22 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура31.05.2013

На шпалах

Фотограф: МАРИЯ ПАРФЕНЬЕВА

Спектакль «Ехай» в ТЮЗе

 Перед закрытием своего юбилейного, 80-го сезона Тверской театр юного зрителя показал на своей камерной сцене премьеру спектак­ля «Ехай» по пьесе Нины Садур. Новую постановку вместе с автором посмотрел корреспондент «ТЖ».

Нина Садур, сидевшая на премьере в первом ряду, кажется, совсем не волновалась – пьеса «Ехай» идет во многих театрах, и, надо полагать, автор уже не раз видела сценические интерпретации своего произведения. Драматург спокойно и внимательно следила за развитием действия, а после финальной реплики вышла к актерам и трогательно поблагодарила их. «Ехай» написана в 1984-м, 
за год до «Панночки», которая с успехом шла в ТЮЗе много лет. В основу пьесы легли реальные события. Нина Садур рассказала, что в то время она возвращалась на поезде из Новосибирска в Москву, а ее попутчиком оказался мужчина, только что освободившийся из тюрьмы. На протяжении всего пути он вел разговоры с проводником, свидетелем которых, так уж получилось, стала Нина Садур. «Все, о чем написано в пьесе – реплики персонажей, детали, – мною было подслушано в поезде», – призналась писательница. Именно поэтому и в названии пьесы стоит просторечный глагол «ехай» – так говорит один из главных героев, человек, вышедший на пятисотый километр железнодорожной магистрали, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Указатель пути высвечивается прожектором, обозначая место действия. По всей сцене тянутся рельсы, после небольшого поворота поднимающиеся вверх и уходящие в никуда. Где-то там, на возвышенности, которая была сконструирована исходя из особенностей сценической площадки, виднеются редкие огоньки. В начале спектак­ля они кажутся хищными глазами волков, светящимися в темноте сибирского зимнего вечера, но потом становится понятно, что хищного в этих огоньках ничего нет – ими маркируется деревня, стоящая вдалеке. Но оттуда ли пришел человек, пока не ясно. Он лег на рельсы – промерз­ший металл обжег его щеку, тогда он снял ушанку и подложил ее под голову, как подушку. Полежал, поднялся, вновь кинулся на полотно, словно бы выбирая самое удобное и самое верное для исполнения задуманного положение, и замер в ожидании. Вот и поезд.
Он мчится по соседнему пути, поэтому Мужик потрясенно поднимает голову и провожает его тоскливым взглядом. Вновь укладывается на рельс и принимается ждать. Машинисты встречных поездов переговариваются по рации, и состав, приближающийся к пятисотому километру с другой стороны, останавливается. В безжизненном поле появляется второй человек – Машинист. Он ругается, почем зря бьет и обзывает несчастного, из-за которого поезд теперь выбьется из графика.

Все остальное в спектакле – это диалог двух людей, застрявших среди снегов. Они спорят, часто дерутся, ударяются в воспоминания и жалуются на свою жизнь. В ходе разговоров постепенно вырисовывается безрадостная картина: оба героя, которые никогда не должны были увидеться, но волей случая встретившиеся в поле, несмотря на все различия, не так уж и отличаются друг от друга. Мужик недавно освободился из мест заключения, где отбывал наказание за убийство.
Машинист проводит свою жизнь в поезде, и, не желая «вертеться», как будто бы доволен своей участью. Ни у того, ни у другого никого нет, оба одиноки, каждый из них по-своему несчастлив и не­удовлетворен реальным положением вещей. И решение покончить жизнь самоубийством к Мужику пришло явно не потому, что некая дама не дала ему пять рублей на вино…

Роли Мужика и Машиниста исполняют молодые артисты Дмитрий Федоров и Сергей Зюзин. Они ведут свои партии эмоционально, в их игре чувствуются надрыв и глубокое проникновение в материал. Иногда эта эмоциональность кажется излишней и даже наигранной – градус трагизма в таком случае, может быть, и повышается, но он явно не идет на пользу спектаклю. Бездомные люди, не могущие найти свое счастье и не желающие договориться между собой, Машинист и Мужик именно по причине своей неприкаянности выступают как непримиримые оппоненты. Они порой откровенно издеваются друг над другом, испытывают терпение друг друга, и все с единственной целью – вытеснить противника из личного пространства, заставить его уступить и не мешать сделать то, что задумано (Мужик) или необходимо по графику (Машинист).

Своеобразным «богом из машины», который сглаживает противоречия и усмиряет разгоревшийся конфликт, выступает неожиданно появляющаяся Бабка в сапожках – так этот персонаж Ольги Лепоринской обозначен Ниной Садур в списке действующих лиц. Ситуация выглядит абсурдной:
Бабка в сапожках (в спектакле это «прощай, молодость») бредет с веревкой в руках по заснеженному полю в поисках убежавшего со двора козлика. Но только на первый взгляд. В ней сосредоточены и едва ли не вселенская доброта, и житейская мудрость, и способность к прощению, потому всякая инаковость для нее (по пьесе это тюремное прошлое Мужика) вполне укладывается в понятие нормы. Бабка, приглашающая Мужика пожить у себя, – это еще и символ надежды, которая появляется у несостоявшегося самоубийцы, вспомнившего вдруг, что он бульдозерист и вполне может выполнять нужную работу. Такую же нужную и важную, как и труд Машиниста, остающегося в финале бродягой и бездомником. Но и он в конце концов должен обрести и свой дом, и свое счастье.
Автор: Евгений Петренко
9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию