24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 05.06.2013

Храм спасения народной души (часть - 3)

Фотограф: АРХИВ ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Один из начальных храмов Верхней Волги – Христорождественский монастырь – готовится к торжеству необычайной значимости, своему пятисотлетию

 О трудной и благородной жизни сестер и подвижничестве настоятельниц рассказывают страницы исследований судьбы монастыря. Сегодня мы завершаем обзор послереволюционного периода истории обители. 

Напомним, что настоятельницей монастыря перед наступавшими годами безбожия стала игумения Калерия (Кузнецова). К тому времени ей было сорок семь лет, вся ее жизнь прошла в обители. Мать ее, сама из тверских крестьян, привезла дочку в трехлетнем возрасте из Петербурга и оставила в Христорождественском монастыре. Девочку взяла в свою келью и воспитывала тогдашняя игумения Мария (Игнатьева). Потом девица Екатерина обучалась в монастырском приюте для сирот духовного звания, пела на клиросе. В 1902 году в возрасте сорока одного года была пострижена в монахини, регентствовала, заведовала церковно­приходской школой при монастыре.

Став игуменией, матушка Ка­лерия, как и ее предшественница, много сил отдавала благо­устройству обители, вела большие ремонтные и строительные работы. Самой большой постройкой монастыря был каменный соборный храм в честь Воскресения Христова. Он был заложен 15 мая 1912 года. Храм строился в честь и память 300-­летия Дома Романовых; величественное сооружение в древнем псковско­новгородском стиле символизировало мощь и древность правящей династии. Собор по проекту архитектора Николая Омелюстого был вчерне построен за два года на средства монастыря и вклады благотворителей, в том числе и царской семьи. Главный престол был посвящен Воскресению Христову, правый – Святителю и Чудотворцу Николаю и святителю Московскому Алексию, левый – благоверной княгине Анне Кашинской. В храме было центральное отопление. Рядом с собором поставили часовню, за которой располагалось монастырское кладбище. Весной 1915 года, еще до освящения храма, в обители побывала великая княгиня Елисавета Феодоровна, а осенью – императрица Александра Феодоровна с дочерьми. 17 апреля 1916 года Воскресенский собор освятил архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Чичагов) в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, председателя Совета Министров Бориса Штюрмера, обер­прокурора Святейшего Синода Александра Волжина и других официальных лиц и многочисленного духовенства.

Перед революцией обитель Рождества Христова была весьма благоустроенным монастырем с хорошо налаженным хозяйством, больницей, богадельней, детским приютом и школой. Советская власть проявила живой интерес именно к его имуществу. Уже в 1918 году были национализированы два корпуса, соединенные Спасским храмом, и больничный корпус. Иконостас в храме был разобран, иконы и утварь вынесены. В освободившихся помещениях разместился детский дом. В течение года по ордерам разных учреждений производилась реквизиция монастырского имущества. У сестер постепенно забирали все, начиная от пово­зок с лошадьми и кончая мелкими предметами мебели.

В апреле 1919 года сестры на­писали прошение в Тверской жилищно­земельный отдел, в котором просили закрепить за ними прилегающие к монастырю земли для обработки и обеспечения продуктами себя и престарелых насельниц. Так было положено начало созданию огородно­ремесленного товарищества «Взаимопомощь». В нем состояли 184 человека, которые кроме огородничества занимались различным рукоделием и содержали богадельню за рекой Тверцой. Там жили до пятидесяти человек. Первым председателем товарищества стала игумения Калерия – теперь гражданка Екатерина­Калерия Кузнецова. Сестры жили на территории монастыря, в маленьких деревянных домиках­келиях (их было сорок три), которые сначала были им оставлены. Но вскоре городские власти стали претендовать и на эти убогие домики, выдвигая мотивом острую нехватку жилья для рабочих Тверской мануфактуры. 14 октября 1923 года президиум Тверского губисполкома постановил: «Все помещения, занятые монахинями при Христорождественском монастыре, освободить, предоставляя освободившуюся площадь под квартиры рабочих». Это решение представляло собой фактическое закрытие монастыря.

После закрытия обители началось ее разорение. В 1924 году Воскресенский собор передали «Пролетарской мануфактуре» под предприятие общественного питания; спустя два года в Никольской церкви открыли клуб «Безбожник»; в 1929 году Христорождественский собор, еще действовавший как приходской храм, был закрыт и переоборудован в клуб текстильщиков. В эти же годы была постепенно разобрана колокольня. Чудотворная Тихвинская икона бесследно исчезла…
Судьбы насельниц после 1923 года складывались по­разному. Матушка Калерия с тремя монахинями сразу оставила монастырь и сняла квартиру в Татарском переулке. Некоторые оставались на территории обители, многие сестры разместились в монастырской слободе. Вместе с игуменией поселились монахини Мария (Гоголева), Аглаида (Сапожкова) и Евтихия (Чубукова). Занимались они пошивом одеял. Недостатка в заказах не было. Монахинь посещали не только горожане. Крестьяне близлежащих деревень как могли поддерживали сестер. По мере сил и те помогали своим посетителям, лечили их народными средствами, а главное – молились за них. Сколь тяжело было матушке Калерии, лишившейся родного дома, можно судить по записи в ее блокноте, сохранившейся в материалах следственного дела: «30 апреля 1930 года. Я собралась с Марией в монастырь. Поехали на новом трамвае… едва доехали. О Боже, монастырь наш – ужас один!.. Сердце не выносит вида. Помолилась, перекрестила дорогие могилки. Преподобные мои, вот все, что вам осталось… Тут не могу быть, и туда, где дом, не хочу, так все чуждо душе, Гос­поди!»
28 мая 1931 года сестры были арестованы по доносу и заключены под стражу. Их обвиняли в «антисоветской агитации и распространении провокационных слухов». Дело было сфабриковано быстро, и уже 10 июня судебная тройка вынесла приговор, одинаковый для всех четверых: «…Заключить в исправительно­трудовой лагерь сроком на 5 лет, с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Казахстан на тот же срок, считая с 2.V.1931 г. Направить этапом». Дальнейшую судьбу семидесятилетней матушки и близких ей сестер проследить не удалось. Никаких сведений о том, куда они были сосланы и доехали ли до места назначения, не сохранилось. На основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года осужденные сестры­исповедницы, принявшие мучения за православную веру, были реабилитированы.

Многие годы казалось, что былое благолепие Христорождественской обители утрачено навсегда. Но Господь судил иначе. В год 1000­летия Крещения Руси Православной Церкви был возвращен Воскресенский собор, служивший до этого складом строительных материалов. Он был отремонтирован и 23 апреля 1992 года освящен. Теперь это кафедральный соборный храм Твери. Вскоре был приведен в порядок и Троицкий храм, в нем стали совершать Таинство Крещения. Наконец, 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено возобновить монашескую жизнь в Христорождественском монастыре. Его настоятельницей была назначена монахиня Лариса (Лобанова) из Тверского Екатерининского монастыря.
16 августа 1999 года матушка приняла главный храм обители, в котором много лет обитало спортивное общество «Спартак». В соборе царила «мерзость запус­тения» – черный потолок, грязь, мусор, протекающая крыша. Все монастырские кельи были заняты жильцами, и матушке с сес­трами пришлось поселиться в подвале храма. С помощью богомольцев убрали мусор, вымыли полы и окна, установили временный иконостас. 7 января 2000 года, в престольный храмовый праздник, была совершена первая Божественная литургия.

В 2009 году Христорождествен­ский монастырь отметил десятилетие своей новейшей истории. За эти годы с помощью благотворителей и прихожан сделано многое: идет реставрация Христорождественского собора, восстанавливается ограда с башнями. Проведена реставрация фасадов надвратной Спасской церкви и келейных корпусов. 1 июля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тверскую епархию. Торжественная встреча Патриарха произошла на исторической территории Христорождественского монастыря. Но главное – на святом месте после многих лет запустения вновь звучит хвала Господу. Сестрам обители во главе с игуменией Ларисой предстоит многотрудное дело – воссоздать в прежнем облике святыню тверской земли. Нелегко сделать это слабыми женскими руками, но сестры надеются, что Господь, сохранивший Свою обитель, пошлет ей и добрых делателей, и тогда древний монастырь вновь засияет в былой красоте, величии и славе. История обители и ее верных послушниц и настоятельниц – как нравственный завет новым поколениям тверитян. Он свидетельствует о высоком духовном подвиге, который совершается с тихим достоинством истинной веры и мудрости. 
Автор: Кира Кочеткова
50

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость