08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура21.06.2013

Эффект Кулешова

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Знаменитый пианист выступил в Твери

 Кажется, концерты заслуженного артиста России Валерия Кулешова в Твери ждут с большим нетерпением, чем выступлений других, даже самых именитых российских и зарубежных музыкантов. Билеты на его камерные программы раскупаются почти мгновенно, а в зале областной филармонии никогда не бывает свободных мест. Имя Валерия Кулешова давно уже стало самым верным синонимом аншлага, а стало быть, и успеха.

Уроженец тверского края, Валерий Кулешов в Твери выступает довольно редко – однако только этим объяснять зрительское внимание к его концертам было бы в корне неверно. Слушатели, а в Верхневолжье, как неоднократно отмечали многие академические артисты, они обладают особым чутьем и музыкальным воспитанием, ходят «на Кулешова» не только по этой причине. Все дело в особом обаянии, изумительном чувстве стиля и высочайшем уровне мастерства маэстро.
Насладиться волшебными звуками, которые он извлекает из инструмента, – вот истинное удовольствие для музыкального гурмана. Пусть даже пианист играет хорошо знакомую, хрестоматийную вещь, которая исполнялась уже тысячи раз, но ты знаешь, просто уверен, что так, как Кулешов, ее не исполнит никто и никогда.

Возьмем, например, концерт, состоявшийся в Тверской филармонии на днях. В первой части его Валерий Кулешов играл «Времена года» Петра Чайковского, вещь, известную по множеству исполнений и интерпретаций. Однако, как всегда, кулешовское видение оказалось отличным от других. В знакомых звуках чувствовалась нежность в сочетании с натиском, безудержный полет и умиротворяющее спокойствие, какая-то фантастическая одухотворенность. А еще больше – скоротечность жизни, которая проходит так же быстро, как сменяют друг друга времена года. Такая философская основа интерпретации весьма напоминает слова младшего брата композитора Модеста Чайковского, который вспоминал: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь <...> Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством, переполняющим весь фортепианный цикл, его исполнение и было отмечено. За каждой новой частью следовала другая, третья… двенадцатая. Кажется, только-только затихли звуки, завершающие «У камелька», а уже, глядишь, и «Святки» вступили в свои музыкальные права. Достоевский говорил о том, что «все в жизни временно» и ничто не будет длиться вечно. «Что пройдет, то будет мило», – писал Пушкин. Все это в полной мере можно отнести и к «Временам года», которые представил публике Валерий Кулешов, превративший двенадцать частей цикла в ряд сменяющих друг друга характерных картин человеческого бытия и бытия природы, проникнутых особым лирическим музыкальным чувством.

Этим чувством, которым пианист с удовольствием, щедро делился, зал был переполнен, отчего концертное пространство удивительным образом преобразилось – как будто бы в результате магического, чудесного вмешательства. Слушатели замирают, полностью отдавшись течению музыки, разливающейся, словно море, и плеск волн в самом деле раздается – в пьесе, посвященной июню, особенно в цент­ральном ее фрагменте. Чем ближе к финалу, тем паузы, которые делал пианист между частями цикла, становились меньше. Движение месяцев, года, времени вообще, и без того имеющего в данном случае линейную направленность, убыстрялось, но это позволяло и самому музыканту, и аудитории бросить на него стереоскопический взгляд. Причем под звуки безмятежного по своему характеру вальса, которым завершается «Декабрь» и весь цикл вообще.

Рояль затихает, в зале раздаются сначала робкие крики «браво!», перерастающие в настоящую овацию, – публика, до того находившаяся под влиянием музыкальной магии, трепетно ловившая каждое гармоничес­кое созвучие, не стесняется выражать исполнителю свою благодарность и восхищение. В этом, как кажется, и состоит «эффект Кулешова», суть которого можно и скорее всего нужно описывать, используя понятие катарсиса, определяемого как высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия и воздействия искусства на человека. Аристотель, впервые применивший это понятие, писал, что под воздействием музыки психика слушателей возбуждается, в ней возникают сильные аффекты, например, жалости и страха, а в случае с концертами Валерия Кулешова все-таки энтузиазма, в результате чего люди «получают некое очищение и облегчение». И, пожалуй, еще оздоровление, причем, что бы ни исполнял Валерий Кулешов и какие бы сочинения ни включал в свои программы, эффект оказывается именно таким.

В этом году поклонникам пианиста повезло – Валерий Кулешов дал два концерта. Вторая камерная программа была представлена публике вчера, и успех этого выступления пианист разделил с виолончелисткой Александ­рой Павловой. Вместе с ней он исполнил первую сонату для виолончели и фортепиано Брамса и сонату для фортепиано и виолончели Рахманинова. Сам же сыграл «Фантастические пьесы» Шумана, связанные с произведением немецкого романтика Гофмана и давшие простор для воображения слушателей.
Автор: Евгений Пантелеев
168

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию