24 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.07.2013

Коллекция длиной в полвека

Фотограф: Наталья Зимина

Объективный взгляд на тверское искусство

Ценители изящных искусств помнят, что в «лихие 90-­е» хорошим тоном считалось коллекционировать художественные произведения, тогда в Твери открылось несколько частных галерей, а коллекционеры регулярно знакомили публику с фрагментами своих собраний. С тех пор многое изменилось, и фактически «последним из могикан» остался директор технологического колледжа, потомственный коллекционер Андрей Цуркан, который ежегодно летом выставляет свои сокровища – фактически щедро делится ими с публикой. Нынешняя выставка, открывшаяся в Малом зале городского музейно­-выставочного центра, озаглавлена «Прошлое и настоящее».

В экспозицию вошло около восьмидесяти работ – большая часть коллекции. Самые ранние датируются 1950-­ми годами и представляют не только безусловную художественную ценность, но также являются и точным историческим документом. Так, чрезвычайно любопытно сейчас посмотреть, как выглядела в 1957 году площадь Гагарина – тогда она еще строилась, и для нас ее сохранил пейзаж Василия Волкова «Московская застава». Историческим документом может считаться и акварель Ростислава Благовещенского «Гостиница Пожарских», написанная в 1974 году.
Начинал собирать картины еще отец Андрея Цуркана, которому художники дарили свои произведения. Сын достойно продолжил начатое, формируя собрание уже в соответствии с собственным вкусом.

– Естественно, личные вкусы коллекционера, взаимоотношения с авторами накладывают отпечаток на состав произведений его собрания, – говорит куратор выставки, искусствовед Елена Грачева, – однако для этой экспозиции владелец избрал максимальную объективность как принцип подбора ее состава, лишенного в то же время и официозности закупок государственных музеев. Это позволило составить достаточно близкое к реальному представление о развитии местного искусства за период более полувека. В условиях отсутствия в городе уже ряд лет постоянной экспозиции советского искусства настоящая выставка напоминает всем любителям о тех сокровищах местной культуры, которые подарили и продолжают дарить Твери, несмотря ни на какие трудности, работающие здесь художники.

Елена Грачева отметила как достоинство широту взглядов коллекционера, в собрании которого представлен весь спектр жанров и стилей, от махрового соцреализма, который по прошествии времени стал восприниматься не с идеологической, а с чисто художественной точки зрения, побудив искусствоведов пересмотреть свои взгляды и оценки, до радикальных экспериментов последнего времени.  

Своего рода профессионализм коллекционера, фактически на правах коллеги вошедшего не только в художественное, но и в музейное сообщество, отметила научный сотрудник картинной галереи Ольга Пиотровская, вспомнившая, в частности, что два года назад Андрей Цуркан подарил музею картину Владимира Дмитриева: суметь расстаться со столь ценным экспонатом – это поступок. В этот раз Ольга Пиотровская пополнила коллекцию Андрея Цуркана, подарив ему три вещи своего отца, народного художника России Вячеслава Шумилова, – две акварели и карандашный портрет. В экспозиции Вячеслав Шумилов представлен роскошным натюрмортом с букетом – жанром, очень характерным для творчества этого художника. Собственно, в коллекции уже сформировались своего рода авторские подраз­делы: так, целую стену в зале занимают работы Николая Дочкина, написанные в разное время и очень разные по стилю – своего рода исследование творческого пути художника. Еще одним пополнением стала большая работа Вячеслава Столярова «из старенького», которую автор с удовольствием вручил лично. 

Список экспонатов выставки практически соответствует списочному составу Тверского отделения Союза художников России: представлены все более или менее значимые имена. Причем не только из числа мэтров: в экспозиции немало работ молодых художников – таких, как Любовь Лазакович и Александр Котов. Тут как раз проявляются вкус и чутье коллекционера: надо уметь увидеть в студенте или выпускнике художественного училища талант, мастерство и потенциал развития. 
Поскольку коллекция представляет собой отражение художественной жизни, то было бы странно ограничиваться только живописью, хотя она, безусловно, представлена в коллекции наиболее объемно. Целый зал отведен под графику, и там тоже собраны самые значимые имена. Иногда, надо сказать, достаточно неожиданные. Так, со времен подготовки буклета у директора колледжа сохранился рисунок Алексея Ушакова – лаконичный пейзаж 1994 года со зданием тогда еще строительного техникума, уходящим в светлую даль троллейбусом и вдохновенными студентами. Кто сейчас помнит, что известный издатель когда-­то замечательно рисовал просто карандашом, без посредства цифровых технологий… Встречаются в экспозиции и в высшей степени своеобразные вещи – такие, как композиции из особым образом обработанной бумаги, которыми знаменит Владимир Анисимов. Известный как график и автор гобеленов, Анатолий Войтов здесь представлен весьма своеобразной живописью, а также композициями из рамок и ниток. 

Профессионализм Андрея Цуркана как коллекционера заключается еще и в том, что он не только находится в курсе всех событий местной художественной жизни, что как раз вполне естественно, но и активно в ней участвует – по мере сил и имеющихся возможностей. Руководитель студии «Светлица» Надежда Новожилова, к примеру, вспоминала, что в 1994 году у нее возникли большие проблемы с мастерской – и Андрей Цуркан ради общего блага воспользовался служебным положением и выделил вышивальщице две комнатки в общежитии, что, возможно, помогло сохранить ныне знаменитую студию. Как говорится, обидеть художника может всякий, а вот при необходимости помочь ему, чтобы потом было что собирать, – это подход истинного коллекционера. 

А что же дальше? Не снимая с себя обязанностей летописца современного тверского искусства, Андрей Цуркан намерен углубиться в историю:

– Конечно, мне хотелось бы расширить список персоналий: так, например, в моей коллекции еще нет ни одной работы Первухина. А вообще сейчас я считаю необходимым расширить и хронологию и обратиться к первой половине XX века, вернуться в 1930 – 1940­-е годы. О 1920-­х я даже не думаю, произведений того времени практически не сохранилось. Известная конструктивистская композиция Михаила Соколова «Тверь. 1921», обнаруженная картинной галереей, несколько лет назад стала настоящей сенсацией. Произведений двух последующих десятилетий тоже сохранилось немного, я о существовании таковых пока не знаю. Но это повод исследовать и искать, чтобы картина художественной жизни Твери стала еще более полной и ее можно было бы достойно показать зрителю. 

Автор: Наталья Зимина
203

Возврат к списку

В Завидове Тверской области проходит национальный туристский форум «Реки России»
В Конаковском районе обсуждают проблемы прежде такого популярного, а ныне возрождающегося вида отдыха, как путешествия по воде. В Тверской области насчитывается 760 рек длиной более 10 км.
23.06.201720:53
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость