28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 11.07.2013

Любовь на все времена

Седмица 3-я по Пятидесятнице

 Каждый день в жизни православного может и должен быть радостен – если предстанут пред его мысленным взором жития святых подвижников, истории великих чудотворений от самых почитаемых икон или целый сонм небесных воинов напомнит о готовности заступиться за него перед Отцом Небесным. 

А всего-то и нужно: заглянуть в церковный календарь и вознести молитву, соответствующую празднеству. И не будет даже малейшей лазейки, позволившей проникнуть в душу унынию. Нынешняя седмица такой лазейки определенно не оставляет. 

Уже начало ее настраивало на особый лад. В понедельник праздновалась память Муромских чудо­творцев – благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросиньи. Во вторник – Тихвинская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. И в этот же день – перенесение мощей Нила Столобенского. В среду – обретение мощей Амвросия Оптинского. Сегодня, в четверг, – память Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа и иконы Божией Матери «Троеручица». Этим же днем завершается Петровский пост, поскольку завтра один из самых больших летних праздников: славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, вершина лета. За ним всегда следует Собор 12 апостолов. А завершается неделя особым для нас праздником – Собором Тверских святых.

Каждый из этих праздников достоин подробного рассказа и размышления, но в расчете на молодого читателя хочется обратиться к истории любви, перед которой по справедливости должна померкнуть повесть о юных самоубийцах Ромео и Джульетте. Трагедия последних – в ослепленности плотской страстью, оказавшейся бессильной перед злобой и ненавистью и погубившей не только их тела, но и души. Гений Шекспира вознес их во времена, когда христианские ценности в жизни Западной Европы уступали место более низким устремлениям, потому читателями и зрителями духовная катастрофа двух юных душ, как правило, не замечается. И последующее примирение семейств Монтекки и Капулетти, по сути, не может искупить эту катастрофу. 

Какой разительный контраст составляет эта история с нашей древней «Повестью о Петре и Февронии»! Внешние обстоятельства, препятствующие любви муромского князя Петра и крестьянской дочери Февронии, были, пожалуй, посерьезнее, чем описанная Шекспиром вражда двух семейств. Против княжеского брака восстала вся муромская знать, чувствовавшая себя оскорбленной тем, что Петр выбрал себе жену не из их среды. Князь поставлен перед выбором: сохранить верность супруге, своей любовью и заботой спасшей его от тяжкого недуга, или, прогнав ее, сохранить княжескую власть. Выбор нелегок даже в нравственном отношении: ведь по христианским понятиям власть, тем более княжеская, это не сладкий пирог, а бремя, долг. Петр не страшится принять его на себя, но понимает, что, нарушив супружеский долг, потеряет моральное право требовать исполнения долга от своих подданных и в силу этого не сможет быть достойным князем. Хотя напрямую автор «Повести…» об этом не пишет, но мы понимаем, что любовь Петра к Февронии – далеко не та пусть возвышенная, но все же плотская по сути страсть, что побудила Ромео забыть о том, что его возлюбленная принадлежит к враждебному семейству. Муромский князь каждый свой шаг определяет христианским понятием о долге, и поэтому его любовь духовна.
Он любит жену так, как христианин любит Божью Церковь, и она любит его так, как должно любить Христа. Такой обет они принимали в таинстве венчания, и нарушить его – значит предать не только друг друга.

Достойно удивления, что в основанной на легенде, а не на действительных фактах шекспировской трагедии не происходит ничего чудесного: влюбленные гибнут, столкнувшись с миром, в котором правит вражда, а не любовь. А в подлинной истории Петра и Февронии чудо происходит, причем не единожды. Пережив разные напасти от дурного правления, муромцы поняли, что прогнали единственного человека, достойного быть князем, и позвали Петра вновь занять княжеский престол. Перед истинной любовью отступают зависть, недоброжелательство, рушатся интриги.

Невелико было Муромское княжество, и много было в том столетии иных событий, куда более важных для истории Руси. Но запала в народную память и вот уже скоро восемь веков хранится в ней история о любви, соединившей двух людей не только друг с другом, но и с Богом. Это единение позволило Петру правдиво и милостиво править княжеством, а его супруге Февронии подавать пример муромским женам в благочестии и благотворениях. И сколь показательно то, что празднуем мы день их кончины – поистине сказочной, наступившей 25 июня 1228 года. Легендарные Ромео и Джульетта тоже умерли в один день. Но разве придет кому в голову считать тот день праздничным? Инок Давид и инокиня Евфросинья отошли ко Господу и прославлены были уже посмертно многими чудесами. Таков идеал христианского брака и христианской любви.
Автор: Сергей Глушков
48

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию