24 Августа 2017
$59.13
69.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 29.05.2013

Таланты не должны «прятаться» дома

Фотограф: Александр Солодков, Ольга Моисеева

В библиотеке им. А.С. Пушкина прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы обеспечения равного доступа детей-инвалидов в учреждения образования, культуры, спорта

Это мероприятие было инициировано уполномоченным по правам человека в Тверской области Владимиром Бабичевым и уполномоченным по правам ребенка в регионе Ларисой Мосолыгиной. Открывая обсуждение, Лариса Анатольевна подчеркнула, что в последнее время в аппарат уполномоченного все чаще обращаются мамы дошкольников и школьников с ограниченными возможностями здоровья, обеспокоенные тем, что их дети не могут наравне со здоровыми сверстниками получать всестороннее развитие. Многие не знают, куда обратиться, чтобы не получить отказ. Именно поэтому на круглый стол с участием родителей были приглашены представители всех соответствующих ведомств: регионального министерства образования, комитета по делам культуры, комитета по физкультуре и спорту.

Школы и сады – для всех

Заместитель министра образования региона Татьяна Мухина отметила, что организация обучения детей-­инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной политики. Не случайно в новом законе «Об образовании в РФ», принятом в декабре 2012 года и вступающем в силу с 1 января 2014 года, организации обучения таких детей посвящена отдельная глава. Здесь впервые дано понятие инклюзивного образования. Сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья посещают детские сады компенсирующего и комбинированного вида, группы кратковременного пребывания, специальные коррекционные образовательные учреждения, школы-­интернаты, классы коррекции в обычных школах. С 2011 года в области реализуется проект по дистанционному обучению детей. Им охвачено 228 школьников. Большой шаг вперед удалось сделать благодаря участию в программе «Доступная среда», за счет средств которой в 18 школах региона были созданы специальные условия для инклюзивного дистанционного обучения детей­-инвалидов, отметила Татьяна Николаевна. До конца года будет оборудовано еще 10 школ региона. 

Лариса Мосолыгина поинтересовалась: что делать тем семьям, проживающим в районах, где нет условий для обучения детей с определенными ограничениями в здоровье? Татьяна Мухина заметила, что проблемы решаемы, главное – индивидуальный подход к ребенку. На базе школ можно сочетать для них индивидуальное и дистанционное обучение. «Что касается детсадов, то и здесь мы тоже оказываем помощь, – сказала Татьяна Николаевна. – Родители детей с похожими диагнозами объединяются в общественные организации, и мы создаем для малышей специализированные группы кратковременного пребывания». 

Своим опытом работы поделилась директор Удомельской средней школы №1 Елена Митякина. С 2004 года по 2011 год она работала в цент­ре психолого­-педагогической реабилитации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья. Два года назад центр был реорганизован и присоединен к общеобразовательной школе, которую и возглавила Елена Анатольевна. Директор рассказывает, что ученики легко приняли ребят с особыми потребностями. Сегодня школу посещают около 100 детей с самыми различными патологиями: сахарным диабетом, заболеваниями серд­ца, органов дыхания, опорно-­двигательного аппарата, с патологиями органов зрения, слуха, онкозаболеваниями, аутизмом и другими. У всех – индивидуальная программа обучения. На базе школы работает коррекционная программа для детей с глубокой умственной отсталостью. С ними занимаются психологи, дефектологи, логопеды. Елена  Митякина рассказала, что среди 
детей-­инвалидов в районе больше всего ребят с такого рода заболеванием, именно поэтому было решено ввести коррекционное обучение по 8­-му виду. 

Благодаря программе «Доступная среда» в школе появилось необходимое оборудование для комфортного обучения ребят с самыми разными патологиями: здесь есть стационарный и переносные пандусы, были оборудованы кабинеты многих специалистов, сенсорная комната, столовая. Кроме того, работают бассейн, тренажерный зал.

– Да, для ребят с ограничениями в здоровье у нас созданы очень благоприятные условия, – говорит Елена Анатольевна. – Но! Большая проблема устроить многих после окончания школы. Некоторым мы помогаем, хлопочем, но всех определить невозможно. Чтобы помочь как можно большему количеству выпускников, недавно мы приобрели керамическую мастерскую, нашли педагога – интерес к этому ремеслу у ребят огромен. Но самый лучший выход в этой ситуации – создание большого учебно­производственного комплекса, в котором подростки с ограничениями в здоровье смог­ли бы получить практические навыки и продолжить там работать. Я видела, как это все организовано в Берлине. Там такой комплекс представляет собой семиэтажное здание, в котором трудятся исключительно инвалиды. Пусть за маленькую плату, но зато работа доставляет им большую радость. 

Хоть плавание, хоть дзюдо

Существуют ли в области бесплатные виды спорта для детей-­инвалидов и где можно ими заняться? Представитель областного спорт­комитета Ольга Фомина рассказала, что в регионе для этого адаптировано около 100 учреждений спорта. Благодаря участию в программе «Доступная среда» из десяти ДЮСШ олимпийского резерва в четырех удалось создать спе­циальные условия. Для инвалидов доступны девять видов спорта: плавание, дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, керлинг, футбол, адаптивная гребля, лыжные гонки. С нового учебного года планируется открыть еще и теннис. Около 30 тренеров области прошли необходимое обучение для занятий с такими детьми. Также в Твери приобретены два микроавтобуса с подъемниками, которые и привозят детей с патологиями опорно­двигательного аппарата на занятия. Ольга Олеговна отметила, что по сравнению с 2010 годом количество детей-­инвалидов, занимающихся в спортшколах, выросло на 32 процента: со 186 до 275. Но, конечно, обучающихся здесь могло быть гораздо больше, тем более что занятия абсолютно бесплатны. Приемы заявлений на новый учебный год в некоторых СДЮШ уже начались, будет возможность записаться и в первую неделю сентября.

Я танцевать хочу!

По словам заместителя председателя комитета по делам культуры Тверской области Елены Серебряковой, в регионе 68 детских школ искусств. К сожалению, специальных программ для детей-­инвалидов нет. Наверное, поэтому и обучаются музыке, танцам, рисованию лишь единицы.
Зато те, кто посещает такие занятия, – «в тельняшках». Музыкальные педагоги отмечают, что многие из них действительно одарены. С этого учебного года ДШИ переходят на новые федеральные требования. Программы обучения в них теперь будут четко разграничиваться. Наи­более способные дети начнут обучаться по предпрофессио­нальным программам – это будущие кадры для учреждений культуры. Также в школах будут работать и общеэстетические программы – это облегченный уровень, рассчитанный на ребят, для которых творческие занятия просто хобби.
Елена Александровна заметила, что как только на федеральном уровне будут разработаны спецпрограммы, перед детьми откроется гораздо больше возможностей. Вместе с тем и сейчас не стоит тянуть. В школах искусств уже начался прием документов на следующий учебный год. Можно прийти на прослушивание и подобрать на консультации с педагогом нужный инструмент или другое творчество. 

А мы ничего не знали 

Именно эту фразу чаще всего произносили родители в завершение круг­лого стола. «Нашим детям уже по 14–16 лет, а мы и не знали, что можно было бесплатно посещать спортивные и музыкальные школы! Почему эта информация недоступна?» – возмущались многие мамы. «Но почему же? К примеру, представители областного спорткомитета регулярно рассказывают  о различных видах физического воспитания ребенка как на тверских телеканалах, так и в газетах. Есть информация и на нашем сайте», – заметила Ольга Фомина. «А нам некогда следить за новостями, у нас и так хватает дел», – парировали многие родители. Подводя итог обсуждению, Лариса Мосолыгина обратилась к участникам круглого стола: «Вся информация о занятиях для ребенка­инвалида должна быть более доступна. Лучший вариант – это разработка специальных буклетов, которые родители и дети могут получить при очередном визите к педиатру, на психолого-­медико­-педагогической комиссии, в театрах и кинотеатрах, да просто в школе или детсаду». Представители всех учреждений взяли на карандаш это справедливое замечание. 

Автор: Ирина Смазнова
39

Возврат к списку

На улицу Хромова в Твери вернулась ярмарка продовольствия
Возле конечной остановки трамваев «ДСК» областного центра вновь идет бойкая торговля – на радость покупателям и продавцам.
23.08.201719:47
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость