23 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История16.05.2013

Они первыми покорили небо

Наш город связан с именами многих известнейших летчиков

Уроженца Твери Михаила Громова называли в свое время летчиком № 1 не только в Советском Союзе, но и в мире. Именно он впервые сумел преодолеть путь от Моск­вы до Соединенных Штатов Америки через Северный полюс. В годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали наши земляки Евгений Ерлыкин, Арсений Степанов и Алексей Феоктистов. Звания «Почетный гражданин города Твери» была удостоена отважная летчица Марина Смирнова, которая воевала в знаменитом полку Марии Расковой. Давайте сегодня вспомним несколько страниц из истории тверской авиации, которая зарождалась в 1910 году.

Первый полет

Сегодня мы спокойно относимся к самолетам, которые пролетают над городом, порой даже не поднимая головы. В начале ХХ века отношение к авиации было совершенно другим. Первый полет в небо на планере совершен 29 ноября 1908 года. Борис Россинский сумел пролететь над рекой Клязьмой и приземлиться на поляне. Вскоре после этого первый российский летчик отправился во Францию, где проходил летную практику на заводе знаменитого авиатора и конструктора Луи Блерио. В Россию он вернулся с самолетом, который был создан на этом заводе. И в скором времени этот летательный аппарат увидели жители Твери. Это было

22 июня 1910 года. Вот как сам Россинский вспоминает о первом полете в тверское небо: «Посмот­реть, как я буду летать, собралось множество жителей города. Но очень мало кто верил, что столь хрупкая и невзрачная машина поднимется в воздух. Однако самолет не только поднялся над городом, но и успешно летал. Кстати, день выдался солнечный, безветренный. Поле было до отказа заполнено публикой. Люди приезжали даже из ближних деревень с самоварами, с домашними закусками. И когда я с высоты смотрел на землю, огромная толпа представляла необычайно пестрое и интересное зрелище, напоминавшее ярмарку. Когда спустился вниз, зрители смотрели на меня как на некое чудо. Самолет быстро окружила плотная толпа, меня подхватили на руки и стали с азартом качать. Потом долго занимали различными вопросами, на которые я охотно отвечал. Интерес публики ко мне был совершенно понятен: они впервые увидели самолет».

Идея воздухоплавания захватила Тверь. Так, чиновник казенной палаты Першин даже изобрел винт-пропеллер для летающих машин. Свою модель он отправил в инженерное общество Санкт-Петербурга. Правда, о дальнейшей судьбе этого изобретения неизвестно. Ну а жители города надеялись увидеть новые полеты, и, как выяснилось, ждать им пришлось не слишком долго.

Об этом кричали все газеты

Борис Россинский был не одинок в своем увлечении полетами. В России появляется немало авиаторов, которые с риском для жизни осваивали высоту. Газеты были переполнены статьями, в которых рассуждалось о том, есть ли у таких полетов какая-либо перспектива и на какое расстояние можно улететь по воздуху. В начале 1911 года начали говорить о перелете из Петербурга в Москву, хотя мало кто верил, что такое можно осуществить. И все-таки летом на старт вышли сразу восемь авиаторов. Сам Россинский в полете не участвовал. Однако среди тех, кто собирался проделать путь по воздуху от новой столицы до старой, было немало других не менее отважных авиаторов.

И среди них Сергей Уточкин – один из самых популярных в то время в России людей.

Тверь с нетерпением ждала, когда начнется этот авиаперелет. Время беспосадочных полетов на такое расстояние еще не наступило. Так что отважные летчики должны были совершить в Твери посадку. По всей стране было много разговоров об этом событии и сообщений в газетах. Однако, как это нередко бывает, об организации самого перелета мало кто позаботился. Авиаторам дали неточные карты, да и погода не слишком благоприятствовала. Так, Уточкин потерпел аварию невдалеке от Новгорода, и до Твери добрались лишь два летчика – Янковский и Васильев.

В Твери для встречи участников перелета образовали специальную комиссию. Однако и здесь не все прошло гладко. Посадочная полоса была обозначена нечетко, и Янковский при приземлении повредил пропеллер. Так что на следующий день в небо поднялся только Васильев. Он и был единственным, кто сумел преодолеть по воздуху расстояние от Петербурга до Москвы. Наградой ему был первый приз размером в 13 750 рублей.

В Севастополь через Желтиково поле

На следующий год жители Твери встречали участников еще одного авиаперелета, о котором говорила вся страна. Отважные летчики Дыбовский, Агафонов и Андреади решили преодолеть путь от Петербурга до Севастополя. И вновь на их пути лежала Тверь. На этот раз власти города решили куда более основательно подготовиться к встрече. Хлопоты заняли несколько недель. Решили, что летчики будут приземляться на ипподроме, который располагался на Желтиковом поле. Кстати, скачками в то время в Твери увлекались не меньше, чем полетами в небо.

И вот 2 июля в 7 часов 55 минут вечера из-за леса плавно вылетел «Ньюпор» лейтенанта Дыбовского. Как только его аппарат был замечен, на ипподроме Желтикова поля стали подавать сигналы, выбросили флаги, зажгли костры. Пилот пролетел над ипподромом, описал красивый круг и ровно в восемь часов вечера приземлился под восторженные крики огромной толпы тверитян. Авиатору была устроена бурная овация. Через несколько дней жители города так же восторженно встречали Агафонова и Андреади, которые летели вслед за Дыбовским. Авиация стремительно развивалась. Еще не так давно все говорили, что преодолеть путь от столицы до Севастополя невозможно. Однако минул лишь год, и это стало реальностью.

Родом из Мигалова

Многие считают, что первым тверским летчиком, который сумел заявить о себе, является МихаилГромов. Однако, на мой взгляд, возможно, первенство здесь нужно отдать Борису Веллингу. Он родился в 1892 году неподалеку от Твери, в деревне Мигалово. Сегодня на том месте, где находилась его деревня, располагается военный аэродром. Михаил Веллер окончил в 1915 году Московскую школу авиации, в советские годы он станет ее начальником. Шла Первая мировая война, и наш земляк стал военным летчиком. Вскоре после революции Веллер был первым среди российских пилотов, кто начал совершать длительные перелеты. Он погиб в тренировочном полете в 1923 году. Будущий летчик № 1 Михаил Громов в свое время с восторгом наблюдал за полетами своего земляка. В одной из своих книг он так рассказывает о Веллинге: «Это был обаятельный человек, вечно улыбавшийся. Каждый день он летал на «Ньюпоре» и показывал образцы высшего пилотажа, конечно, на минимальной высоте. Затем увлекся дальними перелетами на пассажирском «Юнкерсе». Борис Веллинг первым совершил дальний перелет из Москвы в Тбилиси и далее над Каспийским морем и Каракумами протяженностью 10567 километров. Это было в мае–июне 1923 года. По тому времени это было выдающееся достижение. Но, так же как и его друг Агафонов, Борис Константинович погиб, сорвавшись с крутого виража на «Юнкерсе» на малой высоте. Эта коварная машина на глубоком вираже слушалась лишь элеронов, а усиливающегося эффекта от руля у нее, увы, не было. Я убедился в этом позже на собственном опыте.

Однако ни смерть Агафонова, ни смерть Веллинга на большинство из нас не произвели угнетающего впечатления. Мы все почти, кроме трусов и «первых», считали такие происшествия обычным явлением. Я помню, как однажды один взлетавший сделал на «Ньюпоре» горку и вошел в вираж, но мотор в этот момент «забарахлил». Полвитка штопора, и… мне с другими учлетами пришлось вытаскивать неудачника из обломков самолета, а он при этом кричал: «Дайте мне умереть». Вытащили, положили в автомобиль, но в больнице он умер. А мы через 10 минут после случившегося продолжали полеты. Когда его хоронили, то над траурной процессией летали самолеты, стараясь струей от винта сдуть цветы, лежащие на гробе».

Да, это было поколение, которое можно считать легендарным.

И все-таки Михаил Громов усвоил уроки своего земляка. Он сумел совершить перелеты, которые вошли в историю мировой авиации, стать первым среди уроженцев тверского края Героем Советского Союза. Однако это уже следующая страница в истории тверской авиации.


Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
47

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость