28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура15.07.2013

Из крохотных мгновений соткан век

Фотограф: Фото: Александра Солодкова, Ольги Моисеевой, Константина Солодкова, Владимира Крылова

Древние арабы «ловили» вечность с помощью камеры обскура, столетия спустя европейские химики делали отпечатки букв и фигур на тонких пластинах, а в XIX веке появилась она – фотография

Вчера свой праздник отметили те, кто дарит нам чудо – запечатленную память. Покровительствует им Святая Вероника. Она протянула шедшему на Голгофу Христу льняной платок, чтобы Сын Божий смог отереть пот и кровь. На плате запечатлелся Его лик, видимый по сей день.

Может быть, это лишь легенда, и все же не зря художников света называют победителями времени. Мимолетный взгляд, первые шаги ребенка, падающая в воду капля – все это останется с нами. Мир, отображенный в самых разных ракурсах, постоянно меняется. Только одно неизменно: без особого зрения нет художника. В ежедневной газете, где права на ошибку не дано, это понимаешь особенно четко. В Международный день фотографа мы от души поздравили наших «ясновидящих» – Ольгу Моисееву, Александра и Константина Солодковых, Владимира Крылова и попросили их немного рассказать о творчестве и о себе.

Ольга Моисеева:  интересно, что дальше будет

– Ваш главный учитель – это…

– Старший брат Владимир. Ранним утром дверь в мою комнату открывалась, он входил с фотоаппаратом и говорил: «Посмотри, как красиво свет ложится». Когда я подросла, мы вместе колдовали над проявителем, но я понимала: до Володи мне очень далеко.

– Но все­-таки вы фотографировали.

– Да, меня захватывало это волшебство: на твоих глазах рождается изображение. Однажды отец, еще один страстный фотограф в семье, сказал: «Хочешь, я покажу тебе, как рисовать без карандаша?». Это было главное чудо искусства в моей жизни.

– Помните свой первый снимок, посмотрев на который уверенно сказали: «Да, получилось»?

– Я только начинала работать фотокорреспондентом, пришла в профессию вслед за братом в начале 2000­-х. На первое мое задание мы отправились вместе. Нужно было снять крещенские купания, но, когда я увидела, как маленького ребенка окунают в прорубь, дар речи потеряла. Стою и смотрю на стекающую по телу капельку воды. А Владимир кричит: «Снимай скорее, что же ты!». Все­таки вышла из ступора и как раз поймала на фото эту капельку – тяжелую, холодную.

– Есть ли волшебные слова, помогающие и спустя годы работы смотреть на мир «незамыленным» глазом?

– Однажды я снимала 105-­летнюю женщину. Я спросила ее: «Чего вы ждете от жизни?». Она улыбнулась и сказала: «Мне интересно, что дальше будет». Я запомнила эти слова и стараюсь, чтобы мне тоже было интересно. Иначе лучше не брать камеру в руки.

Александр Солодков: всегда в движении

– Вы помните свой первый фотоаппарат?

– Ту «Смену» мне подарила мать. О фотоувеличителе я, правда, и не мечтал, он стоил слишком дорого. И все равно радовался: могу снимать родных, друзей, соседей.

– А когда появилось желание не просто снять, а снять как можно лучше?

– Это приходит только с пониманием: ты занимаешься искусством. Я не ходил ни в кружки, ни в клубы, моими университетами были книги, рассказы друзей. С одним товарищем детства мы без конца экспериментировали с выдержкой и печатью. Хотя, конечно, часто изобретали велосипед.

– В газету вы пришли уже зрелым человеком, после многолетней офицерской службы, долгой жизни в спорте. За годы работы багаж жизненных впечатлений пополнился?

– Он пополняется постоянно. Для меня главное в профессии – встречи с новыми людьми. В начале 1990­-х мой близкий друг журналист «ТЖ» Борис Спасский пригласил меня снимать для газеты спортивные фоторепортажи. Я всегда очень любил велогонки, поэтому, когда в область приехал американский журналист Джим Клобушар, тоже страстный гонщик, с радостью сопровождал его в путешествиях «на двух колесах». А вскоре вместе с коллегами побывал в гостях у самого Джима. Это была незабываемая поездка.

– Но не единственная в вашей жизни. Еще до начала одиссеи фотокорреспондента судьба забросила вас на Мадагаскар.

– Там я снимал с особым удовольствием: неизвестное всегда притягивает. Однажды решил «обессмертить» крокодила и подошел к нему очень близко. Страх появился уже после того, как сделал фотографию: он же мог на меня наброситься! А всего минуту назад и не думал об этом – так захватила съемка. Может быть, этот азарт и есть «мотор» работы.

Константин Солодков: продолжаю династию

– Наверное, самый строгий судья ваших работ – родной отец.

– Он очень требователен в профессии, но это мне как раз помогало. Еще мальчишкой я знал о фотографии больше своих сверстников: как правильно выстраивать композицию, как проявлять снимки, чтобы они не были блеклыми. Но отец стремился прежде всего заинтересовать, а не поучать. По­моему, это лучшая школа, которую я прошел.

– Раньше приходилось очень многое делать самому, а современные камеры, кажется, даже «готовы думать» за тебя. Это плюс или минус?

– Скажу честно: мне было гораздо интереснее работать с пленкой, проводить часы в проявочной, с замиранием сердца ожидая: получилось или нет? Но, с другой стороны, сейчас открываются технические возможности, которые лет 20 назад и не снились.

– Наверное, с такими возможностями и идеи новые появляются?

– Я давно задумал целую серию – руки людей. Как и глаза, это зеркало души. Они могут сказать о человеке все: добрый он или злой, открытый или замкнутый. Хватило бы времени.

Владимир Крылов: ищу человека

– Какой снимок вам наиболее дорог?

– В 1971 году в Академии ПВО, где я учился, проходил конкурс среди фотографов­-любителей. Моя работа «После дождя» заняла второе место. Удалось поймать тот момент, когда низкое небо над Волгой понемногу начинает светлеть и скоро должно выглянуть солнце. Через год я окончил академию и решил вступить в Калининский фотоклуб. Приняли меня туда сразу, как только посмотрели мои снимки. Был среди них и «После дождя».

– И все же для многих вы прежде всего мастер фотопортрета, который снимал и ремесленников в глухих деревнях, и артистов с мировым именем.

– Что может быть важнее для человека, чем другой человек? Главное, чтобы он был настоящей личностью, и тогда фото заговорит. Особенно интересно передавать непрерывно меняющиеся эмоции – от смятения к радости, от разочарования к надежде. А бывает, что фотография человека становится документом эпохи. 25 февраля 1990 года в Твери в преддверии выборов в Верховный Совет проходил митинг. К микрофону подошел Первый секретарь обкома КПСС Николай Татарчук, но говорить ему не дали. Я видел, как у него на глаза навернулись слезы. Этот снимок я назвал «Последнее слово Первого».

– В работе фотографа велик процент удачи. В «свободной охоте» можно сразу наткнуться на интереснейшую тему, а можно проходить весь день «пустым». Вам везет?

– У меня есть несколько тысяч видов Твери, всем известных и… неизвестных: ранним утром или вечером свет падает так, что преображает все вокруг. Просто многие не замечают этого. Пройдитесь по улицам, посмотрите внимательно по сторонам. И попробуйте оставить увиденное не только в памяти.


 

Автор: Подготовил Артур ПАШКОВ
23

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию