07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.07.2013

На рубеже жанров

Ржевский фотоклуб подвел промежуточные итоги

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной на днях открылась очередная фото­выставка из цикла «Тверская глубинка». Этот проект областного Дома народного творчества призван познакомить публику с работами фотографов из районов области в несколько большем объеме, чем это бывает на областной фотовыставке. В проекте уже было представ­лено семь территорий, некоторые выставлялись не по одному разу. Сейчас экспозицию с характерным названием «Ржевский рубеж» представил соответственно Ржевский фотоклуб.

Это название, казалось бы, лишенное смысловых полутонов, не стоит тем не менее трактовать однозначно. Конечно, в истории Великой Отечественной Ржев являлся важным рубежом, и тема войны и Победы представляется главной для ржевских фотохудожников. Однако не единственной. Здесь можно говорить о том, что многие из них с удовольствием размывают границы жанров, балансируя, к примеру, на рубеже между репортажной и модельной съемкой, что в итоге порождает очень любопытные смыслы и ассоциации. И наконец, каждая выставка – это своего рода рубеж, возможность посмотреть на свои работы со стороны – в выставочном зале они всегда выглядят иначе, нежели в фотоальбоме или на экране монитора. Открывая выставку, руководитель Тверского областного фотоклуба Борис Михайлов отметил, что экспозиции этого проекта намеренно делаются по персональному принципу – каждому фотографу отведен свой участок стены, где он может выговориться всласть, предъявив зрителю свои творческие концепции и авторские приемы.

Военная тема представлена в экспозиции обширно и достаточно разнообразно. Не только с художественной, но и с исторической точки зрения интересны старые черно­белые фотографии руководителя творческого объединения Юрия Смирнова, сохранившие «уходящую натуру» – лица ветеранов войны. Документальность не отменяет художественности: старые опытные фотографы, не избалованные новомодной «цифрой» с ее техническими возможностями, привыкли думать во время съемки – не только «ловить момент», но и сразу выстраивать интересные композиционные решения.

Этой же тематике отдали дань уважения и опытный Владимир Рыбкин, и очень молодой Евгений Григорьев, который начал заниматься фотографией только три года назад. Он подошел к упомянутой теме, как выразился Борис Михайлов, «неформально» – рассмотрел ее с разных сторон, составив серию из достаточно разнородных, но логически связанных кадров. Стоит отметить, что этот автор сполна использовал возможность выговориться – выставил, в частности, два интересно решенных ночных пейзажа, где привычные ржевские виды обретают известную монументальность.

Подобные выставки, помимо прочего, позволяют не только познакомиться с каждым автором в отдельности, но и проследить общие тенденции, которые обязательно присутствуют в каждом творческом коллективе, и у каждого района они свои. Как оказалось, ржевитяне любят экспериментировать с тонкими монохромными мотивами, делая акцент на ритмических построениях, извлекая их как бы из ничего, чаще всего из пограничных состояний вроде тумана или снегопада, и тем самым организуя пространство. В этом смысле показателен внешне непрезентабельный пейзаж Андрея Авдеенко, состоящий из невнятных кустов, труб и заборов. Виртуозность автора в том и состоит, что он умеет не только увидеть в этих задворках структуру и смысл, но и проявить это специально для зрителя. В том же направлении движется Александр Ковалев, у которого формообразующими моментами выступают как строгая геометрия высоковольтной опоры или металлической сетки, так и вольная пластика дерева. Они «проявляются» из тумана именно так, как проявляется изображение на фотобумаге: этого, увы и ах, не смогут оценить те, кто не застал прелестей ручной печати.

Конструктивистская лаконичность находит свой логический финал в одной из фотографий Дениса Сударкина (который, впрочем, тоже отдал дань уважения зимнему монохрому). С первого взгляда это выглядит как макросъемка – человек зачем­то сфотографировал обычную швейную иголку. Со второго – на кончике этой иглы обнаруживается некий объект, который хочется рассмотреть поближе – ну­ка, что там за амеба или микроб? В итоге «микроб» оказывается самолетом, а «иголка» – инверсионным следом. Так автор весьма изящно иллюстрирует известную магическую формулу Гермеса Трисмегиста: «То, что наверху, подобно тому, что внизу».

Впрочем, не формализмом единым. Андрей Авдеенко выставил еще и те самые пограничные жанры: не то портрет, сделанный с изрядной долей принципов модельной съемки, не то весьма ироничная «репортажка». Владимир Кутузов, напротив, не стал «мудрствовать лукаво», совмещая жанры и играя с пятном и ритмом. Он показал «путевые заметки» – горные пейзажи, где определенно пошел на поводу у природы. Но эта природа такова, что пойти у нее на поводу совсем не зазорно.

Ржевский фотоклуб представился тверскому зрителю «по полной программе». Другие работы, в том числе и этих фотографов, мы увидим уже в сентябре, когда в музейно­выставочном центре имени Лизы Чайкиной откроется традиционная областная фотовыставка, где обычно выставляется все самое свежее. Если экспозиция «Ржевский рубеж» подвела определенный промежуточный итог работы творческого союза, то в сентябре мы сможем понять, куда он собирается двигаться дальше.


 

Автор: Наталья ЗИМИНА
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию