03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура14.05.2013

Жил-был художник один

Именно в Верхневолжье академик живописи Алексей Степанов создал свою неповторимую палитру

С Удомлей связаны судьбы замечательных русских художников Алексея Венецианова, Исаака Левитана, Витольда Бялыницкого-Бирули, Абрама Архипова, Константина Коровина, Николая Богданова-Бельского, Станислава Жуковского и других мастеров кисти.

Это все о нем

В 1906—1914 годах в Удомельском крае ежегодно подолгу жил и работал академик живописи Алексей Степанов. Любуясь его полотнами, не устаю восхищаться талантом этого художника в пейзажной и портретной живописи, жанровых сценах и анималистике. Отдавая должное его таланту, искусствоведы упоминают о нем как-то вскользь, и это несправедливо по отношению не только к мастеру, но и к искусству. Почти ничего не известно о его личной жизни, поскольку незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Но в записках друзей художника есть весьма примечательные строки.

Матвей Добров: «Когда я вспоминаю теперь Алексея Степановича, передо мною встает такой спокойный и милый образ доброжелательного человека, художника, безгранично влюбленного в родную природу…»

Павел Корин: «Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это — самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте».
Абрам Архипов: «Милое свое, необыкновенное свое слово о любви к животным сказал в русской живописи Степанов».

Михаил Нестеров: «Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек и зверей, коих изображал».

Пейзажи настроения

Алексей Степанович Степанов родился 6 мая 1858 года в Симферополе, в дворянской семье. Мать умерла вскоре после его рождения, а отец, участник Крымской войны, — через несколько лет. Опекун перевез мальчика в столицу, где тот получил хорошее образование на землемерном отделении Константиновского межевого института. Учебу Алексей продолжил в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Во второй половине 1880-х годов несколько летних сезонов он работал вместе с Левитаном — под Звенигородом, потом на Волге. Искусствоведы считают их обоих одними из создателей «пейзажа настроения», в который художник переносит собственные мысли и переживания.

Первый успех Степанову принесла картина «Лоси едят сено зимой» (1889), выставленная на XVII Передвижной выставке и приобретенная Павлом Третьяковым для своей коллекции. Тогда же Валентин Серов пригласил художника в Училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем класса анималистической живописи. Этот класс Алексей Степанов возглавлял до 1918 года. Здесь у него учились Сергей Герасимов, Матвей Добров, Борис Иогансон, Павел Корин, Леонард Туржанский и другие живописцы.

Еще больший успех принесла Степанову показанная на XIX Передвижной выставке картина «Журавли летят» (1891). Вместе с Левитаном и Светославским он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

На Всемирной выставке в Париже экспонировалась его лиричная картина «Утренний привет», за которую в 1905 году Степанов был удостоен звания академика Императорской Академии художеств.

Так много нежности и света

На следующий год Алексей Степанович впервые приехал на озеро Удомля и влюбился в эти места. Они с женой почти 10 лет снимали дачу на побережье этого озера: сначала в Лубенькине, а затем в Гарусове. Некоторое время семья провела и в имении Бережок на соседнем озере Песьво.
Под Удомлей художник продолжает с блеском разрабатывать охотничьи и анималистические сюжеты, уже заслужившие признание у специалистов и любителей. Получают дальнейшее развитие и деревенские картины: катание зимой на санях, а летом — на лодке, переправа через озеро, рыбная ловля, встреча стада у околицы, животные и люди в ночном, деревенские праздники. В 1912 году художник написал небольшой прелестный пейзаж «Озеро Удомля», выполненный в каких-то особенно прозрачных тонах.

Ориентируясь на даты и сюжеты картин живописца, можно смело сказать, что именно в удомельский период своего творчества он выработал свою неповторимую палитру, которая так пленяет глаз и душу зрителя. Ее трудно передать словами, настолько она нежна и переливчата, так много в ней оттенков и отсветов. Трудно припомнить, кто еще из русских художников так же, как Степанов, смог передать оттенки серого и белого цветов. Сам художник понимал сложность работы в этом спектре и однажды сказал: «Цветом писать легко, а ты попробуй белым по белому написать — вот это мастерство!»

В светлой гамме исполнены написанные под Удомлей его известные картины «Цугом», «Выезд из усадьбы», «Зимой в деревне», «Занесло», «Катание на Масленицу» и многие другие. Содержание их весьма просто: вот кто-то в голубой шубке едет в саночках по зимней дороге; вот женщина везет в салазках поклажу, а девочка ей помогает; вот кто-то выезжает из усадьбы, и им отворяют ворота. Почему же нас так трогают эти незамысловатые сюжеты? Да потому что они пронизаны любовью к людям и природе, а цвет идеально передает эмоции, настроение и несет в себе душевное тепло даже в зимних зарисовках.

Но было бы однобоким суждение о том, что Степанов мастерски владел только светлой, перламутровой частью спектра. Когда сюжет того требовал, он пользовался и более суровыми красками. В частности, это касается некоторых сугубо анималистических работ и охотничьих сюжетов. В удомельских лесах, на опушках и полянах, в лугах и на берегах рек и озер художник подсмотрел и, творчески переосмыслив, воплотил на полотнах множество наблюдений и жанровых сцен.

Магия тьмы

В 1907 году на XXV Передвижной выставке демонстрировалась одна из первых работ удомельского цикла — картина «С добычей». Искусствоведы давно обратили внимание на то, что в ней мрачная нота сюжета (возвращаясь с охоты, охотники везут в розвальнях убитых волков), усиливая восприятие, звучит абсолютно во всем: меркнет белизна снега, резко очерчены силуэты лошадей, подчеркнуто тяжеловаты их объемы, темный лес чернеет на фоне мрачного, серого неба. При этом сознание обычного зрителя, конечно, не раскладывает все на составляющие, картина воспринимается как цельность, но Степанов достигал максимального воздействия не только художественной интуицией, а и мастерством.

Несомненно, одним из его шедевров является картина «Лошадки у освещенного окна» (1914), также относящаяся к удомельскому циклу. Художник выполнил ее в двух вариантах: один более строг, другой мягок и лиричен. Это настоящая поэзия в живописи, это русская жизнь и русская природа в самых истинных, самых мирных и сокровенных ее проявлениях.

*  *  *

С началом Первой мировой войны Алексей Степанов перестал бывать на удомельской земле. В 1920 году он тяжело заболел, но продолжал работать до последних дней. Художник скончался 5 октября 1923 года, создав незадолго до кончины еще несколько шедевров, в числе которых «На пастбище», «Хоровод», «Осень» и приобретенная Институтом Карнеги его последняя картина «Качели».

К сожалению, в отечественном искусствоведении не создано ни одной монографии, посвященной творчеству академика живописи Алексея Степанова.



Автор: Вячеслав Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
44

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию