28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.12.2008

Пейзаж звука

Сегодня исполняется 147 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей художественной молодежи 1880-х годов, участника товарищества передвижников Константина Коровина.

Сегодня исполняется 147 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей художественной молодежи 1880-х годов, участника товарищества передвижников Константина Коровина.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Константин Коровин был одним из любимых учеников Саврасова, а впоследствии Поленова. Оригинальное дарование молодого художника проявилось уже в 1883 году в «Портрете хористки». Картина, очень красивая по живописи, выполненная с особой непосредственностью и темпераментом, построенная исключительно цветом, фактурой, направлением мазка, была столь необычна для своего времени, что даже такой чуткий педагог, как Поленов, здорово засомневался и решил не помещать ее на выставку, дабы не раздражать ревнителей художественных традиций.
Особенность живописи молодого Коровина заключалась в том, что свето-воздушная среда в ней была не менее важна, чем собственно предметы, – на тот момент это было принципиально новым пониманием натуры. В картинах Коровина, в отличие от работ многих других передвижников, нет событий в прямом смысле слова, однако они полны скрытого, но вполне осязаемого движения. В этом художник близок не столько передвижникам, сколько французским импрессионистам, о которых он, впрочем, тогда еще не знал.
Новаторство и свежесть взгляда Константина Коровина тогда настолько впечатлили  Поленова, что учитель и ученик поменялись местами. Уже Поленов, почувствовав необходимость преодолеть привычное видение, брал уроки у Коровина: «…Я мешаю краски несколько приторно и условно, – говорил учитель ученику. – Прошу тебя, помоги мне отстать от этого». Сам же Коровин со всем пылом молодости ставил себе цели не то чтобы невыполнимые, но вполне глобальные. Техническая виртуозность живописи интересовала его лишь как средство: «Это разрешенная задача живописи, – писал он в дневниках 1891 года. – А как же художник? Пейзаж нельзя писать без цели… Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».
Уже маститым художником Константин Коровин приехал в Удомлю – в 1918 году он был приглашен преподавать в Свободных государственных художественных мастерских, созданных на построенной художником Бялыницким-Бируля  на даче «Чайка». Это была первая художественная школа для народа не только в Тверской губернии, но и вообще в России – даже знаменитые, хотя и просуществовавшие очень недолго тверские Свободные мастерские были открыты едва ли не годом позже. Инициатива создания удомельских мастерских принадлежала Алексею Моравову, а поводом стала устроенная в Твери выставка Товарищества передвижников – так об этом рассказывал хозяин (на тот момент уже бывший) дачи «Чайка» Витольд Бялыницкий-Бируля.
Мастерские открылись 3 февраля 1919 года, и это стало действительно событием: «Тяготение детей к художественной школе было настолько велико, что в момент открытия художественных мастерских дети почти все оставили школы грамоты и пришли записываться в мастерские». В числе приглашенных из Москвы преподавателей был и Константин Коровин, который вместе с коллегами Рождественским и Архиповым поселился в пяти километрах от «Чайки» недалеко от усадьбы Островно, где в свое время жил и работал Левитан.
Эти пять километров страдавшего серьезным кардиологическим заболеванием художника не испугали. Однако испугала очень вредная в этом случае сырая и холодная погода.   Константин Коровин прожил на Удомле зиму 1919 – 1920 годов, а в это время в Москве заинтересованные люди пытались реквизировать его квартиру, на которую художник имел охранную грамоту. «Я заболел в канун прошлого года и уехал в Тверскую губернию, где жил Левитан, – писал Константин Коровин в марте 1920 года московскому журналисту Николаю Ангарскому. – Но приехать зимой в Москву не мог на постоянное жительство: грудная жаба не дает жить в холоде». Как раз в это время Константин Коровин собирает материал для большого панно памяти Левитана, замысел которого так и остался неосуществленным.
Было бы странно в такой ситуации обвинять художника в том, что он «…не сумел разобраться в существе происходящих в стране событий». В 1922 году прекратили свое существование Свободные художественные мастерские на Удомле, а годом позже Константин Коровин с семьей уехал за границу. Не в эмиграцию, а «…по разрешению правительства… временно, для устройства персональной выставки и исполнения декораций». В Россию, в  полюбившуюся очень многим русским художникам Удомлю он так и не вернулся – умер в 1939 году в Париже.

Наталья ЗИМИНА

6

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию