04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура16.05.2013

Радоница: память об ушедших

Седмица 2-я по Пасхе

Вот и вступили мы в круг дней лета Гос­подня, исчисляемый от Воскресения Христова до дня Святой Троицы, или Пятидесятницы.

Память наша обращается к тем дням, когда победивший смерть Сын Божий вернулся к Своим ученикам, чтобы подготовить их к созданию Церкви Христовой.

В минувшее воскресенье отмечалась Антипасха – день, названный так в воспоминание второго явления воскресшего Христа ученикам. С этого дня впервые после начала Великого поста церковь венчает вступающих в брак. Но день этот известен еще и как Неделя апостола Фомы – того самого, которому попущено было усомниться в истинности Христова Воскресения. Фома уверовал, но даже не по слову Господню, а лишь по тому, что смог прикоснуться к ранам Его. Можно усмотреть в этом событии некое утешение маловерам и скептикам, способным поверить только явленному чуду. Но более в нем укора сомневающимся, поскольку Иисус сказал Фоме: «...ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Да и чудеса, каковых в жизни церкви немало, чаще всего явлены бывают тем, кто и без них верует.

Для уха человека, слишком привязанного к благам мира сего, странно звучит слово «Радоница», коим назван день особого поминовения усопших, всегда приходящийся на вторник, следующий за Пасхальной седмицей, или на 9-й день по Пасхе. Уж очень трудно увязать ясно слышимую в названии этого дня радость с традиционным для него посещением кладбища. Разве могилы близких нам людей могут быть для нас местом радования? Оказывается, могут.

Для искренне верующего христианина, чающего в соответствии с Символом веры воскрешения мертвых, могила и есть место будущего воскрешения. Оно обещано было нам в светлый день Христова Воскресения. Господь, принявший на Себя грехи мира и ставший искупительной жертвой за них, навсегда победил смерть. И мы приходим на могилы усопших, чтобы порадоваться вместе с ними радостной вести о Воскресшем Христе. Потому и называют Радоницу еще и «Пасхой для усопших». Мы приходим к ним еще и для того, чтобы порадоваться будущей встрече с теми, кого мы продолжаем любить, хотя их уже и нет на земле. Об этой грядущей встрече напоминает и Животворящий Крест, символизирующий победу над смертью, одержанную смертью и воскресением Христа. Он также вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), Радоница именно как праздник отмечалась на христианских кладбищах уже в древности. Уже тогда приносились к могилам близких крашеные яйца и другие пасхальные яства, там же совершалась поминальная трапеза и часть приготовленного отдавалась нищей братии на помин души. Эти простые бытовые действия отражают веру христиан в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Соответственно этой вере и следует вести себя на кладбище. К сожалению, в наших традициях сохраняется много языческого, и даже не древнего, а совсем недавнего, советских времен язычества, когда из-за гонений на веру некого было спросить, как же следует поминать усопших. В те времена и установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в самый день Пасхи, и вместо молитвы пить водку, да еще и лить ее на могилу, оставляя на ней же крашеные яйца и другую закуску, что является не только проявлением язычества, но и прямым кощунством. Сколь ни прискорбно такое поведение, трудно укорять за него людей несведущих. Но сегодня, когда повсюду открыты храмы и не составляет никакого труда получить добрый совет от священника или заглянуть в православный календарь, поступающие столь неразумно совершают непростительный грех, оскорбляя к тому же память своих верующих родственников.

Напомним, что в этом году на Радоницу перенесено и ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его установлено совершать в День Победы, но в этом году 9 Мая пришлось на Светлую Пасхальную седмицу, когда поминовение усопших церковь не совершает.

Замечателен и приходящийся на третье воскресенье по Пасхе праздник жен-мироносиц, называемый еще и православным Женским днем, поскольку он прославляет лучшие женские качества: верность, мужество и беспредельную любовь ко Христу.


 

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
25

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию