29 Июня 2017
$59.54
67.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Туризм20.06.2013

Сработанный еще рабами Рима

Фотограф: Наталья Зимина

Водонапорная башня как культурная доминанта

 Выбравшись в очередной раз в Питер, мы решили пренебречь культурными ценностями и продолжить практику исследования специфических ведомственных музеев, неизменно остающихся весьма популярными. Мы уже рассказывали читателям о созданном еще в 1930-х годах музее Арктики и Антарк-тики. А теперь направимся в один из самых новых – открытый к юбилею города в 2003 году информационно-образовательный комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга».

Экспозиции разного рода масштабности и репрезентативности организуют у себя многие ведомства, учреждения и предприятия. Однако немногие превращают их в полноценные музеи, открытые для широкой публики. Специалисты по работе с водой в этом смысле отличаются максимальной открытостью: «музеи воды» доводилось видеть во многих городах, от Киева до Углича. 

«Мир воды», созданный в рамках государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», рассказывает о водоснабжении города, начиная с водопровода, «сработанного еще рабами Рима».

Питерский Водоканал вполне рачительно распорядился недвижимым имуществом, которое в течение долгого времени представляло собой обузу. Автор этих строк еще помнит, что в обозримом прошлом сразу напротив Таврического дворца на Шпалерной улице портил пейзаж обширный комплекс пыльных и обшарпанных корпусов, выполненных в характерном «кирпичном» стиле. Тогда они уже не использовались по назначению, но и снести их было нельзя – все-таки памятник. Сейчас там лепота и благорастворение: шелестят огромные липы, газоны подстрижены, водонапорная башня, построенная в 1861 году по проекту архитекторов Эрнеста Шуберского и Ивана Мерца, смело, но органично дополнена лифтом из стекла и металла и фонтанами радикально-угловатых форм. Архитекторы перестарались, пожалуй, в том, что полностью закрыли историческую кирпичную кладку штукатуркой, которую покрасили в относительно похожий цвет и нарисовали на ней «как бы кладку». Выглядит несколько безжизненно. 

Перед входом в башню установлен памятник водовозу - его фотография совсем недавно фигурировала в нашем конкурсе «Моя планета». Бронзовая скульптура отполирована до блеска:
дети радостно обнимаются с дворняжкой, а взрослые дяди норовят впрячься в оглобли. В башне расположена историческая экспозиция – единственная, которую можно осматривать самостоятельно, в другие отделы музея можно попасть только с экскурсией. Именно здесь представлена история водопровода от Рима до наших дней, а также гордость музея – обширная коллекция ватерклозетов разных времен и конструкций. 

Отдельного внимания заслуживает расположенное здесь же, на втором ярусе, кафе со скудным ассортиментом, но преинтересным декором. Фактически это тоже отдел музея: в стенных нишах и даже в стеклянных столешницах размещено множество забавных предметов: всевозможные емкости, странные посудинки и конструкции, краники, пробки, штопоры и целая коллекция на условную тему «Губит людей не пиво…» Именно здесь можно потрогать незакрытую штукатуркой стену, хранящую следы бурной питерской истории.

Башня окружена целым комплексом зданий, в которых размещались административные и технические службы, а также подземные цистерны для хранения воды. В одной из таких цистерн расположен мультимедийный комплекс «Вселенная воды», рассмат­ривающий это хитрое вещество со всех точек зрения – культурно-исторической, физическо-химической, экологической. Надо заметить, что обнаруженные на просторах Интернета отзывы посетителей удивляют противоречивостью: от полного восторга до не менее полного разочарования. Одна из проблем характерна для всех музеев такого рода: информационная насыщенность экспозиций такова, что экскурсоводы излагают стремительно, стараясь утрамбовать в академический час (именно столько длится экскурсия) как можно больше сведений. Кстати, этот музей достаточно дорог – билет в каждую из трех экспозиций стоит 200 рублей плюс 100 рублей за фотосъемку. А если еще идти всей семьей… 

Мы предпочли не столь наукообразную, но куда более забавную экспозицию – «Подземный мир Петербурга». И в первом же зале были вознаграждены возможностью­ полюбоваться редким объектом – макетом исторического центра Питера, выполненным студентами и преподавателями Института архитектуры в масштабе 1:450. Делали его в течение полугода, и Водоканалу он обошелся в 3 миллиона рублей. Говорят, макет настолько точный, что соответствует оригиналу даже количество окон в каждом здании. Дополнительные эффекты создают многочисленные световые приборы, и это очень красиво – право, не стоит отвлекаться на демонстрируемый в это время 11-минутный фильм, живописующий трудовые будни и успехи Водоканала. 

Потом мы проникли в тот самый подземный мир – в канализационный коллектор, в подвал жилого дома с переплетением труб и вентилей, а также в аварийный провал возле дома. Оказалось, что столь прозаические сооружения тоже можно сделать убедительными музейными объектами, коль скоро во время ремонтных работ там можно обнаружить исторические свидетельства – квадратную деревянную трубу петровских времен и кирпичную полукруглую - екатерининских. А также клад, охраняемый грустным скелетом. Мы не смогли удержаться от искушения и, нарушив музейные правила, попытались просунуться сквозь решетку и пощупать, настоящий он или пластмассовый. Вопреки ожиданиям сигнализация не взвыла, но вокруг костей зажглись какие-то лампочки, назначение которых осталось непонятным. А кости оказались настоящими. 

Конечно, подземный и подводный мир невозможен без его характерных обитателей – контролирующих чистоту воды раков и улиток и совершенно бесполезных крыс и кошек, к сожалению, пластмассовых. В роли хозяина «нижнего мира» здесь обитает сантехник Петрович, который то карабкается по лестнице, то взирает на зрителей из иллюминатора, при этом вид имеет очень ехидный. А проводил нас невский водяной: сверкнул синими глазами и прошипел: «Что, страшно?..»

Как ни странно, подобные странные мелочи в духе петровских парковых затей выглядят очень мило – есть в них некий баланс «прикольности» и вкуса, характерный для многих питерских музеев. Здесь многое кроется в деталях. Так, на установленных во дворе зенитках, охранявших во время войны объекты Водоканала, сохранились остатки деревянных скамеек – именно остатки, что придает экспонатам аромат подлинности. А самым лучшим памятником погибшим сотрудникам стали часы, в треснувший циферблат которых вонзился осколок. Сколь сильный образ! Не успели мы познакомиться только с Синим Невским Котом, который сидит на дереве где-то возле водовоза, – это удовольствие оставляем нашим читателям. 

P.S. Вернувшись в Тверь, очень внимательно посмот­рели на водонапорную башню в Татарском переулке – явную доминанту восточного участка Советской улицы. А что, если бы?..
Автор: Наталья Зимина
94

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя встретился с молодежью Тверской области
У нас есть хорошая традиция – в День молодежи России глава региона Игорь Руденя встречается с представителями молодежных общественных организаций. Не стал исключением и нынешний праздник, на который был также приглашен заместитель председателя Государственной Думы РФ, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.
28.06.201722:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость