05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись11.06.2013

Наш человек в Голливуде

Фотограф: DCP . SOVSERV . RU, SUDARRB . COM

Актер Олег Видов считает себя абсолютно русским

Для старшего поколения кино­зрителей он был кумиром. Мой интерес к нему носит к тому же и краеведческий характер – корни у него тверские.

Свекольное молоко и уроки странников 

Олег Видов: «Мама моя родилась в деревне Юркино Тверской губернии /сейчас это Селижаровский район. – В.В./, у истоков Волги, в 1913 году. Ее отец был плотником, строил дома в Санкт-­Петербурге. Ценили его. Мастер был первого класса. А в деревне, помимо школы, бабушка моя всегда давала приют умным странникам, а в обмен просила их поучить деток, поэтому моя мама и тетя Нюта знали много стихов и различных историй. Мама была отчаянной, лазала по деревьям, скакала на лошадях. Потом окончила педагогический. В годы войны при приближении фашистов к Москве, когда многие прятали партийные билеты и зарывали их в землю, мама не побоялась вступить в партию и партизанский отряд. Она была видная женщина, и недаром мой отец – красивый мужчина – полюбил ее. Мама меня растила одна, с отцом они не были расписаны и потерялись. Когда я родился, в этот день у нее из погреба украли картошку, а оставили только свеклу. Вот так, на свекольном молоке, она меня и выкормила. Мама моя была учительницей. Вместе с ней я жил в Монголии. Помню, как мимо дома проходили пленные японские солдаты, помню их заунывные песни, песчаные бури и пожар на реке Орхон. Помню Казахстан, где мы жили с тетей Нютой, и Германию. В Казахстане у нас был крошечный дом – мазанка, я ходил к соседям слушать по радио оперы – у нас радио срезали. В Германии я ходил с мамой в музеи: в Веймаре, Галле, Дрездене. Помню церковь, где когда­то играл Бах. Как и моя мама, я в свои шесть лет прекрасно говорил по­немецки. У меня была очень толковая гувернантка и учительница музыки. Я думаю, что жизнь и воспитание в Лейпциге придали моему характеру черту – быть четким и ответственным. Мама тянулась к культуре и старалась дать мне максимум образования. Сама она прекрасно пела. У нее был удивительный голос. После восьми лет меня воспитывала тетя Нюта, потому что у мамы были постоянные командировки. В восемь лет я познакомился с отцом. Он был крупным советским финансистом, так же как и его папа, мой дед Николай. С отцом мы были друзьями, и, когда я стал взрослым, он советовался со мной и гордился моими успехами». 

Олег Борисович Видов родился 11 июня 1943 года в деревне Филимонки в Подмосковье. Сейчас поселок с этим названием, стоящий в восьми километ­рах от МКАД, входит в состав молодого города Московского, образованного в 2012 году в связи со значительным расширением Москвы в калужском направлении. Когда семья вернулась из Казахстана в Москву, Олег бывал летом на родине матери на Верхней Волге.

Трудиться он начал с 14 лет. Окончив вечернюю школу рабочей молодежи, работал санитаром в 29­-й Бауманской больнице Москвы, а затем слесарем-­электриком по обогреву бетона на строительстве Останкинской телебашни.

В стареньком пальто из драп-дерюги 

Олег Видов: «Мне уже тогда хотелось быть ближе к телевидению, кино. Мир кино казался сказочным, загадочным. Мне очень нравились советские фильмы: «Пятнадцатилетний капитан», «Золушка», «Дети капитана Гранта» и американские – «Тар­зан», «Великолепная семерка»… Я погружался в этот мир мечтаний, в мир второй реальности».

После окончания в 1960 году школы Видов решил поступать во ВГИК, очень серьезно готовился, успешно сдал экзамены и был зачислен на актерский факультет – в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля. Тогда же он сыграл в маленьком эпизоде в фильме Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!». На третьем курсе его пригласили в свои фильмы на главные роли два режиссера, которых мы знаем и как выдающихся актеров: Владимир Басов и Эраст Гарин. В фильме Басова по пушкинской «Метели» Видов сыграл главную роль Владимира, а у Гарина в «Обыкновенном чуде» по пьесе Евгения Шварца – главную роль Медведя. 

Олег Видов: «Эта творческая встреча – одна из самых дорогих в моей жизни. Ведь Эраст Гарин – режиссер поразительный, он умеет рассмотреть в актере какие-­то тайнички, о которых сам еще и не подозреваешь. Он помог мне раскрепоститься на съемочной площадке, почувствовать уверенность в себе, ощутить землю под ногами». 

Оба фильма имели большой зрительский успех, Видова заметили, и через год Александр Птушко пригласил его на роль князя Гвидона в «Сказку о царе Салтане». Этот фильм сделал Олега кумиром мальчишек и девчонок младшего возраста. 

Но настоящее чудо произошло в 1966 году, когда датский режиссер Габриель Аксель задумал снять на основе древних скандинавских саг фильм о принце Хагбарде и его юной возлюбленной. Он искал красивого блондина на роль принца по всей Европе, но ни один из актеров не прошел пробы. И вот во время пребывания Акселя в СССР ему посоветовали обратить внимание на Олега Видова. 

Олег Видов: «…для разговора с чиновниками из Госкино я при­ехал в стареньком пальто из драп­дерюги из своего Томилина, где жил в бараке. Посмотрел на меня Аксель и сказал: «Это герой моего фильма. Настоящий викинг!» И, к моему удивлению, меня вдруг отпустили!»

Пока фильм снимался, в Дании было много недовольных: их национального героя играет актер из коммунистической России! Но когда «Красная мантия» вышла на экран, зрители тут же влюбились в Олега.

Пограничники смотрели футбол 

В 1970 году Видов женился на красавице актрисе Наталье Федотовой, близкой подруге Галины Брежневой. Предложения от режиссеров посыпались как из рога изобилия, и хотя сам Олег искренне отрицает какой­либо блат и действительно не прилагал никаких усилий к саморекламе, но фактор близости к высшей власти, несомненно, имел значение. 

Он был одним из немногих тогда советских актеров, кто часто снимался за рубежом. Критики отмечали его роли в югославской кинокартине «Битва на Неретве», которую консультировал сам Иосип Броз Тито, в фильме «Ватерлоо» с Лоуренсом Оливье и других. Фантастический личный успех выпал на его долю с выходом на экраны советско-­кубинского фильма Владимира Вайнштока «Всадник без головы» по роману Майн Рида. Благородный Морис Джеральд Олега Видова пронзил сердца тысяч девушек, а его фотографии конкурировали по тиражам с портретами Брежнева. Все рухнуло в одночасье, Видов почти пропал с экранов. 

Олег Видов: «В 1976 году я развелся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда. Когда я оканчивал режиссерское отделение ВГИКа в 78-­м году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет, потому что «сверху» требовали: «Не выдавать!» Слава богу, диплом я получил. А потом – по той же причине – сколько ролей я потерял!»

В 1983 году Видову удалось выхлопотать поездку в Югославию на съемки фильма «Оркестр». Когда КГБ предписало ему в течение трех суток вернуться в СССР, он принял решение остаться за рубежом. Давление чиновников, козни и зависть, актерская невостребованность в своей стране привели его к этому, казалось бы, спонтанному решению. 

У нас была взаимная любовь 

Олег Видов: «Друг­актер помог мне тайно перебраться в Австрию. Я спрятался в его легковом автомобиле, без всяких документов. Я должен был переходить через границу ночью, а до этого сидеть в приграничном ресторанчике. Но, когда мы проезжали мимо поста, увидели, что там никого нет. Друг – а с нами в машине были его жена и ребенок – решил попробовать проскочить. К счастью, пограничники смотрели футбол, и им было не до нас».

В Италии Видов познакомился с американской журналисткой Джоан Борстен, они переехали в США и вскоре поженились. Сначала Олег, как и в юности, работал на стройке, а затем попробовал себя в Голливуде, сыграв советского милиционера в фильме «Красная жара», где его партнером был Арнольд Шварценеггер. В «Рэмбо­3» Сильвестр Сталлоне резко выступил на пробах против кандидатуры Видова, поскольку, по его мнению, тот выглядел «слишком прилично для того, чтобы играть голливудских русских». Тем не менее у Олега было несколько успешных ролей, в том числе в «Дикой орхидее» с Микки Рурком. Затем последовали «Три дня в августе» (о путче в СССР в 1991 году), «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмерт­ные», «Моя Антония».

Не стану подробно говорить о грязной истории, которую сфабриковали российские чиновники и бизнесмены, представив замечательный проект Олега Видова по пропаганде советских мультфильмов в Европе и США как «ограбление русской культуры». Он и здесь выстоял, не сломался. 

Олег Видов иногда приезжает в Россию, в 2007 году он снялся в телесериале «Заколдованный участок». Но постоянное место его жительства и работы – Лос­Анджелес, Голливуд. В последние годы он преимущественно сам снимает фильмы: об Андрее Тарковском, Уильяме Фолкнере, детектив о хищении греческого античного золота... 

Олег Видов: «Я русский человек, я живу здесь, но всеми своими помыслами, болями и переживания­ми все равно нахожусь в России. Конечно, я бы скорее сыграл что­-то именно о России, о русском человеке. Потому что я был актером, который работал для всего Советского Союза, я любил своих зрителей, зрители любили меня, у нас была взаимная любовь…»  

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
62

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию