11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.05.2013

Старая повесть на иной лад

Нина Садур представила в Твери свою новую пьесу

В рамках премьерных показов спектакля Тверского театра юного зрителя «Ехай» в областном центре побывала автор пьесы, известный драматург, писатель Нина Садур. В репертуаре ТЮЗа это уже вторая постановка ее пьес, первой стала знаменитая «Панночка», которая долгое время с успехом шла на сцене театра.

Творческая встреча с Ниной Садур проходила в актовом зале областной библиотеки имени А.М. Горького. Как известно, вход в этот зал располагается во дворе здания, обходя которое многие из желающих пообщаться с писательницей увидели объявление: «Живая классика» – со стрелочкой, указывающей дорогу. И хотя оно не имело никакого отношения к нынешнему литературному событию, обратившие на объявление внимание с ним сразу же согласились – в Тверь приехал живой классик русской литературы.

Эта встреча носила исключительно творческий характер: Нина Николаевна прибыла в столицу Верх­неволжья не столько для того, чтобы рассказать о своем творчестве, сколько для того, чтобы его представить. Основную часть вечера заняла читка новой пьесы, написанной Ниной Садур в начале нынешнего года. Пьеса­лубок, так обозначен жанр произведения, была создана по повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница» и называется «Фалалей».

– В эпоху постмодернизма мы наблюдаем страшное попрание классики. Считается, что чем больше ты унизишь образцовые произведения, тем сам больше возвысишься. Мне стало обидно, – рассказывает писательница. – Почему Погорельский? Мне нравятся такие полубольшие имена, меня привлек необычайно красивый, теплый язык прозы Погорельского. Эта повесть напомнила мне о том, какими мы были, какой была наша культура, какой была старая Москва, и своей пьесой я хотела пожалеть о той Москве. Замысел пьесы возник несколько лет назад, но поводов написать ее до недавнего времени не было.

С «Лафертовской маковницей» Антоний Погорельский дебютировал в литературе и сразу же обратил на себя внимание, в том числе Пушкина, с восторгом принявшего повесть, которая в русской литературе стала первым опытом фантастического повествования романтического типа. Нина Садур, разумеется, изменила повесть, сделав акцент как раз на фантастике – в пьесе она получает и новое истолкование, и несколько иное развитие. Кроме того, по сравнению с оригиналом значительно увеличилась роль в сюжете Будочника; потенциальный жених титулярный советник Аристарх Фалалеич Мурлыкин, в котором Маша узнала бабушкиного кота, преображается в немецкого доктора Котта – он приходит лечить заболевшую девушку. Мотив болезни также привнесен Ниной Садур в рассказ о любви Маши и Улиана… Нина Садур читала свою пьесу проникновенно, размеренно, ее тихий, вкрадчивый голос переносил слушателей от Проломной заставы, где «лет за пятнадцать до сожжения Москвы» жили Онуфрич, Ивановна и Марья, к Лафертовской стороне.

Что помогает держать вам форму, спросили у Нины Садур после того, как она прочитала «Фалалея».

– Три вещи, которые я должна написать,– повесть и две пьесы. Без работы неинтересно жить. Только в работе наступает счастье, и это единственный способ реализации.

Как оказалось, Нина Николаевна не читает современных популярных авторов, более того, относится к их творчеству весьма скептически. «Это не мое», – говорит она и добавляет:

– Нет сил читать книги, которые издают молодые авторы. Нет сил читать, что пишут люди, которые считают себя писателями, – с ними я встретилась как­то на одном из литературных семинаров. Это даже не художественная самодеятельность, это хуже…

По мнению писательницы, истинное произведение искусства – литературы, живописи, театра – невозможно создать, не имея крепкой академической подготовки, не учась: «То, что делается на импульсе, не искусство, а профанация, страшное растлевающее явление». Современная культура, говорит ученица драматурга Виктора Розова, живет в эпоху симулякров. «Симулякр главенствует, – уверена писательница. – И это свидетельствует об усталости и общества, и культуры. Сейчас придет окончательная разруха, а потом начнется все заново. Культуру нельзя убить, как и нацию, – это бесполезно».


Автор: Петр РУЧНИКОВ
12

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию