28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 25.07.2013

Человек неба

Фотограф: ТАТЬЯНА ЛИБЕРМАН

Министерство обороны РФ и военный Интернет каждый месяц готовят интервью с одним из наиболее видных военачальников Российской армии, который говорит о войне, мире, трусости, отваге, человеческих отношениях и других простых, но существенных для каждого понятиях. Авторы встречаются с главнокомандующими видами Вооруженных сил, командующими армиями и флотами, округами. Это будут не просто разговоры, а шанс иначе взглянуть на Вооруженные силы, заново узнать собственную армию.

 Министерство обороны РФ и военный Интернет каждый месяц готовят интервью с одним из наиболее видных военачальников Российской армии, который говорит о войне, мире, трусости, отваге, человеческих отношениях и других простых, но существенных для каждого понятиях. Авторы встречаются с главнокомандующими видами Вооруженных сил, командующими армиями и флотами, округами. Это будут не просто разговоры, а шанс иначе взглянуть на Вооруженные силы, заново узнать собственную армию. 


О земле и небе, суевериях и традициях, смелости и ответственности сегодня рассуждает генерал-­майор Игорь Юрьевич Макушев – командующий войсками 1­-го командования ВВС и ПВО Западного военного округа.

Прежде всего генерал-­майор Игорь Макушев — ас военной авиации. Он удостоен звания «Заслуженный военный летчик РФ». Его квалификационная категория — летчик­снайпер. Будучи крупным военачальником, на котором лежит ответственность за небо над Россией, генерал до сих пор находит время для полетов на истребителе.

Он родился в 1964 году в Петропавловске­Камчатском. В 1985 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 2006-­м – с отличием Военную академию Генерального штаба. Проходил службу на различных авиационных должностях, от летчика до заместителя командующего воздушной армией — начальника штаба командования ВВС и ПВО в Дальневосточном,
Ленинградском, Московском, Приволжско-­Уральском, Северо-­Кавказском военных округах. Освоил различные типы истребителей, имеет более 3000 часов налета.

О летчиках

В армии много талантливых людей, но все­таки военные летчики — особая каста. Как у нас говорят? Лейтенант на танке и лейтенант на самолете — это разные лейтенанты. Летчик подготовлен таким образом, что разобраться с управлением танком ему не составит большого труда. Но чтобы танкист или артиллерист поднял самолет в небо – сомневаюсь.

Чтобы стать летчиком, училища мало, придется трудиться всю жизнь — в нашей профессии нет предела совершенству, это уж точно. Мы проходим изощренную систему подготовки. Жесткие требования по здоровью. Профессиональный психологический отбор. Психологи работают с каждым абитуриентом, выводят кривую его характера. Например, за короткое время нужно ответить на 300 вопросов теста. Или есть такое упражнение. Ты садишься в авиационное кресло, тебя пристегивают, ты весь в электродах, в руках — джойстик, а напротив — экран. По экрану идут синусоиды, ты ведешь курсор по синусоиде, вроде несложно. Но в какой­-то момент тебя неожиданно бьют током, а камера наблюдает, как ты будешь действовать: дернешься, испугаешься? В воздухе, а тем более в воздушном бою, в любой нештатной ситуации ты должен сохранять самоконтроль.
В авиации все командиры — действующие летчики, командиры полков и дивизий — это «летающие» должности. Коллеги по армии меня часто спрашивают: а зачем у вас командир полка­-то летает — людей не хватает? Потому что это самые подготовленные летчики. Ведь если поставленную задачу не может выполнить лично командир полка, то полк с ней тем более не справится.

О самолетах

Самолету все равно, кто ты, лейтенант или генерал. Самолет на погоны не смотрит. Вы с ним в небе — одно целое. Ты чувствуешь его всем своим телом, а он тебя. Самолет в разрезе похож на живое существо: сосуды, сердце, мышцы. Не дай Бог какая-­то трубочка сломалась — весь организм начинает болеть. И летчик в такие минуты тянет до последнего и чувствует себя спасателем: любой ценой довести, вернуть самолет на землю, а там уж техники разберутся. 

Конечно, с одной стороны, это нарушение. У нас ведь четкие инструкции, в какой ситуации как действовать, когда аварийно покидать самолет. Но психологически с этим сложно справиться. Спрашиваешь иной раз у летчика: «Почему не прыгал?» – «А как с ним расстаться?» — отвечает.

О суевериях

Летчиков считают людьми суеверными. Я бы сказал так: в каждой части есть свои ритуалы, или, как говорится, традиции. Перед вылетом, например, положено обойти самолет только с левой стороны. Считается, что так ты поступаешь к самолету уважительно, ну и осмотреть его получается лучше. А у техников другое поверье: когда самолет трогается с места, нужно подпрыгнуть и коснуться его крыла.

О боевой раскраске

Почти в каждой летной части у пилотов есть, как правило, свой символ: некоторые комара рисуют на фюзеляже — мал, но больно жалит. У других на воздухозаборнике — хищная пасть акулы. Я лично к такой живописи отношусь спокойно, лишь бы не перебарщивали. Потому что окраска самолету ведь не просто так дается. У штурмовиков и вертолетов, например, «форма» камуфлированная, для ведения боевых действий. Истребители обычно голубого цвета, чтобы были меньше заметны силам противовоздушной обороны противника на фоне неба. А у нашего самого нового самолета Су-­34 верх темный, чтобы его сверху на земле не было видно, а низ — опять же голубой, как небо. На мой вкус, в этом больше смысла, чем в самодеятельном творчестве.

О трудностях

Моя жизнь известна мне по крайней мере на год вперед. Все изгибы судьбы, как говорится, прописаны инструкциями и планами работы. 

Я настолько уже втянулся в работу, что понятия «трудный день» для меня, наверное, не существует. Критические ситуации, серьезные происшествия — без этого, к сожалению, не обходится летная практика, такова специфика службы. И именно эти дни потом помнятся больше других... Поэтому надо не только уметь преодолевать трудности, но и выходить из каждой ситуации с наименьшими потерями.

О творчестве

В нашей службе две составляющие — авиационная и противовоздушная оборона. ПВО — более жесткая, фундаментальная система. А вот авиация — это всегда творчество. Вот сейчас меня ждут командиры соединений, будут утверждать планы учений. И я ожидаю такой творческий процесс, что кое-­кому, как говорится, придется переделывать документы.

О романтике

Я летаю уже тридцать лет. И никакой особенной романтики не замечал. Полет — колоссальный труд: выходишь из самолета весь мокрый. Знаете, когда я получаю наибольшее удовлетворение? Когда уже на земле, в конце взлетно-­посадочной полосы. Когда освобождаешь ее — вот здесь самый пик удовольствия! Ты все сделал честно, хорошо, качественно. А в небе нет никакой романтики, только работа.

О генералитете

Я никогда не мечтал стать генералом. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает об этом. У меня простой рецепт военной карьеры: надо работать. Будешь работать хорошо, тебя оценят.

Что такое генералы в России? Прежде всего очень хорошо профессионально подготовленные, трудоспособные и в большинстве своем порядочные люди. 

Когда в очередной раз слышу про «толстых генералов», думаю: откуда этот бред? Среди генералов немного располневших. В основном все работают над собой, и в плане физической подготовки тоже.

Да, Вооруженные силы — большое ведомство. Иерархия. Сколько начальников, столько и мнений. И порой надо семь раз отмерить, прежде чем что-­то сказать. Но это не означает, что нужно идти на компромисс с совестью или лебезить перед кем­-то. Я считаю, если ты подготовлен, если отвечаешь за свои слова и поступки, ты будешь спокойно отстаивать свою точку зрения и защищать свой коллектив на самом высоком уровне.

Меняются ли генералы в России? Сложно сказать. Я думаю, в Российской армии меняются доктрины и оружие, а люди остаются людьми. Как говорят, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Чтобы с генералом этого не случилось, необходимо всегда искать и находить в себе солдата.

О жизненном опыте

Я бы не сказал, что у меня были ситуации, которые полностью загоняли в тупик. Конечно, за годы службы всякое случалось: и неудачи, и ошибки, и поражения. Но чтобы я не находил выхода из той или иной ситуации — такого, наверное, не было никогда. Я всегда старался делать правильные выводы. А если чего­-то недопонимал, мне везло: рядом всегда оказывались люди, которые могли подсказать, как правильно поступить.

И еще: нужно бояться только одного — потерять самого себя. Для меня это основное кредо: всегда оставаться самим собой. Этому качеству — постоянству — я стараюсь не изменять.

О хоккее

В 48 лет я впервые в жизни встал на коньки. Вышел на лед и почувствовал себя беспомощным. Как же так? Я взрослый мужчина, неужели не смогу? Стал тайно заниматься, один, по ночам. И когда через месяц я преодолел этот барьер, то получил неимоверное удовольствие. Сейчас без хоккея уже не могу. Для меня, как для командира, хоккей — это коллектив, в нем представлены, как говорится, разные интересы, разные сферы деятельности. Это важный опыт.

О мужчине

Мужчина в первую очередь — это ответственность.

О женщине

Любимые женщины лучше всех нас знают, больше всех за нас страдают. Нам, мужчинам, только кажется, что мы сами становимся «крутыми» — нет, такими нас делают любимые женщины. Ради них мы готовы на любые жертвы. Больно смотреть, когда их предают и оставляют.

О Родине

Я смотрю на Родину сквозь призму своей профессии. Родина — это то, что я защищаю. То, чему я присягнул. Она моя, а я принадлежу ей, это и есть моя жизнь.

Об армии

Вооруженные силы — гордость любой страны. Если вы ее не испытываете, то, значит, по тем или иным причинам не гордитесь своей страной. 

О задачах

Главная моя задача — добиваться максимально качественного результата с наименьшими потерями личного состава. Как говорится, великий полководец не тот, кто добивается успеха в сражении, а тот, кто добивается его с наименьшими потерями. В этом и состоит смысл работы любого командира.
Автор: Михаил КОЖУХОВ, руководитель военного Интернета; Сергей МОСТОВЩИКОВ, креативный директор voenternet.ru
11

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию