21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 28.06.2013

Луч света из кладовки

Фотограф: Борис Михайлов

Союз фотохудожников представляет творческий отчет

В Большом зале городского музейно­выставочного центра открылась большая отчетная выставка Тверского отделения Союза фотохудожников России. Подобные вернисажи проходят в Твери с 2007 года, предоставляя возможность зрителям­фотолюбителям (а таковым сейчас является каждый первый) посмотреть, как работают признанные мастера, кое-­чему поучиться, а также проследить общие тенденции в развитии современной фотографии.

Главная тенденция в этой экспозиции очень хорошо заметна: после многолетнего засилья пейзажа мастера снимка начали активнее работать в других жанрах. Нет, пейзаж не исчез вовсе, но авторам (равно как и зрителю) определенно наскучили открыточные виды, демонстративно яркие закаты и рассветы, а также непременные прежде слащавые мотивы в стиле «то березка, то рябинка». В традиционной без слащавости манере сейчас работает Владимир Коробов, выставивший в серии «Родные просторы» очень тонкий по колориту весенний пейзаж. В той же самой весенней теме Влад Плужников, напротив, не стал мыслить глобально, широтами и панорамами, а обратил внимание на множество незамысловатых сюжетов – тех самых мелочей, без которых весна никогда не приходит. 

Весны, надо сказать, в экспозиции очень много – сыграло свою роль впечатляющее половодье этого года, мимо которого не прошел ни один фотограф. «Подплывший» город в самом деле меняется в лице и переходит в несколько иное качество, так что привычные вещи приобретают новые смыслы. Так, в серии «PS к половодью» Ирина Лобанова обнаружила, что в этом контексте новые прочтения появляются у непременных в любом городе граффити, причем не эффектных и высокохудожественных, а в самых обычных кривых и разрозненных буквах – они странным образом начинают складываться в новые слова. 

Особенный взгляд на пейзаж показала Анна Довгаль – профессиональный дизайнер, мастерица компьютерной обработки изображения. Серию «Dream atmosphere» составили странные, предельно лаконичные пейзажи: с одной стороны, в них чувствуется некое напряжение, но с другой – определенно чего­-то не хватает. Возможно, отстраненных от несколько фантастического ландшафта персонажей, которые жили бы в этом контексте своей отдельной жизнью, – так могли бы выглядеть фоны для изысканной фэнтезийной анимации. Впрочем, та же Аня Довгаль выставила и спаренные фотографии как раз из гущи той самой живой жизни, в частности, из жизни котов: диптих «Достал!» украсил бы, к примеру, чрезвычайно веселый сайт «Котоматрица».

Тенденция отказа от традиционного пейзажа освободила простор для таких, казалось бы, забытых жанров, как социальный репортаж. Он был популярен в 1990-­х, когда сама жизнь предоставляла массу материала для размышлений о тщете человеческого бытия и свинцовых мерзостях жизни.
Сейчас этот жанр вернулся в несколько обновленном виде, склонном не столько к обличениям, сколько к рассуждениям и поискам закономерностей, в том числе и формотворческих. Что интересно, так работают не только признанные знатоки этого жанра Анатолий Смирнов (серия «Завалинка») и Александр Калион, который в серии «Свадьба в Жданово» использовал множество вполне формальных колористических и ритмических построений. Этим жанром заинтересовалась и молодежь. Юлия Смородова выставила серию «Край», снятую в деревне Токариха Тверской области. В ней многозначно все, начиная с названия, в нем одновременно читается и своего рода «край земли», и край жизни, на котором оказались персонажи ее фотографий. «Оказываясь здесь, смотришь на все совсем другими глазами. Возникает ощущение, что попал не в наше время, а в какое­-то сложное смешение деталей, вещей, противоречий, а рядом современники, которые живут на краю света, в деревне без электричества, но при этом они могут быть счастливы», –  говорит автор. 

Несколько в другой тональности выдержана серия «Белозерье» Анны Довгаль, которая сумела отказаться от непременной при съемке крупных монастырских комплексов помпезной открыточности в пользу по­северному строгой и сдержанной созерцательности. И окончательно отходит она от стилистики 90­-х в веселой серии «Рыбный промысел». Размещенные рядом, эти циклы представляют собой дивный контраст севера и юга, цвета и монохромности, веселья и сосредоточенности. 

Многие фотомастера, впрочем, предпочли вообще выйти за рамки стилистической и жанровой чистоты, создавая свои собственные концепции. Мария Сахно проследила за приключениями августовских яблок, Лариса Воробьева – за тем, как одинокий луч света оживляет извлеченные из кладовки странные старинные предметы. Назвать серии этих двух авторов в прямом смысле натюрмортами сложно, что это – предоставим решить зрителям.

Особый взгляд на натюрморт выставил предводитель творческого союза Борис Михайлов. Воспользовавшись служебным положением музейного фото­графа, он проник в запасники картинной галереи, где аккуратно составлены разнообразные скульптурные произведения. В процессе переезда в новые помещения сотрудники заботились прежде всего о соблюдении условий хранения и экономии места, не замечая того, какие образовались при этом смыслы и контексты. А Борис Михайлов заметил, как за спиной летописца Нестора беседуют Сталин и Чкалов, Николай II что­то шепчет на ухо Ленину, а несколько разностилевых женских скульптур в это время устраивают настоящие дионисийские пляски. Борис Алексеевич особо подчеркнул, что скульптуры он не переставлял, а именно в этом заключается искусство постановки классического натюрморта. Это они все сами, потому и получился настоящий «Паноптикум», с которым несколько перекликается серия Геннадия Кодина «Призраки «Пролетарки». Смазанные изображения, которые фотографы называют «шевеленкой», населили коридоры и кухни Морозовских казарм, наполнив их странной полумистической жизнью и выявив историческую память стен, которые действительно помнят очень многое. 

На передовой же формалистического эксперимента как всегда оказался Роман Какоткин – любитель «определять неименуемое». Он выставил два сюжета, мимо которых не прошел ни один фотограф, – соревнования по бодибилдингу и первомайскую демонстрацию. Снятая в «низком ключе» серия «Бодибилдинг» получилась мрачным размышлением о необходимости улучшения человеческой породы, проникнутым то ощущением трагичности, то откровенным сарказмом. А в «Первомае» автор увидел самостоятельное бытование красного цвета и как самостоятельного цветового пятна, и как достаточно емкого символа, понятного по крайней мере тем, кто в сознательном возрасте застал советское время.

При всем разнообразии отчетной экспозиции один жанр тверские фотографы решительно обошли вниманием – там нет ни одной работы в жанре «ню». А ведь было время, когда фотографии дам разной степени обнаженности составляли подавляющее большинство выставочных работ. Потом это наскучило – казалось, что жанр себя исчерпал. Однако сейчас мы наблюдаем возвращение тоже на время подзабытого социального репортажа. Как знать, не стоит ли ждать и нового взгляда на извлеченную из творческой кладовки обнаженную натуру?
Автор: Наталья Зимина
73

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость