06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 27.06.2013

Третий звонок Карлсону

Жадноватый ипохондрик, но и «лучший в мире друг»

В детстве я любил не столько сами книжки, сборники историй, сколько их главных героев, яркие личности. К собственно тексту, как более или менее удачно переплетенным словам, диалогам, авторским отступлениям и всяческим нудноватым описаниям природы, относился спокойно: вздыхал и пролистывал. Неподражаемы были герои, поскольку, лично невоспроизводимые, они куда-то мчались у Луи Буссенара и Дж. Лондона, фехтовали со злодеями у Дюма, искали сокровища со Стивенсоном, разоблачали преступников у Конан Дойла и Честертона или мастерили нитроглицериновую бомбу на острове Жюля Верна. Все герои были разными, и каждый обладал своим характером, складом ума и, что очень важно, стилем.

Мировая детская литература имеет свою собственную «Нобелевку» – медаль Андерсена. В разные годы ее получали Туве Янссон (за «Муми-троллей»), Джанни Родари (за «Чиполлино»), а 55 лет назад награда была вручена шведской писательнице Астрид Линдгрен за полусказочную повесть «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». 

В 1967 г. ее прочли в блестящем переводе Лилианы Лунгиной советские дети; чуть позднее появились мульт­фильмы и трогательный телеспектакль Валентина Плучека с «лучшим Карлсоном» (определение Линдгрен) – Спартаком Мишулиным.

В силу Бог знает чего книга понравилась, ее главный герой засуществовал своей «масскультовой» жизнью и, продрейфовав сквозь «застойные» поколения, дожил до наших дней вместе с другими знаковыми личностями прошлого. История стокгольмского индивидуалиста, местами для советского читателя социально размытая, теперь более чем понятна (шведские монеты «эре», получаемые Малышом, – почти современные «евро»). Карлсон – классический дауншифтер прошлого столетия, «постаревший Питер Пэн», эпатирующий «капиталистическое сознание» аутсайдер, «нереальный в своей реальности» (Лунгина), жадноватый ипохондрик, но и «лучший в мире друг» (Мишулин).
Карлсон – «неподражаемый» герой, не в том смысле, что ему невозможно «подражать», наоборот, подражать ему совершенно не нужно. Из числа возможных «героических» черт ему присущи свобода, одиночество, анонимность и способность к перемещениям – что-то от Зорро. Специалисты по детской литературе если еще не написали, то должны сочинить монографию: «Карлсон – как герой детского протеста». Понятно, что абсолютной свободы у его друга Малыша быть не может, но мир, в котором тирания взрослых низвергается «курощением», а блины на дверных ручках не хулиганские стикеры, но флаги победившей пирушки, реален и необходим.

В Карлсона не играли, им если и умилялись, то как-то снисходительно, дву­смысленно. Зато цитировали фразочки, стиль поведения, покрытый легким флером капризности и циничности. Той детской самозащиты от самодурственных «домомучительниц» и придурковатых «дядей Юлиусов». «Малыш и Карлсон» – это литература, поскольку к ней хочется возвращаться, даже если сюжет заучен, а реплики живут собственной жизнью.

Любопытно, что премию волшебника Андерсена вручили за совершенно не волшебную, чудную, но не чудесную сказку. Ничего притчевого, мистического, метафорического в ней нет. «Сказочные» штрихи забавны: «Моя мамочка – мумия, а отец – гном», – говорит Карлсон. «Маленькое белое привидение, темное звездное небо, печальная музыка – до чего все это красиво и интересно», – думает Малыш. Вопреки представлениям, согласно которым детская литература должна «учить, образовывать», книга Линдгрен малопедагогична, а местами провокационна. (Вспомните «допрос Карлсоном Фрекен Бок: «Ты перестала пить коньяк по утрам?») Если что-то и преподается в ней, то это урок очаровательной дружбы, причем бескорыстной, если «корыстью» не считать поглощение плюшек. В отличие от телепузатых лунтиков Карлсон куда более драматургичен, хотя порой его образ «оставляет, как говорится, смешанные чувства». Кто-то из психологов верно подметил, что когда «ребенок остается один – материализуется Карлсон», то есть детское одиночество излечивается беззаботностью и неистребимым оптимизмом забавного обитателя стокгольм­ской крыши.

Книга Линдгрен (рис­кую, но скажу) в своем роде миссионерская, поскольку сообщает нечто важное, даже не в силу содержательности, а, так сказать, первопрочитанности. Она, как принято сейчас определять, «создает скрепы», или, переводя с псевдодуховного на человеческий язык, воспитывает отношение к семье, друзьям и миру, в котором воры наказаны, скептики и зануды проучены, но главное: Малыш – одинокий в доме, полном людей, – утешен.

Линдгрен в «Письме русским детям» говорит: «Наверное, популярность Карлсона в вашей стране отчасти объясняется тем, что в нем есть что-то русское». Наверное. Что-то русское можно отыскать в любом сказочном существе. Такая вот национальная специфика. В Швеции карлсонский типаж, кстати, недолюбливали, а у нас он прижился в силу «удачного» поведения и метких афоризмов героя. Тот, кто живет на совершенно непонятные доходы (еще один элемент «сказочности»), произносит фразу: «Пустяки, дело житейское» – по любому поводу, гоняет квартирных воришек, – не может быть чужаком. Ему присуще почти советское юродство: «Те люди, у которых есть хоть капля совести, – уверял Карлсон, – всегда садятся так, чтобы их было видно в замочную скважину или в глазок». Конечно, и стиль жизни таких людей должен был быть связан с социальными противоядиями: «курощением» и «дуракавалянием». Для слушавших в упоминаемые годы Галича: «Каким-то хазарам, какой-то Олег// Когда-то отмстил почему-то» – все было более или менее понятно. Для их детей важным оставалось другое. Они мечтали о шнурке, который тянется к домику за дымоходом на крыше, с помощью которого можно было позвонить в приделанный колокольчик. Один звонок: «Немедленно прилетай», второй: «Не прилетай ни в коем случае» и третий: «Как хорошо, что на свете есть Карлсон».  

Автор: Протоиерей Александр ШАБАНОВ
13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию