25 Мая 2017
$56.27
62.92
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование22.10.2008

О новом вине и старых мехах

– Пожалуй, нет в России ни одной приоритетной отрасли хозяйства, развитие которой так бы игнорировало современные научные достижения, как это делает школьное образование. И это несмотря на огромные достижения отечественной науки во второй половине XX века в области психологии учебной деятельности.

– Пожалуй, нет в России ни одной приоритетной отрасли хозяйства, развитие которой так бы игнорировало современные научные достижения, как это делает школьное образование. И это несмотря на огромные достижения отечественной науки во второй половине XX века в области психологии учебной деятельности.
Опыт и отечественной, и зарубежной школы свидетельствует о целесообразности и возможности организации учебного процесса на уровне, отвечающем современным, в первую очередь отечественным достижениям в области психологии обучения. Сегодня подготовка учителя по-прежнему базируется на эмпирической педагогике, основы которой были заложены в XVll–XlX веках. Получается, новые знания школа не в силах уложить в старые каноны преподавания. Жива присказка о новом вине и старых мехах…
В чем проблемы внедрения современных развивающих систем обучения в школьную практику?
Во-первых, в осознании значимости и целесообразности внедрения этих систем в школу всеми теми, кто организует работу школ и учителей.
Во-вторых, в подготовке учителя в педагогических учебных заведениях.
Учитель на выходе из педагогического учебного заведения практически не владеет всеми теми педагогическими средствами, которые позволили бы ему безусловно достигать учебных целей.
Внедрение развивающих технологий обучения в рамках города, области требует создания специализированного учебно-методического центра, какие уже есть в ряде областей нашей страны.
Учитель, призванный обучать и воспитывать подрастающее поколение, должен не только хорошо ориентироваться в окружающих условиях экономической, научной и культурной жизни страны, но и понимать проблемы, природу и тенденции их развития. Он должен владеть самыми обоснованными методами обучения и воспитания.
Под профессиональной подготовкой учителя, на наш взгляд, следует понимать такую подготовку, при которой процесс достижения целей обучения  не ограничивается какой-то одной известной учителю системой, что характерно для ремесленнической подготовки, а обеспечивает свободу в применении известных науке способов, форм, методов на основе понимания  их возможностей.
Развитие школьного образования постоянно рассматривается в контексте развития профессионального образования всех уровней. Это было бы правильно, если бы школа решала одну задачу – задачу подготовки к профессиональному образованию. Но школа решает и другую, не менее значимую задачу – как сделать из поступившего в школу маленького «потенциального» человека – Человека с большой буквы. Это напрямую связано с проблемой построения гражданского общества, с провозглашаемой проблемой социальной направленности развития нашего государства.
Слов нет, то, что сегодня делается для школьного образования, безусловно принесет свои плоды. Вместе с тем компьютер – это лишь эффективное техническое средство предъявления учебного содержания. А самая сложная проблема школьника – учебный интерес, от которого в самой значительной степени зависят результаты учебной деятельности.
Принципиально существуют две альтернативные системы школьного обучения. С одной стороны, исторически сложившаяся традиционная система обучения. С другой стороны, система обучения, которую обозначают как развивающее обучение. Эти две системы альтернативны во всем: в достигаемых целях обучения, структурировании учебного содержания, направлениях движения в содержании, методах обучения, методах учебной деятельности,  формах учебной деятельности. Понятно, что такая альтернативность приводит и к различиям в организации занятий.
Еще в 60-е годы США многое позаимствовали из советской педагогики и ввели понятие «ценностное воспитание», поскольку именно ценностная ориентация раскрывает и цели, и суть воспитательной работы. Позже ценностное воспитание пришло в Европу. Возникает вопрос: «Когда проблема ценностной ориентации и учителя, и школьника станет обозначаемой, а главное, решаемой проблемой и школьного, и профессионального образования учителя?» Ответа наша практика пока не дает.

21

Возврат к списку

Тверская область принимает международный саммит по безопасности
В Завидове проходит VIII Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В ней принимают участие делегации 95 стран, а также ООН.
24.05.201721:26
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию