28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гордость земли Тверской15.07.2013

Виражи времени Андрея Дементьева

Нашему земляку – 85!

Андрей Дементьев не нуждается в представлении – он один из любимейших современных поэтов, которого неизменно читают и слушают на протяжении многих десятилетий. С присущим ему азартом он говорит со своими читателями обо всем, что накипело на душе, что ранит его сердце, с нежностью дарит любовь, ясность и простоту своей поэзии всем, кто готов ее услышать.

Отчий дом Свое первое стихотворение «Студенту» двадцатилетний Андрей Дементьев опубликовал на страницах газеты «Пролетарская правда»:

Перед тобою распахнулись двери,

Ты входишь, как хозяин,в светлый зал,

Умом и сердцем в будущее веря,

О нем еще ты в школе вслух

мечтал…

Первый курс историко­филологического факультета Калининского педагогического института, куда поступил Дементьев в 1948 году, – вот та отправная точка, из которой, как из маленького зернышка вырастает плод, вырос поэт, чье имя и стихи составляют целую эпоху в истории русской поэзии XX–XXI веков. Больше пятидесяти сборников, бесчисленные выступления на радио и телевидении, большая общественная работа. В разное время Дементьев был депутатом Моссовета, секретарем Союза писателей СССР, членом Госкомиссии Литинститута, заместителем председателя Советского комитета защиты мира, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям. Сейчас он член Общественной палаты РФ, председатель Ассоциации тверских землячеств. А еще самое важное – семья, дети, внуки… Много ли это? И как один человек может совмещать очень разные, но такие несомненно значимые занятия? Впрочем, мы сказали «занятие» и были не правы – это призвание, это внутреннее убеждение, это долг поэта, каждой строчкой своей, каждым словом своим выражающего свое отношение к жизни, людям и событиям, которые в конечном итоге сливаются в едином понятии «Родина».

…Будущий поэт появился на свет в Твери 16 июля 1928 года в семье Дмитрия Никитовича и Марии Григорьевны Дементьевых, живших в самом центре Твери. Их дом располагался на Сенной площади, нынешней площади Славы. Улица Салтыкова­Щедрина, дом 2/57 – именно этот адрес писался на конвертах с письмами, которые получали Дементьевы.

– Никогда не забуду времена своего детства, молодости, – говорит Андрей Дмитриевич. – Я родился в Пивоварском переулке, у меня даже есть стихотворение, ему посвященное. Здесь я рос, здесь встретил войну. В то время это была мощенная камнем улочка, которая упиралась в Волгу. Деревьев практически не было. Это уже потом их посадили. Здесь и стоял наш домик с мезонином, находился он как раз напротив Академии ПВО. До настоящего времени он не сохранился, здесь теперь построили другой дом. И все мои первые впечатления, все радости, все огорчения – все они связаны с этой улицей, с этим городом. И стихотворение мое «Отчий дом», которое стало известной песней, написано было именно здесь:

…Ждет меня наш домик

в три окна.

Близко ли, далеко –

свет родимых окон

Вечно не померкнет для меня.

В гостеприимном доме радушно принимали товарищей сына, гордости родителей. В праздники сюда приходили коллеги и соученики сына – Дмитрий Званцев, Александр Гевелинг, Евгений Беренштейн. Часто по приглашению матери будущего поэта они оставались ночевать, не догадываясь, что их приятель – сын врага народа. Дмитрия Никитовича, получившего агрономическое образование и в начале войны служившего в должности заведующего отделом колхозного опытничества областной опытной станции полеводства, арестовали 25 июля 1941 года. Дементьева­старшего, обвиненного в контрреволюционной деятельности, на суде оправдали, но по ходатайству прокурора решение было пересмотрено, и ни в чем не повинный человек отправился на пять лет в Азанковское отделение Восточно­Уральского лагеря, откуда вернулся уже после войны, летом 1946 года.

Марии Григорьевне и тринадцатилетнему Андрею с началом оккупации Калинина, как и многим его жителям, удалось добраться до Кашина. В областной центр они вернулись только после того, как город был освобожден. Андрей стал учиться в школе №6, один год занимался в нынешней школе №17.

– Самое яркое из тех лет – это, конечно, школа, это наши учителя. Мы жили одной семьей. Все у нас было общее: и вражеские налеты на город, и постоянное чувство голода, и похоронки, – вспоминает поэт. – Жили трудно. Школу не топили. И мы, мальчишки, на Волге разгружали бревна, пилили их, чтобы можно было хотя бы немного нагреть классы. Никогда не забуду своих учителей. Это были самые настоящие подвижники.

Как воспоминание о тех трудных временах, как призыв ко всем нынешним и бывшим школьникам впоследствии появится одно из самых известных стихотворений Дементьева:

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся

и помнят,

И в тишине задумавшихся

комнат

Ждут наших возвращений

и вестей…

…И стихи свободно потекут

9 мая 1945 года Андрей Дементьев встретил десятиклассником, именно в это время к нему пришла муза. Как это произошло, никто объяснить не сможет – тайна творческого вдохновения, рождение таланта есть тайна, постичь которую невозможно. Стихи заполнили молодое горячее сердце. Они прорывались отдельными строчками, целыми четверостишиями. Кажется, что только пушкинским «минута – и стихи свободно потекут» и можно описать поэтические порывы юного стихотворца.

А потом был пединститут. И первое напечатанное стихотворение. И первое признание, потому как публикация в «Пролетарской правде» дорогого стоила. Но в Калининском пединституте Дементьев проучился недолго – всего три курса. К этому времени стихов у него накопилось столько, что привычной компании слушателей, в которую входили друзья и знакомые, молодому поэту стало не хватать – ему хотелось поделиться своей поэзией с самой широкой аудиторией. Прежде всего, конечно, с профессиональной. Стихотворения, запечатанные в конверт, полетели в Москву. Удивительно, но такие известные поэты того времени, как Сергей Наровчатов и Михаил Луконин, к литературному парвеню отнеслись более чем благосклонно. Не писали отрицательных ответов не ругали. Может быть, немного критиковали и… в конце концов настоятельно порекомендовали тверскому автору поступать в Литинститут.

– Я ушел с четвертого курса Калининского пединститута и поступил в Литературный институт, а после его окончания собирался ехать в Армению. Дело в том, что я писал диплом о творчестве армянских поэтов, много переводил их. Я позвонил Борису Полевому, в свое время приветившему меня, посоветоваться. А он закричал в трубку: «Вы с ума сошли? Ваша жизнь – это Тверь!» Вот так я и вернулся домой, устроился на работу в «Калининскую правду» литературным сотрудником отдела сельского хозяйства.

Именно в «Калининской правде» Дементьев получил первый бесценный журналистский опыт. Потом он несколько лет работал в газете «Смена», в радиокомитете, главным редактором областного издательства…

Через семь лет после появления в печати первого стихо­творения Дементьев выпускает в Калинине свой первый поэтический сборник – «Лирические стихи». За ним последовали книги «Родное», «Дорога в завтра», «Глазами любви». Одновременно  поэт активно сотрудничает с местным литературным объединением, литературно­художественным и общественно­политическим альманахом калининских писателей «Родной край». В 1958 году он становится членом Союза писателей РСФСР, а спустя два года при его непосредственном участии в областном центре открылось Калининское отделение Союза писателей РСФСР.

– Однажды Борис Полевой рассказал мне, что в Вышнем Волочке появилась текстильщица Валентина Гаганова, перешедшая в отстающую бригаду и выведшая ее в передовые. Предложил написать поэму, – вспоминает Андрей Дементьев. – Я поехал в Вышний Волочек, познакомился с Валентиной Ивановной. Она мне очень понравилась, мы с ней подружились. Первым слушателем поэмы «Дорога в завтра» был Борис Полевой. Мы сидели на кухне в его квартире, и я читал, а поэма большая, 1250 строк. Он слушал тихо, глядел на меня добрыми глазами, как отец, а потом сказал: «Все получилось».

Здесь надо сказать, что Андрей Дементьев – человек, который никогда не стеснялся своей малой родины, где начался его творческий путь. Он всегда искренне гордится своими земляками, воспевая их в поэмах «Паня Зиматова», «Огонь», многих других произведениях. Поэт убежден, что есть общечеловеческие ценности, стоящие над временем и политическими эпохами. Главное – это люди, о которых он старался и старается писать. Автор «Повести о настоящем человеке» очень тонко почувствовал направленность творчества молодого поэта. Вместе с тем Борис Полевой понимал, что литератору лучше жить в столице, где больше возможностей, поэтому и предложил Андрею Дмитриевичу переехать в Москву.

В поисках слова

Слава пришла к нашему земляку в 1970­е. Многим сейчас трудно это представить, но поэты тогда собирали стадионы – их слушали затаив дыхание, им внимали, видя в каждой их строке непреложную истину, самую соль жизни, возникающую из рифмы, поэтических образов и метафор. Многие тверитяне до сих пор помнят, как бегали «на Дементьева», где он выступал, и, говоря об этом, ностальгически прикрывают глаза…

Дементьев в самом хорошем смысле народный поэт. Причина такой популярности кроется в искреннем желании читателя проникнуть в художественный мир поэта, разделить с автором его надежды и чаяния, найти в стихотворении то, что согласуется с собственной душой. В стихах Дементьева, лирических, проникнутых теплым чувством, музыкальностью, любителей поэзии привлекает помимо этого еще и эстетическая и этическая позиция автора, которую определяют такие основополагающие категории, как совесть, вина, милосердие, открытость, долг перед Родиной и любовь к ней. Однако главным нравственным законом, по которому должны развиваться и жизнь человеческая, и поэтическое творчество, по Дементьеву, является добро. Обращаясь к своей музе, он призывает ее: «Не проходи мимо горя чужого…» Поэт категоричен, что определяет и грамматическую структуру стихотворения, построенного на использовании такого мощного средства воздействия, как императив. На этот призыв сложно не откликнуться, он близок каждому человеку, исповедующему высокие заповеди. В стихотворении «Слова» поэт признается: «Мои слова – единственный мой шанс // Помочь кому­то в трудную минуту...» – и в этом видит свое главное предназначение, определяя свою миссию как «поиск слова», достойного «чистых действий». Такие этические установки естественным образом приводят к тому, что в стихах Андрея Дементьева появляются национальные и христианские мотивы. Ими особенно насыщены стихи, написанные во время работы руководителем бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке, «на земле Христа», и вошедшие в книгу «У судьбы моей на краю».

Во весь голос

Однако не только поэтическим творчеством Андрей Дементьев завоевал авторитет в нашей литературе. В 1972 году он пришел работать в журнал «Юность», который редактировал Борис Полевой. Последние двенадцать лет, до 1993 года, Анд­рей Дмитриевич занимал пост главного редактора этого влиятельного литературного издания. Именно при Дементьеве на страницах журнала стали появляться прежде запрещенные авторы и тексты, в частности, о репрессиях – все это увидел еще при жизни отец поэта, который был реабилитирован в 1960 году. В перестроечные годы тираж «Юности» достигал немыслимых теперь размеров – 3 миллиона 300 тысяч экземпляров…

– Когда я называл эти цифры, выступая за границей, – рассказывает Андрей Дементьев, – в зале стоял удивленный гул: для литературного журнала это просто невероятный тираж!

Именно в «Юности» Дементьев познакомился с Евгением Мартыновым, который, как вспоминает Андрей Дмитриевич, был очень похож на Сергея Есенина. В соавторстве они написали семнадцать песен: «Отчий дом» – о Твери, «Лебединая верность», «Чайки над водой», «Баллада о матери», «Аленушка»… Поэт и редактор рассказывал корреспонденту «ТЖ», что занятость журналом не позволяла ему уделять песням много времени, а Евгений Мартынов, голос которого так поразил Дементьева, хотел, чтобы они появлялись быстро. Однажды он подарил Андрею Дмитриевичу мелодию будущей песни «Натали» и попросил: «Напишите стихи». Дементьев, работая над текстом, придумал, что это должна быть история о Наталье Николаевне Гончаровой и Пушкине. Когда же показал результат композитору, то долго ждал его реакции. А Евгений Мартынов произнес пророческие, как потом оказалось, слова: «Вот теперь можно и умирать, это лучшее, что мы написали».

Музыку на стихи нашего земляка сочиняли и другие известные композиторы – Раймонд Паулс, Владимир Мигуля, Оскар Фельцман, Арно Бабаджанян, Евгений Дога. Эти пес­ни исполняют Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Тамара Гвердцители, Бисер Киров, Лев Лещенко, Леонид Серебренников… Одну из песен – «В ту ночь сошли солдаты с пьедестала…» – хотел спеть непревзойденный мастер «тихого вокала» Марк Бернес, который вместе с Михаилом Пуговкиным приезжал в Тверь в гости к автору стихо­творения. К сожалению, исполнить песню Бернес не успел…

Когда я возвращаюсь в Тверь

Многое, если не все в жизни и творчестве Дементьева замыкается на Твери, где поэт, по его собственным словам, «провел, может быть, самые лучшие годы своей жизни – детство, отрочество и юность. Неподалеку была Волга. А если переплыть ее – что мы, мальчишки, и делали частенько, – то там начинался лес. Неповторимый, высокий, полный дурманящих запахов и птичьих голосов. Он вошел в меня навсегда. Так же, как и Волга, в которой я однажды чуть не утонул, провалившись под лед, и которая вопреки логике вторично родила меня. Я люблю наш город, вернувший себе свое старинное имя, люблю своих земляков».

Андрей Дмитриевич признается, что все его успехи, все поиски – все отсюда, из Твери, куда он так любит приезжать: «Когда я приезжаю в Тверь, // Душа моя восторгом полнится. // Мне кажется – я открываю дверь, // Чтоб оказаться снова в прошлом». С родным городом Дементьев никогда не порывал связь – все эти годы он неоднократно приезжал в Калинин, а затем в Тверь, проводил творческие вечера, встречался с местными литераторами и общественностью, привозил сюда Мартынова, Мигулю, Вознесенского, которые выступали в библиотеке Горького. Об одной из таких встреч газета «Калининская правда» писала: «Этот огромный зал калининской библиотеки имени Горького теперь вдруг стал мал. Мест не хватало. Стояли сплошной стеной, сидели по несколько человек на стуле, забирались на подоконники. Громко завидовали «счастливчикам», что в первых рядах, просили потесниться. А мест не хватало…»

Тверитяне поздравят Андрея Дмитриевича с днем рождения 20 июля. В этот день в Твери состоится открытие Дома поэзии, художественным руководителем которого станет юбиляр, а в областном театре драмы пройдет торжественный вечер «Пока заря в душе восходит», посвященный 85­летию одного из самых известных российских поэтов, уроженца тверского края, без которого он не мыслит своей жизни.


Автор: Сергей БОЙЦОВ
337

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию