29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура24.05.2013

Детям интересно и прошлое, и будущее

Фотограф: Ольга МОИСЕЕВА

Сегодня спектаклем «Фауст. Первый опыт» Тверской театр юного зрителя закрывает свой 80-й сезон

Постановка Романа Феодори открывала юбилейные торжества и стала, пожалуй, главным событием нынешнего года. Чем он еще запомнится тверским театралам – об этом корреспондент «ТЖ» поговорил с директором ТЮЗа Александром Бахаревым.

– Александр Витальевич, театр переживал два рождения – в 1932 году и в 1960­м, когда ТЮЗ переехал в здание на площади Ленина.

– Совершенно верно. Рождением нашего театра считается 14 января 1932 года, когда состоялся показ первого спектакля «Фриц Бауэр». Но у театра в то время, к сожалению, не было своего дома. И только в 1935 году он появился – в Свободном переулке. А в 1960­м мы переехали в новое здание, в котором сейчас работаем, и мне кажется, оно очень интересно организовано.

– С какими именами связаны основные вехи в истории ТЮЗа?

– Можно начинать уже с 1932 года, когда в Калинин при­ехали молодые актеры во главе с режиссером Николаем Градовским, стараниями которых в городе и был открыт детский театр. В 1938 году художественным руководителем становится Юрий Петрович Киселев, имя которого и сегодня известно каждому, кто связан с теат­рами юного зрителя. Он поставил огромное количество спектаклей. Сейчас это даже трудно себе представить, особенно если вспомнить, что труппа была невелика. Спектак­ли имели оглушительный успех в городе, в театр стали выстраиваться очереди. А в самом конце 30­х годов Калининский ТЮЗ попал в список финалистов Первого Всесоюзного смотра театров юного зрителя, где были показаны два спектакля – «Сказка» М. Светлова и «Сказка о храбром Кикиле» Б. Гамрекели и Д. Нахуцришвили. Один из них был сыгран на сцене Большого Кремлевского дворца, после чего, как гласит предание, за кулисы пришел Михаил Калинин, поздравил с прекрасной постановкой и вручил всем ключи от новых квартир.

Во время войны театр был закрыт, кто­то ушел добровольцем на фронт, а основная часть труппы во главе с Юрием Киселевым переехала в Саратов. И только в 1960 году Калининский ТЮЗ вновь открыл свои двери. Главным режиссером был назначен Николай Яковлевич Маршак. Он создал тогда великолепный детский театр, который сразу же привлек внимание зрителей – люди стояли в кассы, ждали премьер. После Николая Маршака в театре работала Лидия Александ­ровна Ящинина, не просто великолепный режиссер, но и прекрас­ный педагог. Роман Григорьевич Виктюк, Виктор Петрович Антонов – с именами этих режиссеров связаны особые периоды в нашей истории. Дмитрий Еременко, Александр Хлестов, Александр Богатырев, Сергей Кузьмин, главреж­долгожитель, проработавший в театре десять лет, – создатели того театра, который получила Лариса Лелянова. Это, наверное, один из самых ярких и неординарных этапов в жизни нашего театра. Лариса Олеговна сразу же заявила о себе как о талантливом режиссере, обладающем неповторимым творческим почерком. Она захватила своим энту­зиазмом и талантом и актеров, и зрителей. «Русалочка», «Преступление и наказание», «Кабала святош», «Трехгрошовая опера», «Свои люди – сочтемся» и, конечно, «Самоубийца» – эти спектакли навсегда вписаны в театральную летопись Тверской области.

– Сегодня как отбираются спектакли для постановки?

– Луначарский в свое время сказал: «Детям интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее, они очень любят мир животных, но самый интересный предмет для человека – это человек». Эти слова, мне кажется, до сих пор актуальны, когда мы говорим о репертуарной политике любого детского театра. Так, и основу нашего репертуара всегда составляли постановки для детей, и только 30 процентов от общего числа спектаклей – для молодежи и взрослых.

В среднем ставится пять спектак­лей в год: три – для детей, один – для молодежной и взрослой аудитории, а одну постановку театр стремится делать как фестивальный спектакль, экспериментальный, позволяющий получить новый опыт и возможность представлять себя на различных театральных форумах. Мы уверены: на сцене театра может играться и классическая, и современная пьеса, постановка может быть как традиционной, так и экс­периментальной. Важно одно – спектакль должен иметь такое решение, чтобы он обязательно приобрел свою зрительскую аудиторию.

– Над спектаклями в последние годы работают в основном приглашенные режиссеры…

– Да, действительно, последние годы театр очень много работает с приглашенными режиссерами. Это и известные режиссеры, такие, как Эдуард Терехов, поставивший на сцене нашего театра полюбившийся тверскому зрителю спектакль «…Забыть Герострата!». Это и молодые режиссеры, как с опытом, так и только начинающие свой творческий путь. На наш взгляд, интересная работа с новым режиссером для труппы театра – это всегда движение вперед, поиск новых решений, разрушение сложившихся стереотипов. Так, знакомство с молодым, но уже известным режиссером Романом Феодори открыло новый этап в творческом развитии театра. Его первая постановка на сцене Тверского ТЮЗа – спектакль «Тартюф» – принесла ему не только успех и известность у зрителя, но и авторитет и признание коллектива театра.

– То же самое было и с «Фаустом».

– Поставить «Фауста» мы предложили Роману Феодори практически сразу же после премьеры спектакля «Тартюф». Репетиционный период в силу разных обстоятельств несколько растянулся, но мы успели поставить спектакль к юбилею, и, кроме того, за это время завершили первый этап реконструкции сцены: был заменен планшет сцены, обновлена механика. Второй этап реконструкции предусматривает замену светового и звукового оборудования, что мы собираемся сделать до начала нового сезона. Это техническое обновление поможет и актерам, и режиссерам, особенно в постановке детских спектаклей. Кроме того, в ближайшие годы при поддержке Правительства Тверской области (мы на это очень надеемся) должны начаться проектирование и полная реконструкция здания театра.

– В этом контексте следует воспринимать и увеличение сценических площадок?

– Безусловно. Наши работы не могут замыкаться в рамках пространства большой сцены. В планах театра – создание трех сценических площадок: основная сцена (400 мест), малая сцена (150 мест) и камерная сцена (30 мест). Камерная площадка уже создана и работает, и это очень серьезный шаг вперед, потому что с ее появлением мы расширили спектр пьес, которые режиссеры могут предлагать для постановки. В первую очередь эта площадка предназначена для самых маленьких зрителей. Психологами доказано, что дети до пяти лет не очень комфортно чувствуют себя в больших залах. Поэтому знакомство ребенка с театром рекомендуется начинать в камерной обстановке. Малое пространство также актуально для экспериментальных постановок, которые прежде всего по своему замыслу предназначены для молодежи, а также для искушенных театралов.

– Александр Витальевич, вернемся к началу сезона. Он начался с мини­фестиваля с участием ведущих театров Москвы и Петербурга. Какую роль вы, как директор, отводите теат­ральному сотрудничеству?

– Нет сомнения, гастрольная работа дает театру возможность увидеть себя со стороны. Четыре года назад в ТЮЗе была разработана программа «Другой театр». Цель ее – представить тверскому зрителю творчество профессиональных теат­ров. За это время на нашей сцене свои спектакли играли Кимрский театр драмы и комедии, Вышневолоцкий драматический театр, Мичуринский и Новгородский театры драмы и многие другие, в том числе и Московский ТЮЗ, с которым у нас давно сложились добрые отношения. Постановка Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», а также спектакль «Начало. Рисунок первый» Санкт­Петербургского ТЮЗА им. Брянцева, показанные в рамках открытия юбилейного сезона, я уверен, стали прекрасным подарком всем любителям театрального искусства. Очень важным итогом мини­фестиваля для нас стало приглашение театра со спектаклем «Фауст» на международный фестиваль «Радуга» в городе Санкт­Петербурге.

– Фестиваль «Колесо» также стал важным событием.

– Фестиваль «Колесо», учредителями которого являются Российский академический молодежный театр и СТД России, – своего рода экзамен, который сдает театр, пригласивший его к себе. Специфика фестиваля заключается в том, что в один театр для знакомства с его творчеством съезжаются художественные руководители, директора, главные режиссеры ТЮЗов со всей России, а также известные критики. Для нас это было серьезным испытанием – ведь мы представили свои спектакли на суд коллег, а это самые главные эксперты. И поэтому нам было приятно получить высокую оценку от них. По итогам работы театр получил приглашение принять участие в фестивале «Золотая репка» в Самаре, а также провести обменные гастроли с одним из ведущих ТЮЗов нашей страны –
с Пермским театром юного зрителя. Я уверен, что знакомство с творчеством этого театра доставит огромное удовольствие нашим зрителям.

– Другая важная инициатива, к которой присоединился театр в этом сезоне, – это лаборатория «Молодые режиссеры – детям».

– Тверской ТЮЗ позиционирует себя как живой театр, находящийся в постоянном поиске и развитии. Поэтому мы с удовольствием согласились на предложение Российского академического молодежного театра о проведении лаборатории «Молодые режиссеры – детям» в Твери. Участвуя в этом проекте, мы в первую очередь предоставили возможность молодым режиссерам заявить о себе в работе с профессиональными актерами. Все пять этюдов, показанных во время лаборатории, были одобрены комиссией, а три из них приняты к постановке в театре. Пока увидели свет два проекта: Светлана Медведева выступила на камерной сцене спектакль «Волшебный колпак», Кирилл Левшин на большой сцене – спектакль «Фанатки». Третья работа – «Загадочное ночное убийство собаки» в постановке Даниила Романова – будет завершена в сентябре. Премьера спектакля состоится в рамках открытия нового театрального сезона.

А сегодня театр готовится к постановке нового спектакля для детей «Карлик Нос» (режиссер­постановщик Евгений Зимин) и к поездке на международный фестиваль
«Радуга», где мы 27 мая представляем спектакль «Фауст».

– Пожелаем вам удачи!


Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
186

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию