17 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 21.06.2013

Реестр традиций

Фотограф: Борис Михайлов, Клавдия Смирнова

В регионе составляют каталог нематериального культурного наследия

 Еще гений нашей литературы Пушкин искал вдохновение в сказках и песнях, услышанных в детстве от своей, теперь не менее знаменитой, чем он сам, няни. Для Арины Родионовны устная словесность, так же как и весь традиционный уклад быта, была естественной, она органично входила во все жизненные ситуа­ции. Уже тогда, в XIX веке, энтузиасты начали работу по собиранию фольклора, делали первые попытки его классификации, тогда же зародились фольклористика и этнография.


Основной пласт имеющегося сегодня традиционного устного наследия зафиксирован в позапрошлом веке. Были описаны ремесла, обычаи и праздники, которые, казалось, так и будут бытовать в естественной среде. Однако с развитием общества все поменялось, и теперь, в XXI веке, вопрос о сохранении мудрости народной во всех ее проявлениях стал обсуждаться на самом высоком уровне. Традиционная культура всегда играла основополагающую роль в воспитании человека, в формировании личности. Этому служили песни, которые ребенок сначала слышал от матери, а вырастая, пел сам в повседневной жизни, например, на покосе, и во время обрядовых действий. Таким образом закладывались основы гармонии – с природой, с самим собой и с другими людьми.

Не секрет, что многое из существовавшего ранее в настоящее время безвозвратно утеряно. Скажем, об обрядах, сопровождавших когда-то Егорьев день, когда крестьяне впервые после зимы выгоняли скотину в поле, сохранились одни только воспоминания. Знания об этом, которые сохраняют специалисты, теперь стоит считать элитарными, а ведь когда-то они передавались из поколения в поколение и были необходимой и важной частью жизни. Понятно, что в современных условиях не говорят о возвращении прежних практик, гораздо важнее зафиксировать их и тем самым сохранить для потомков.

Все, о чем сказано выше, обычно относят к нематериальному культурному наследию. Этот термин впервые появился в документах ЮНЕСКО в 2003 году. Под ним подразумевают обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, а в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Нематериальное культурное наследие существует в разных формах – это и устные традиции, и исполнительские искусства, и обычаи, и обряды, и празднества, а также знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Один в поле не воин

В нашей стране работа по сохранению нематериального культурного наследия регламентируется программой, утвержденной Министерством культуры в 2008 году и рассчитанной на 2009–2015 годы. Однако еще в 2006-м на заседании Государственного совета Президент России дал ряд важных поручений, касающихся этого очень важного для сохранения культурной идентичности нашей страны вопроса. Именно тогда была озвучена идея электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, работа над составлением которого сейчас ведется во всех регионах, в том числе и в Тверской области.

– Координирует эту большую работу Российский государственный Дом народного творчества и Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ, – рассказывает директор областного Дома народного творчества Елена Марина. – Создание такого каталога позволит не только выявить, но и зафиксировать и тем самым сохранить особо ценные объекты нематериального культурного наследия нашего региона, находящиеся под угрозой исчезновения. А кроме того, поможет довести сведения о них до широких слоев населения, ведь вся информация будет выложена в Интернете.

В регионе достаточно специалистов, которые профессионально занимаются традиционной культурой. К ним областной Дом народного творчества, занимающийся составлением каталога, и обратился за помощью, потому что такую огромную работу немыслимо выполнить в одиночку.
Именно они – преподаватели Тверского государственного университета, Тверского музыкального колледжа, филиала Государственной академии славянской культуры в нашем городе, а также специалисты учреждений культуры и искусства, сотрудники Тверского объединенного музея – вносят предложения по включению в реестр того или иного объекта. Эти предложения затем рассматриваются экспертным советом, который возглавляет начальник отдела координации комитета по делам культуры области Наталья Петухова. В совет, по словам Елены Мариной, входят ведущие фольклористы, практики, мастера декоративно-прикладного искусства, а также специалисты из муниципальных образований, и именно решением совета тот или иной объект включается в региональный каталог.

– Составление реестра позволяет нам сделать вывод о том, в каком состоянии находится сейчас та или иная традиция, то или иное ремесло, – рассказывает Елена Марина. – Начав работать, мы увидели, что многие, например, певческие, традиции исчезают. Причем произошло это не вчера, процесс исчезновения начался с того самого времени, когда люди уходили из деревни на заработки в город, где и оставались.

Областным Домом народного творчес­тва работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это сохранение и развитие объекта нематериального культурного наследия. Однако такой путь возможен только в том случае, если имеется потенциал для дальнейшего развития. А во-вторых, консервация определенной локальной традиции, к настоящему времени не существующей или не имеющей по объективным причинам возможности продолжения (развития).

По каким критериям тот или иной объект нематериального культурного наследия может быть включен в региональный каталог? По положению, утвержденному областным комитетом по делам культуры, он должен обладать исторической и культурной значимостью, быть уникальным, самобытным и передаваемым из поколения в поколение. Однако выбрать традицию или ремесло и внести ее в каталог – это полдела, если не меньше. Для того чтобы внести их в каталог, разработана сложная технологическая система. Каждый объект должен быть соответствующим образом описан, зафиксирован на фото и видео. Для этого формируется рабочая группа, которая выезжает с экспедицией в район, где локализован объект, работает с ранее собранным материалом, консультируется со специалистами.

Первые ласточки

К настоящему времени в региональный каталог внесены три объекта: «Технология изготовления калязинского кружева Калязинского района Тверской области», «Песенная традиция Барановского хора села Стрешнево Весьегонского района Тверской области» и «Технология изготовления строчевой вышивки «Ведновская строчка» Рамешковского района Тверской области».

Калязин исстари являлся центром коклюшечного кружева, но в начале ХХ века промысел был почти утрачен. К концу 1980-х годов здесь проживали всего две потомственные кружевницы, но нашлись энтузиасты, сотрудники Калязинского краеведческого музея, благодаря которым удалось сохранить этот промысел. В 1998 году в Калязине был создан районный Дом ремесел, который занимается изучением, сохранением и распространением технологий местных традиционных народных художественных промыслов и ремесел, организует и проводит культурно-массовые, детские игровые программы, выставки, выставки-распродажи, обучает декоративно-прикладным видам искусства, ремеслам, шьет сценические кос­тюмы для районного Дома культуры.

При Доме ремесел действуют женский клуб «Плетея» и кружки кружевоплетения, которые сохраняют старый промысел. Сотрудники Дома народного творчества, выезжавшие в Калязин, изучили образцы калязинского кружева конца XIX — начала XX века из личной коллекции Надежды Анатольевны Березиной, мастера кружевоплетения, директора районного Дома ремесел – головные платки, шарфы, ручники, салфетки, подзоры и так далее. В чем особенность калязинского коклюшечного кружева, что его отличает от других кружевных промыслов? Именно это и выясняли специалисты. И вот к каким выводам пришли после консультации с Татьяной Васильевной Афанасьевой, мастером кружевоплетения, заведующей отделом культуры и туризма администрации Калязинского района: особенность калязинского кружева заключается в плотности вилюшки и почти полном отсутствии решетки. В результате было составлено описание калязинского коклюшечного кружева, а отснятые фото- и видеоматериалы легли в основу фильма «Калязинские кружева». 

В унисон и в мелкую клетку

Барановский фольклорный хор, о котором наша газета не раз писала, ведет свою историю с 1968 года, его создателем и бессменным руководителем является Галина Михайловна Сазанова. Она рассказала специалистам Дома народного творчества На­дежде Третьяковой и Надежде Бариновой о том, как формировалась песенная традиция хора, как подбирался репертуар, куда входят разные типы песен, в том числе хороводные и свадебные, а также о том, что в коллективе теперь есть детско-юношеская группа, которая перенимает традицию у старших. Поэтому Барановский хор, отмечает Елена Марина, тот самый случай, когда возможности для развития традиции есть. От других ее отличает то, что участники коллектива сохраняют древний вид русского хорового пения – унисонного.

Другой объект, уже включенный в каталог, – знаменитая некогда «Ведновская строчка» — вышивка в технике ручной строчки, получившая свое развитие во второй половине XIX века в селе Ведное и отличающаяся изяществом обработки геометрического орнамента, применением мелкой клетки.
Промысел развивался на базе артели «Красные вышивальщицы», входил в состав местной фабрики, Калининской строчевышивальной фабрики и производственного объединения «Калининские узоры».
Попытки сохранить традиции ведновской строчки предприняла Татьяна Александровна Пирогова, объединившая местных мастериц. Процесс изготовления изделий, установили сотрудники Дома народного творчества, достаточно трудоемок и требует много времени. Ведновская строчка представляет собой счетную вышивку, многие изделия выполняются на «сетке». Мастерицы Александра Семеновна Киселева, Тамара Григорьевна Валентинова и Зинаида Александровна Валентинова продемонстрировали собственные изделия, украшенные ведновской строчкой:
наволочки, подзоры, салфетки, накидушки. Стиль фабричного производства ведновской строчки сохранила в своем творчестве Ольга Александровна Фокина. Энтузиастам помогает директор Ведновского Дома культуры Любовь Алексеевна Соловьева, однако для сохранения и развития знаменитого промысла этого явно недостаточно, и включение его в реестр нематериального культурного наследия области, возможно, придаст заинтересованным сторонам дополнительный стимул, потому что ведновская строчка – это не только бренд Рамешковского района, это, без всякого преувеличения, гордость всей земли тверской.

Ближайшие перспективы

Пока в региональном реестре всего три объекта. Не так много, но не так уж и мало, особенно если учесть, сколько времени занимают исследование и научное описание каждого объекта. Описание это, поверьте, очень серьезное, и по нему составители федерального каталога будут принимать решение о включении тверских материалов во всероссийский перечень. На состоявшемся недавно заседании экспертного совета был определен дальнейший план работы по составлению регионального каталога. В следующем году специалисты займутся описанием тверской архитектурной домовой резьбы, песенной традиции хоров Грузины и Арпачево Торжокского района, народной песенной традиции Помежья и обрядовой выпечки Весьегонского района.

– Конечно, это далеко не все объекты, которые обращают на себя внимание, – говорит Елена Марина. – Но работа, которую мы начали, думаю, не закончится в 2015 году с завершением программы Министерства культуры и, безусловно, будет продолжена и будет вестись не один год. Ее итогом должен стать реестр, в котором специалист и все интересующиеся традиционной культурой смогут найти всю необходимую информацию о традиции или промысле – письменную, видео, фото, аудио. Таким образом мы создаем своего рода послание потомкам, которые смогут иметь представление о том, как и чем жили их предки.

Автор: Евгений Петренко
430

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость