28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История14.06.2013

На Руси юродивых любят

Фотограф: Архив "ТЖ"

Есть такая подзабытая пословица. А любили ли их в Твери?

Считается, что юродивые – это люди, которые из любви к Богу и ближним приняли на себя один из подвигов христианского благочестия – юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от родства самого близкого и кровного, но и приняли на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию. И в истории Твери они также встречались.

И снова Афанасий…

В архивных тверских источниках разных времен мне не единожды приходилось встречать упоминания о юродивых. Причем порой в самом неожиданном контексте. Так, один из историков – Александр Гончаров­Красс даже отнес к этой категории тверского купца Афанасия Никитина. По его мнению, в ту пору уже было создано немало образцов православной, как он говорит, «святой» литературы, а значит, должна была обозначиться и тема юродства. Таким произведением, судя по мнению этого историка, и стало «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Недаром же автор свое путешествие называл грешным. Известный философ и публицист ХIХ века Владимир Соловьев говорил, что юродство по своей природе публицистично, провокационно и направлено на обличение грехов, порой даже через совершение греховных поступков и деяний. Действительно, у Афанасия Никитина в его дневниках есть весьма сильный обличительный момент. И все­таки, как мне кажется, юродством записи тверского купца можно назвать с большой натяжкой. Просто уж больно притягательны фигура Афанасия Никитина, его судьба. Кем только в последнее время его не называли. И разведчиком, и дипломатом, обвиняли даже в промышленном шпионаже. Теперь решили приписать ему и юродство.

С юродивыми связаны в Твери две церкви. В 1799 году западнее Волынского кладбища на берегу Соминки была выстроена Успенская церковь. Она появилась на могиле тверского юродивого Макария Гончарова.

Эта церковь была разрушена в 1964 году. А совсем недавно, уже в начале ХХI века, в микрорайоне «Юность» появилась церковь, освященная в честь юродивой Ксении Петербуржской.

В исследованиях тверских историков, в газетах разного времени можно найти ряд упоминаний о тверских юродивых. С некоторыми из них мне и хотелось вас познакомить.

Предсказал большой пожар

Одним из тех даров, которые приписывали юродивым, был дар предсказания. Его, судя по словам известного тверского историка Владимира Колосова, ровно 250 лет назад проявил тверской юродивый Макар Васильев. Это было 12 мая (по старому стилю) 1763 года. Тверитяне отмечали церковный праздник – день Сошествия Святого Духа. С утра крестный ход отправился к самому старому храму города – церкви «Белая Троица». И в это время начался пожар. Огонь выкинуло из трубы архиерейского дома, который стоял рядом со Спасо­Преображенским собором на месте современного Путевого дворца. Сам дом был каменный, а крыша – деревянная. Она и загорелась. На горе жителям Твери в этот день был сильный северо­западный ветер. Неудивительно, что пожар стремительно распространился по кремлю, а затем перешел на дома Загородного посада. В ту пору во время пожара был такой обычай. Жители города свое самое ценное имущество сносили в церкви, чтобы его уберечь. Однако на этот раз не помогло. Большинство церквей сгорело вместе со всем имуществом.

Что удивительно, этот пожар был предсказан юродивым Макаром Васильевым. Еще за три дня до трагедии он говорил жителям Твери: «Спасайтесь, вода и огонь будет». Одной купчихе, которая собиралась на крестный ход, он заявил: «Тебе надо не наряжаться, а совсем со двора убираться, через полчаса будет пожар, и все сгорит».

В итоге сгорели более 850 обывательских домов, архиерейский дом, провинциальная канцелярия, соляные амбары с казенной солью, магистрат, гостиный двор, многие церкви. Из провинциальной канцелярии даже не успели полностью спасти городскую казну. Одной соли в казенных амбарах сгорело ни много ни мало – 273 943 пуда.

Многие жители Твери остались без крова. Однако юродивого никто не укорял: вот, мол, накаркал! Наоборот, его стали уважать куда больше.

Похоронили с честью

Первая газета нашего края – «Тверские губернские ведомости», которая издавалась с 1839 года, была сугубо официальной и такому явлению, как «юродивые», внимания не уделяла. После первой русской революции начинается настоящий газетный бум. Нужно было бороться за читателя и рассказывать о том, что ему интересно. Тут уж юродивых трудно было обойти вниманием. Для публики они всегда представляли немалый интерес.

В самых разных тверских газетах можно было найти о них те или иные сообщения.

В 1912 году «Тверская газета» рассказывает о юродивом Илларионе. Он всегда был одет в подрясник и широкополую шляпу, с волосами, как у монаха. Летом и зимой ходил босой, чем привлекал всеобщее внимание. Этот юродивый любил собирать вокруг себя прохожих и читать им нравоучения. Однако слушатели плохо понимали его речи и поднимали на смех. Тем более что обличитель пороков редко бывал трезв. На смех прохожих Илларион разражался бранью и грозил легкомысленным слушателям муками ада. Как видите, тверские журналисты не слишком верили в подвижничество некоторых юродивых.

Однако далеко не всегда эти люди вызывали смех. В конце мая 1914 года одна из тверских газет рассказывает о том, как проходили похороны юродивого Николая Егоровича, или, как его еще в Твери называли, Николашки Поцелуя. Его хоронили в одной из самых известных тверских обителей – Успенском Отроч монастыре.

Надо сказать, что этот человек состоял в родстве с купеческим семейством Решетовых. Это была весьма богатая и уважаемая в городе семья. Она имела свой большой дом на набережной Волги. Жизнь этот юродивый вел странную. Весь свой век бегал он по Твери и окрестным обителям без шапки, босиком, с нечесаными всклокоченными волосами, таскал за плечами огромные кутули со старыми иконами, свечами и церковной утварью.

Особенно он был по­пулярен среди местных извозчиков, которые отмечали его легкую руку и охотно вози­ли бесплатно по всему городу. Николушка собирал старые иконы и разносил свечи по тверским церквям. Когда мальчишки дразнили его Поцелуем, он сердился и бросал в них камни. Иногда Николушка бормотал загадочные пророчества, которые порой сбывались, что усиливало уважение к нему тверитян. Однако большинство жителей города считали его ненормальным. После смерти Николушки благочестивые паломники, в большинстве своем крестьяне и мещане, стали посещать комнату в доме Решетовых, где на широкой доске скончался юродивый. Больные недужные женщины ложились на его кровать, надевали его шапку, а на грудь вешали тяжелые металлические кресты. И, что самое интересное, нередко получали избавление от мучивших годами болезней. Особенно это действовало на истерических женщин, кликуш. Паломники ухаживали за могилой юродивого в Отроч монастыре. Однако после революции монастырь был закрыт. А в начале 30-­х годов практически все его постройки были снесены при строительстве речного вокзала. Тут уж было не до могилы Николушки Поцелуя.

«Я не делю людей по вере…»

Юродивые и сегодня существуют чуть ли не при каждой церкви. И судьбы некоторых из них достойны внимания. Так, пять лет назад Тверь лишилась одного из своих юродивых, о которых грех не рассказать. Звали его Степаныч, и жил он в сторожке при церкви Покрова Богородицы около рынка. Судя по всему, был неплохим художником. Мелом на набережной Тьмаки Степаныч рисовал разноцветные храмы и лики святых. Знавшие его люди отзывались о нем как о трогательном и беззащитном человеке, считали, что это не просто нищий, а святой. Степаныч расцветал, когда люди хвалили его рисунки. Говорил: «Вишь, как церкви горят, людям нравится! Я ко всем хорошо отношусь, я не делю по вере, для меня нет ни мусульман, ни иудеев, ведь Бог един…» С ним приходили побеседовать и священники, и городские чиновники, и прихожане Покровской церкви. Место у рынка опасное, много нищих, бродяг. Прихожане церкви как могли оберегали Степаныча, но однажды бродяги забили юродивого насмерть. Хоронили его на деньги, собранные прихожанами Покровского храма, около небольшой церкви, что стоит рядом с селом, где Степаныч родился.  

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
47

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию