05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура14.05.2013

Мы сидели в классе в пальто, шапках и варежках

и были счастливы, что учимся

Восстановление областной столицы после немецкой оккупации – важная страница нашей тверской истории. В разбомбленном, сожженном городе в первую очередь думали о детях. Об этом рассказывает свидетель тех событий, наш постоянный автор, кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны Борис Нилов:

– Накануне войны в областном центре работало 58 школ, где обучалось около 40 тысяч ребят. Успешно функционировали такие детские учреждения, как Дом художественного воспитания, музыкальная школа, техническая станция, стадион, хоровая капелла, парк культуры и отдыха, станция юннатов, театр юного зрителя и Дворец пионеров. Ежегодно до семи тысяч школьников отдыхали в 17 пионерских лагерях, расположенных в живописных окрестностях города. Более 3500 дошкольников воспитывались в детских садах.

Во время оккупации в Твери в развалины превратились 7700 зданий, в их числе 42 школы и семь детских садов, Дом художественного воспитания, техническая и юннатская станции, Дворец пионеров, Дом учителя, ТЮЗ – другими словами, почти вся имевшаяся образовательная база.
Заслуженная учительница Антонина Лашина, преподававшая русский язык и литературу в средней школе №7 (теперь гимназия №6), в своих воспоминаниях писала: «Освобожден Калинин. Через десять дней вернулась в город, увидела свою седьмую школу. Она зияла проемами открытых дверей и окон без стекол и даже без рам. Вот вижу кабинет, в котором до самого начала войны занимался мой десятый класс. На стене доска, рама без портрета, в углу открытый шкаф. Горькая встреча...» В конце января Антонину Матвеевну назначили учителем литературы в школу №2 на проспекте Чайковского (ныне 4-й корпус ТвГУ), и она вспоминает: «С чего начать? Все разбито, расхищено и загажено. Внизу следы конюшни, в верхних этажах, очевидно, помещались солдаты, везде солома и всюду уборные. Везде смерз­шийся снег, в открытые и незастекленные окна дует ветер. Начали убирать и чистить школьные помещения. На наше счастье, не заглянули в котельную, там была целая система мин: сразу бы взорвались вместе со школой».

Вскоре Лашину и еще ряд учителей перевели в школу № 20 (теперь № 9) на улице Спартака. Здесь также начали с очистки и ремонта помещений, с налаживания отопления и составления списков детей, подлежавших обучению.

Хорошо ей запомнился первый день занятий в освобожденном городе, это был урок литературы в девятом классе. «Все мы в пальто, в платках или шапках, на руках варежки. В классе темно, в заколоченные фанерой окна вставлены фары от автомашины. Посреди класса топится железная печка, труба выведена в окно, но на улице ветер, и весь дым идет в класс. Тепла нет – дыма много. Ученики по-взрослому серьезные, замкнутые. На лицах мальчиков тоска: отцы воюют, им сидеть за партой тоскливо и даже совестно. Позднее наши старшие ученики стали один за другим исчезать – уходили на фронт. Занимались ребята в тот год особенно хорошо, несмотря на трудности, программу закончили к концу июня. Успешно прошли и экзамены».

Уже к лету после освобождения областного центра были восстановлены 12 школ и 25 детских садов. В первые послевоенные годы в областном центре работало 39 школ: начальных – 18, семилетних – 8, средних – 13, где обу­чались 27 899 учащихся; пять школ рабочей молодежи с охватом 1367 человек, четыре детских дома на 350 мест, Дворец пионеров, детский парк, стадион юных пионеров, станция юннатов, спортивная и художественная школы и другие учреждения.

Я хорошо помню, как в деревне Коленицы Емельяновского района сильно пострадало здание начальной школы от мощной фашистской бомбы в октябре 1941-го. Как только деревню освободили части Красной Армии, жители двух сожженных и разрушенных деревень в первую очередь занялись ремонтом школьного здания. Уже в марте 1942-го занятия шли во всех четырех классах. Учительницы, присланные из района, вместе с учениками сами изготовляли тетради из старых газет, пожелтевших обоев и различных использованных бланков. Вскоре нам пришла посылка из Новосибирской области с учебниками, тетрадями, школьными принадлежностями. Каждый ученик получил школьный набор с письмом от своего сибирского одноклассника. Это был самый лучший и памятный подарок моего военного лихолетья. Вся страна заботилась о детях, пострадавших от немецко-фашистской оккупации.

В январе 1942-го Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «О мероприятиях по восстановлению городов Калининской области». Области было выделено 11 миллионов рублей, из них семь – на восстановление Калинина. Власть смогла объединить силы учителей, учащихся, населения, чтобы не пропустить 1941/42 учебный год. Уже в январе – марте были возобновлены занятия во многих школах областного центра и других городов и районов. Учащимся ежедневно выдавали по кусочку хлеба с маслом и стакан горячего сладкого чая.

Не будет преувеличением сказать, что самым квалифицированным и успешным руководителем Калининского городского отдела образования в войну и первые послевоенные годы была Александра Фомичева. Она родилась в 1902 году в крестьянской семье в Весьегонском районе. Окончив сельскую школу, а затем двухклассное училище, она поступила в Тверскую женскую учительскую школу им. Максимовича. После ее закрытия продолжила педагогическое образование в Тверском пединституте. Свою трудовую деятельность начала еще студенткой в 1924 году в качестве учительницы обществоведения и географии. Затем Александра Васильевна работала завучем, инспектором районного отдела образования. С 1944 по 1949 годы возглавляла Калининский городской отдел образования, избиралась депутатом и членом исполкома горсовета, членом горкома и обкома партии, пользовалась заслуженным авторитетом.

7 августа 1943 года в «Учительской газете» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного звания заслуженного учителя 78 работникам школ. В их числе были Иван Галкин (СШ №16, Кимры), Николай Забелин (СШ №16, Калинин), Варвара Сосенкова (Ново-Завидовская школа) и Вера Яшнева (СШ №8, Калинин). Это были замечательные педагоги.
Я хорошо знал Николая Забелина по совместной работе как прекрасного учителя физики, опытного завуча и директора. Вернувшись после тяжелого ранения с фронта в родной город, он активно включился в любимую работу, стал авторитетным наставником молодых учителей и руководителей школ. После выхода на пенсию Николай Алексеевич организовал городской клуб краеведов, писал и увлекательно рассказывал об истории Твери и развитии народного образования в нашем крае.
Проявленная в годы войны государственная и общественная забота о восстановлении школ, о качественном образовании в послевоенное время дала возможность выйти на передовые рубежи всему отечественному просвещению уже в 60-е годы – всего через 15 лет после окончания войны.


Автор: Аксана РОМАНЮК
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию