09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.07.2013

Люди и предметы

Фотограф: Ольга Моисеева

«Камер-театр» показал свой первый спектакль

 На тверской театральной карте появилась новая точка – в ДК «Химволокно» недавно образованный «Камер­театр» заявил о себе спектаклем по пьесе Петра Гладилина «Ботинки на толстой подошве». В постановке Владимира Павленко она стала называться «Останься на 24 часа» и, как показалось корреспонденту «ТЖ», побывавшему на премьере, более соответствует той концепции, которую предложил главный режиссер.

Владимир Павленко рассказывает, что «Ботинки на толстой подошве» – его давний замысел, возникший еще тогда, когда он служил в Тверском театре юного зрителя. Тогда в общем­то все было готово к постановке – роли распределены, сам режиссер придумал декорации, начались репетиции, но в силу разных обстоятельств спектакль выпустить не удалось. Некоторые подходы к материалу были сделаны и в Народном театре, в недрах которого, собственно, и родился «Камер­театр», но реализовать идею удалось только сейчас, после того как была образована новая труппа. Этим премьерным спектаклем руководитель задает то направление, по которому он намеревается вести свой коллектив и своего зрителя, однако, вероятно, программа работы театра до конца еще не сформирована, поэтому не случайно, наверное, то, что первой работой, показанной на новой площадке, стал давно задуманный спектакль. С одной стороны, это реализация давней мечты, а с другой – такая настойчивость Владимира Павленко, кажется, должна обещать и артистам, и публике немало приятных минут.

Когда человек долго вынашивает какую­-то идею, то она выкристаллизовывается, избавляется от всего лишнего – то, что раньше казалось главным, становится несущественным и второстепенным. Со временем задуманное трансформируется и приобретает реальные очертания. Спектакль «Останься на 24 часа» – о самом главном, о любви, о том, на что способна пойти женщина ради ее спасения и сохранения семейного очага. Она – это Плохова Наталья Федоровна, прекрасная женщина сорока двух лет. Он – Плохов Дмитрий Михайлович, ее муж, превосходный человек. Фамилии и характеристики героев говорят сами за себя, входят в противоречие друг с другом, в известной степени вызывают даже когнитивный диссонанс: могут ли Плоховы быть прекрасными и превосходными? Спорный вопрос – Самсон Силыч Большов из классической пьесы ведь тоже не вполне оправдал свое имя… Но дело даже не в этом. Если не знать пьесы Петра Гладилина, то во время просмотра спектакля героев будешь воспринимать, только руководствуясь их именами, причем уменьшительно­ласкательными, и ни о какой авторской надстройке даже и не подумаешь. Так, пожалуй, даже лучше.

В пьесе действуют еще четыре героя, но играет их один актер, перевоплощающийся то в Аркадия Андреевича, человека, который всегда выручит, то в Фадея Ильича, тюремного надзирателя, то в Веру Алексеевну, домработницу, то в Калошницу, в которой супруги Плоховы двадцать лет держали обувь. Впрочем, проще простого перечислить действующих лиц, в спектакле все происходит гораздо сложнее, если не сказать изощреннее, но самое, быть может, главное – сюжет его разворачивается неожиданно.

Поначалу кажется, что Наталья Федоровна, муж которой собирается уйти к другой, искренне страдает, переживая измену супруга. За двадцать лет совместной жизни она не разлюбила его и продолжает испытывать к нему нежные чувства. Двадцать четыре часа – все, что просит женщина от неверного мужа, и по истечении суток он может делать что угодно. Роль Натальи исполняет Элеонора Ильченко, она ведет свою партию уверенно и проникновенно, ее героиня не впадает в отчаяние и не закатывает истерики. Математик, она привыкла все просчитывать до мелочей, поэтому последующие события – в частности, визит к Аркадию Андреевичу – при желании можно рассматривать как попытку мести. В принципе, сюжет этот вполне вписывается в традицию народных жестоких романсов, в которых за поруганную любовь полагается обязательное отмщение.
Но пасторальности и дешевого мелодраматизма, свойственных романсам, в спектакле Владимира Павленко не отыщешь, постановка избавлена также и от бульварной комедийности, которым грешат иные режиссеры. История о том, как жена водит мужа едва ли не по всем кругам разрушенной семейной жизни и сама ходит по ним, тем самым пытаясь спасти положение, решена в философском ключе. Герои рефлексируют, мучаются, кидаются друг другу в объятия, отвергают, а потом вновь тянутся друг к другу – весь этот клубок противоречий, кажется, вовек никому и никогда не распутать.

Стараниями доброхота Аркадия Андреевича Дмитрий Михайлович попадает в тюрьму, и играющий мужа Андрей Моисеенко тут же меняет рисунок роли – из добропорядочного моряка он превращается в зэка и ведет себя соответствующим образом. Совершенно иным предстает и Сергей Урядов, который играет и Аркадия Андреевича, и надзирателя, и даже домработницу, помогающую обустроить быт супругов, ставших в какой­-то момент вместе жить в тюремной камере… Режиссер и актеры рассказывают эту историю с абсурдистским азартом, а иначе, вероятно, и нельзя: спектакль ориентирован на поэтику театра абсурда, но психологических мотивировок от этого становится не меньше. Даже вступление в общий хор Калошницы обусловлено здесь психологическими причинами.

На сцене зритель наблюдает за трансформацией характеров, отношений и ситуаций, а также за трансформацией пространства, организованного вроде бы просто, но исчерпывающе и понятно – калошница преобразуется то в конторку, то в брачное ложе, то становится фрагментом тюремной двери с зарешеченным окном, в которую стучит Дмитрий Михайлович. Только вот до сердца Натальи Федоровны ему уже никогда не достучаться, но ни он, ни она уже этого и не хотят.
Автор: Евгений Петренко
17

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию