24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 05.06.2013

Он служил в глубинке

Фотограф: Светлана Костенко

И был в центре духовной жизни России

 Сегодня имя этого человека, к сожалению, не так широко известно. А вот в памяти города, давшего ему свое имя, оно живо и по сей день.

Из 65 прожитых отцом Матфеем Ржевским лет 43 он отдал служению Церкви и Отечеству. Двадцать из них – Ржеву. Он жил и служил в самой глубинке России, но всегда был в центре ее духовной жизни. Его знали и высоко почитали в обеих столицах, знали и за рубежом – на Афоне, в Греции, в Египте. К нему постоянно обращались люди за поддержкой и духовным советом. Шли письма и из дальних стран.

Отец Матфей Константиновский жил в ХIХ веке. Родился под Торжком, учился в семинарии при Борисоглебском монастыре, служил сначала дьяконом под Волочком, затем священником в Бежецком уезде. Позднее, когда в Ржеве усиливался раскол, тогдашний архипастырь Григорий, будущий Санкт-Петербургский митрополит, направил его туда. Исследователи жизни и творчества Николая Гоголя знают, что в последние годы гениального писателя именно отец Матфей был его духовником. 

Сегодня есть особый повод вновь обратиться к этой выдающейся личности. Тверской священник Алексей Расев в течение последних 15 лет ведет поиск материалов, архивных документов об о. Матфее. Большинст­во из них впервые увидело свет. Свой объемный многостраничный труд «Очерк жизни…» с крайне необходимыми сегодня пояснениями и комментариями автор определил как «книгу о радостном о Христе человеке». Себя же, явно умаляя собственное участие, скромно представил лишь составителем издания. 

– Отец Алексей, с первых страниц повествование настолько увлекает, что книгу читаешь буквально взахлеб. Что для вас было особенно важным в работе?

– «Очерки жизни…» до революции издавались в разных редакциях – в 1860, 1890 и 1915 годах. В новом собрании они даются в одном, сводном варианте. Большая часть материала собиралась в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери. Нужно было огромное количество документов скопировать и обработать. А сам текст подготовить в расчете на самого обычного читателя. Именно так до революции издавали Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского. Здесь подход тот же. Важно, чтобы народ получил духовную пищу, чтобы жители Тверской области знали: они являются потомками подвижника, который сумел создать свою духовную школу. Хочу напомнить, что на Руси ярким явлением была школа Сергия Радонежского. Все северные монастыри вышли из нее, и она дала массу подвижников. В более близкие нам дни жил Паисий Величковский. К нему приходили разные люди. От него возродилась Оптина пустынь, которая потом дала самобытную школу. Вот и наш о. Матфей принимал людей самого разного звания и сословия. Независимо от того, царедворец это или юродивый, он брал человека за руку и вел ко Христу.

– Вам удалось показать судьбы многих людей...

– Я старался коснуться линий жизни учеников о. Матфея. Они жили в схожее с нашим относительно мирное николаевское время. Прочитав книгу, можно сравнить свой опыт с опытом тех людей и получить импульс для собственного духовного развития. При этом получив еще и редкую возможность – читать проповеди о. Матфея. И на кафедре, и в беседах он всегда был неподражаем. Его слово еще и потому производило сильное впечатление, что он сам исполнял то, чему учил. Например, изо всех заповедей осуждение считал одним из наиболее тяжких грехов и называл его дерзким присвоением прав Творца. До сих пор были известны лишь две проповеди. В нашем издании представлено 56! Нашлись рукописи, удалось расшифровать скоропись. Более того, в ходе поисков сложилась и новая картина в его переписке с Гоголем. 

– Да, здесь очень важно узнать истину. Ведь в чем только не обвиняли о. Матфея: он якобы требовал от Гоголя невозможной аскезы, настаивал, чтобы тот бросил литературу и ушел в монастырь, и даже подтолкнул писателя к сожжению второго тома «Мертвых душ». Хотя в послесловии к «Очеркам жизни…» 1915 года сказано буквально следующее: «Гоголь, гениальный писатель, умер до встречи с о. Матфеем. Ржевскому протоиерею остался Николай Гоголь – больной человек…с разломом в мировоззрении, испуганный «страхом смерти», болезнью, которой страдал и от которой умер его отец». 

– Вы правы. Надо еще сказать, что в своих духовных поисках Гоголь постоянно шел вперед. Обращался к разным течениям христианской мысли. Но пристанище и опору нашел лишь у сельского батюшки. Все это есть в письмах. Поэтому публикация оригиналов переписки – единственно логичный подход. До революции было издано всего 15 писем о. Матфея к разным людям и лишь одно письмо – к Гоголю. Теперь к ним добавлено еще 60. То есть в научный оборот вводится новый свод документов, представляющих огромный интерес. Кстати, свои материалы для предполагаемого издания готов предоставить и профессор МГУ, председатель Гоголевской комиссии при научном совете РАН Владимир Воропаев. Интерес проявил и отец Симеон – редактор православного Сретенского издательства. Скорее всего это будет настоящий соборный труд. Так воля Божья сформировала жизнеутверждающий импульс. Без авторства, формально сама собой решилась та задача, которую о. Матфей ставил перед Гоголем – выявить положительные типы русских людей. 

– Отец Алексей, собрана книга о замечательном русском человеке, тверском подвижнике, благочестивом и ревностном пастыре. Как формировался этот могучий дух?

– Эта личность – символ тверской земли. Казалось бы, все условия жизни были против него. Но он всегда жил «вопреки». Терпеливо, со смирением переносил нужду, все тяготы и лишения сельского батюшки. Были на него и административные гонения. Так, в сельском храме ему пришлось однажды прилюдно вразумлять зарвавшегося помещика (сегодня бы мы сказали, главного спонсора) за его недостойное поведение во время службы. Помещик пожаловался архиерею, но одобрения не получил. Будущий митрополит Московский, а тогда владыка Филарет, высоко оценил поступок о. Матфея. По его благословению благочинный поставил молодого дьякона в пример всему местному духовенству: «Вот вам образец, подражайте ему!»

Что особенно поражает в этом человеке? Терпеливо и безропотно он переносил все скорби. За всем этим угадывается молитвенная практика. Она угадывается и в его прозорливости – производной очень высокой судьбы. Ведь недаром во многом видится совпадение судеб о. Матфея и Иоанна Кронштадтского. Известно и другое. В свое время владыка Христофор, однокашник о. Матфея, рукополагая Иоанна Сергиева в священники, привел ему для примера служение о. Матфея. Почему именно его? Будущему всероссийскому батюшке всегда хотелось возыметь в своей судьбе святость. Он уже собирался ехать на Аляску. Но увидел, что можно и в обычной, простой жизни быть «истинным пастырем словесных овец». Недаром о. Матфея называли Иоанном Кронштадтским Ржевского уезда. Здесь кстати вспомнить и сходную мысль владыки Вениамина (Федченкова) о том, что на рубеже ХIХ – ХХ веков почти в каждом российском уезде были свои Кронштадтские. 

– Какой случай привел вас к образу о.Матфея?

– Еще на первом послушании редактором православного журнала я нашел статью об о. Матфее и был просто потрясен открытием. К тому же родом я из той самой бежецкой деревни Диево, где когда-то служил о. Матфей. Здесь он построил храм, а мой прадед Симеон был последним старостой в нем. Сцепление времен оказалось очень плотное. А дальше осталось только покориться Божьему промыслу. Об этом проекте знает праправнук Пушкина и Гоголя (кстати, внешне очень похожий на Гоголя) протоиерей из Прованса (Франция) отец Николай Солдатенков. Он наезжает в Россию, бывал у меня, когда я еще служил в Покровском храме. В Ржеве о. Матфея помнили всегда. Стоит колокольня кафедрального собора во имя иконы Оковецкой Божией Матери, которую он ставил. Им же построен и Вознесенский храм с Казанской часовней. На место его упокоения ходили крестными ходами. Уверен, что пришло время для канонизации о. Матфея как местночтимого святого. Сделать это важно для нас, для духовного приношения подвижнику родной земли. 
Автор: Светлана Костенко
372

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию