20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись09.07.2013

Здесь их цифирной мудрости учили

Фотограф: LJWANDERER . DREAMWIDTH . ORG, 900IGR . NET

Светское образование тверитян в эпоху Петра I и Екатерины II

Первоначально в нашей губернии существовали монастырские и частные школы. Известно, что многие местные князья, их жены и дети имели духовно­религиозное образование, читали Библию и Евангелие. При княжеских дворах служили грамотные бояре, дьяки и подьячие. Найденные в Твери и Торжке берестяные грамоты свидетельствуют о том, что уже в XI–XIII веках письменность в какой­то степени была известна и простым горожанам. 

В монастырских и церковных школах учили чтению, письму, духовному пению, готовя из учеников будущих священнослужителей. Все крупные тверские монастыри имели такие школы. Наиболее известные их ученики – это Палладий Роговский и Леонтий Магницкий, сыгравшие заметную роль в становлении светского образования в России.

Палладий Роговский учился в школе при Калязинском монастыре. Фундаментальное образование получил в Европе. Став доктором философии и богословия, вернулся на родину. В 1700 году его назначили ректором Славяно-­греко­-латинской академии – первого высшего учебного заведения в Москве, основанного в 1687 году.

Часто посещая это учебное заведение, Петр I обратил внимание на увлеченного математикой, образованного молодого человека – Леонтия Магницкого (Теляшина). По распоряжению царя в 1701 году Магницкий становится преподавателем первого в России военно­морского учебного заведения – Московской навигацкой школы, в которой он прослужил почти 40 лет. Ему было поручено не только обучать слушателей арифметике, геометрии, тригонометрии, навигации, но и написать учебник по математике и кораблестроению на русском языке.

В 1703 году вышла из печати «Арифметика, сиречь наука числительная». Эта книга стала подлинной энциклопедией математических знаний в России. О своем славном земляке помнят в тверском крае. На родине Магницкого в Осташкове есть улица его имени, установлена мемориальная стела.

Важную роль в развитии светского образования сыграли реформы Петра, положившие начало системе государственных учебных заведений в России. В соответствии с указом царя от 1714 года в Твери через три года открылось первое массовое светское учебное заведение – цифирная школа.
Первоначально туда брали дворянских мальчиков от 10 до 15 лет, а позднее и детей других сословий, за исключением крепостных. В цифирных школах помимо чтения и письма изучали арифметику, геометрию и черчение. Школы пополнялись учениками в порядке обязательной повинности, и уклонение от учебы каралось штрафами. Обучение было поставлено неважно: не хватало подготовленных учителей и учебных пособий. Не получив поддержки населения, цифирная школа в Твери прекратила свое существование.


В 1767 году вопросы светского образования вновь стали предметом широкого обсуждения тверской общественности в связи с составлением наказа депутату, посылаемому горожанами в Екатерининскую комиссию. Купеческое сословие высказывалось за учреждение в городе училища для их детей.

Эту школу и учителей предлагалось принять на государственное обеспечение и содержать за казенный счет сирот и учеников из беднейших семей. В то время подобные пожелания носили весьма прогрессивный характер. Однако правительственная комиссия не откликнулась на просьбы тверского купечества.

Первое светское екатерининское училище открылось в Твери в 1776 году. Это было малое народное училище с двухлетним обучением на 200 мест. Через год такие же школы открылись во всех уездных городах губернии. В них обучали Закону Божьему, чтению, арифметике и другим дисциплинам. Для открытия главного училища в губернском центре требовались большие деньги. За несколько лет крупные торговцы и предприниматели, знатные и простые горожане собрали более 10 тысяч рублей, и в 1786 году четырехлетнее училище открылось. В первых двух классах ученики повторяли программу малого училища. В третьем – изучали катехизис, священную историю, арифметику, грамматику, всеобщую и русскую историю, краткую географию. А в четвертом – геометрию, архитектуру, механику, физику, натуральную историю и немецкий язык.

Екатерининские школы не удовлетворяли дворян. Воспользовавшись правом не состоять на государственной службе, многие из них переехали из столицы в родовые поместья. Выросшие численно дворяне хотели иметь свою сословную школу, чтобы обучать своих детей «пристойным благородному дворянству наукам».

Получив разрешение от императрицы, они на свои деньги открыли в Твери в 1779 году дворянское училище на 85 мест для мальчиков от 7 до 15 лет. В нем было три класса, и каждый – с трехлетним обучением. Ученикам преподавали Закон Божий, русский язык, космографию, географию, арифметику, геометрию, немецкий и французский языки, а также специальные военные и гражданские науки: фортификацию, тактику, государственное право, рисование, геодезическую съемку. Выпускники училища владели навыками фехтования, верховой езды, имели изящные манеры. У них воспитывалось чувство любви к отечеству, стремление к выполнению гражданского долга. Вместе с тем часть дворянских детей получала лишь домашнее образование.

При Екатерине II впервые возник проект сельских школ для государственных крестьян, но его реализация шла крайне медленно. Дело просвещения помещичьих крестьян, составлявших большинство населения, находилось в руках помещиков. Но лишь немногие из них занимались этим вопросом. В 1763 году помещик Юрьев из села Мологино Ржевского уезда пригласил выпускника Московского университета Алексея Раменского для домашнего обучения своих детей. Хорошо образованному и демократически настроенному педагогу удалось убедить своего нанимателя открыть 7 сентября 1763 года первую в Ржевском уезде начальную Мологинскую школу. В ней Алексей Данилович проработал 54 года и стал родоначальником одной из педагогических династий Тверской губернии. В Мологинской школе Раменские учительствовали в общей сложности 200 лет. Об этом свидетельствуют документы музея истории народного образования Ржевского района, созданного педагогами и учениками Итомленской средней школы.

В конце XVIII века в светскую систему образования нашего края входило главное и малое народные училища в губернской столице, 12 малых народных училищ в уездных городах, Тверское дворянское училище и Мологинская крестьянская школа. В отдельных городах и селениях существовали еще и школы грамоты, но их число неизвестно. Образование в это время получали главным образом дети дворян, духовенства, мещан и купцов. В меньшей степени оно было доступно крестьянскому сословию. 

Автор: Борис НИЛОВ, кандидат исторических наук
33

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию