяснила, что девушки кокетничают: привести к художественно оправданному единству переплетение планов, красок и форм – задача не такая простая, как кажется на первый взгляд.
Андрей Савельев, при всей склонности к переменам и умению удивлять, и в этом жанре остался верен своей авторской манере – писал в излюбленной сдержанной жемчужной гамме, сочетая свободу мазка и известную степень обобщения формы с эмоциональной наполненностью и при этом завидной точностью в передаче особенностей конкретного природного объекта. Трудно сказать, чего здесь больше – формального исследования средствами живописи заковыристых растительных форм и цветовых сочетаний или использования этих форм в качестве повода для размышлений и создания многоплановых в эмоциональном и интеллектуальном смысле образов. Одно, впрочем, другому не мешает – эти два аспекта лишь взаимно усиливают друг друга. Получившееся в итоге можно соотнести с «Розой» Врубеля, но никак не с богатыми цветочными композициями Сергея Андрияки, что позволило искусствоведу Андрею Судакову сурово констатировать: «Это не салон!» Были, впрочем, и мнения, что цветы – все-таки безделица, но выполненная с изяществом и блеском: «В конце концов, иногда Савельев может себе позволить и такое!»
Впрочем, Андрей Савельев изменил бы себе, если бы  выставил просто серию мастерски выполненных натюрмортов. Не менее значимое место в экспозиции наряду с живописными полотнами заняли распечатанные на больших листах страницы из ботанической энциклопедии с текстами, обстоятельно разъясняющими зрителю, чем именно замечательны заинтересовавшие художника растения. На этикетках под картинами же вместо традиционных в таких случаях абстрактно-лирических названий автор разместил названия официально-научные, так что в зале наряду с искусствоведческими терминами звучала чеканная ботаническая латынь. Надо сказать, что она очень элегантно сочетается со специфической манерой художника и придает экспозиции дополнительное суровое изящество. Один и тот же желтенький цветочек можно назвать и «одуванчик», и «taraxacum» – уже фонетически эти слова имеют очень разный эмоциональный колорит. Подписи же к некоторым сложным букетам в зависимости от состава звучат то как параграф Римского права, то как чувственная цитата из Овидия. Посредством несложного в сущности экспозиционного приема Андрей Савельев в очередной раз обозначил свой интерес к исследованию и воплощению пограничных объектов и моментов, будь то граница земли и неба, дня и ночи или, как в этом случае, столкновение эмоционального и интеллектуального способов познания мира.
Исходя из того, что граница может быть не только линией, но и точкой, художник не удержался от искушения поставить точку и в этой экспозиции. Таковой оказалась написанная чуть раньше, но идеально уложившаяся в концепцию выставки работа, которой тоже предпослано вполне ботаническое название «Стакан обыкновенный» – просто стакан с водой, которую, как признался сам художник, он писал как сверкающую драгоценность почти мистического свойства. Вещь, надо сказать, эталонно «савельевская» – жемчужно-серая, почти монохромная, предельно лаконичная, допускающая в том числе и в контексте именно этой выставки массу самых разнообразных толкований. То ли увядший букет из стакана уже вынули, то ли в него сейчас поставят свежий цветок… А уж наполовину полон этот стакан или наполовину пуст – каждый решает для себя сам.

Наталья ЗИМИНА

52

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость