23 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 22.10.2008

Чтобы опережать общество в социальном творчестве

Галина Ксензова – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор ТвГУ. Она говорила о том, что на протяжении всей истории педагогики прослеживаются два основных подхода к обучению и воспитанию детей: авторитарный и гуманистический. В XVI веке «Домострой» советовал «воспитывать детей силой телесной боли». Прогрессивные философы того же времени утверждали: «Каждый человек наделен внутренним голосом, и не надо ему мешать развиваться внешними воздействиями».

Галина Ксензова – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор ТвГУ. Она говорила о том, что на протяжении всей истории педагогики прослеживаются два основных подхода к обучению и воспитанию детей: авторитарный и гуманистический. В XVI веке «Домострой» советовал «воспитывать детей силой телесной боли». Прогрессивные философы того же времени утверждали: «Каждый человек наделен внутренним голосом, и не надо ему мешать развиваться внешними воздействиями».
Эти два подхода в педагогике оснащены двумя группами технологий. Цель устаревших технологий – дать школьнику знания, умения, навыки. Цель технологии развивающего обучения – развитие личности школьника, а процесс получения знаний есть средство достижения этой цели.
В массовой школьной практике у нас до сих пор используются привычные объяснительно-иллюстративные технологии, которые уходят корнями своими в XIV век. В свое время они сыграли позитивную роль. Но сейчас, когда школьник должен осваивать более двух десятков весьма объемных и разноплановых учебных дисциплин, такие технологии оказались очень трудоемкими и малопродуктивными.
Только 20 процентов информации, которую школьники получают от учителя, задерживается на какой-то срок в памяти. До 80 процентов ее стирается в тот же день. Чтобы превратить ее в знания, ученик должен ее проговорить или описать, то есть перевести «на свой язык», внутренне принять. На все это нужно порядочно времени. Это после шести уроков в школе практически невозможно. Физиологические нормы имеют границы.
Есть хорошая китайская пословица: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Чтобы овладеть новым знанием, ученик должен сам проделать умственное и практическое действие. Поэтому перспективными признаны технологии, основанные на деятельностной парадигме.
Концепция «развивающего обучения» имеет в основе идею опережающего развития мышления. Оно становится локомотивом, способным повести за собой умственное развитие, обеспечить готовность учащихся самостоятельно использовать свой творческий потенциал в разных житейских ситуациях. Основоположником концепции таких технологий был Лев Семенович Выготский (1896–1934). Он тем самым ответил на поставленный им самим очень важный вопрос: «Способно ли образование обеспечить развитие, то есть достижение высших образцов проявления интеллекта, или это зависит только от врожденных способностей обучаемого?»
Одним из первых учеников Выготского был Леонид Владимирович Занков (1901–1977). Уже в 50-е годы прошлого века в Твери были открыты школы-лаборатории, работающие по системе Занкова. К сожалению, теперь в школах и Твери, и области по этой дидактической системе работают лишь некоторые учителя-энтузиасты.
В 60-е годы прошлого века открылась лаборатория Даниила Борисовича Эльконина (1904–1984) и Василия Васильевича Давыдова. Они на новом уровне представили технологию «развивающего обучения», доказали, что для эффективного освоения учащимися обобщенного опыта человечества нужно, чтобы школьники прочно осваивали базовые знания, представленные в форме научных понятий. Значит, обучение нужно выстраивать от общего к частному, находить пути применения базовых знаний в нетиповых творческих ситуациях. Сегодня ученые и педагоги – приверженцы этой более совершенной технологии развивающего обучения – готовятся к международной конференции, посвященной 50-летию ее внедрения в образовательную практику.
За «круглым столом» шел разговор и о перспективных развивающих технологиях дошкольного воспитания, например, о технологии Марии Монтессори – ученого, психолога, врача. Недавно вся прогрессивная педагогическая общественность отметила столетие этой уникальной технологии. Мы вернемся к «теме Монтессори» обязательно, но несколько позже. А пока – снова к словам зачинательницы «круглого стола» Галины Ксензовой.
Она считает, что требуются и новые способы оценки работы самого учителя. Традиционный способ обучения предполагает выставление отметок учащимся на каждом уроке. В технологиях развивающего обучения каждая учебная задача, выполненная школьником на уроке, заканчивается самооценкой и оценкой (характеристикой, но не баллом) учителя. Отметки (баллы) выставляются только по окончании темы, поскольку процесс освоения новых знаний учащимися всегда индивидуален, идет в удобном для каждого школьника темпе и возможном уровне.
Ученик из слушателя превращается в активного, думающего, действующего школьника. Он вместе с учителем «делает открытия». Меняется и учитель.
Старые способы обучения не годятся для общества, которое изменилось само, как и его цели. Эти новые цели требуют условий для саморазвития личности, ее активности, творчества, самостоятельности. Прежние психологические средства формировали лишь послушного исполнителя. Новые средства и представлены в технологиях развивающего обучения.
Трудностей в переходе к такому обучению немало. Чтобы одолеть их, нужно на всех уровнях управления системой образования иметь четкую установку на инновации в учебе и воспитании. На самом высоком уровне должны появиться специалисты, понимающие суть технологий развивающего обучения, умеющие их внедрять в практику. А учителям требуется серьезная переподготовка. Главным критерием эффективности работы учителя в новой системе оплаты его труда должно быть использование новых технологий.
Исследования, проведенные Министерством образования, показали, что есть у учителя серьезные проблемы. Первая из них – социальная незащищенность, вторая – трудности повышения квалификации. В связи с этим Центр дополнительного образования Тверского государственного университета вместе с гимназией № 44 разработали и утвердили положения о региональном центре развивающего обучения.
Галина Ксензова рассказала и о том, какими проблемами озабочена «большая наука» в России. Совсем недавно в Российской академии образования (РАО) прошли два совещания. На одном из них разрабатывалось психологическое сопровождение «кризисов перехода» учащихся и учителей из одной образовательной системы в другую. На другом обсуждались новые стандарты среднего образования. Издана уже концепция федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
Реальность такова: в школу пришло новое поколение детей, не испытавших жесткого авторитарного давления. Естественно, что и средства авторитарной педагогики они совершенно не воспринимают. Новые технологии – технологии развивающего обучения – весьма успешно уже 15 лет используются в тверской гимназии № 44. И это доказывает, что их основные идеи, принципы организации хорошо осваиваются учителями, доказывают свою педагогическую результативность.
Устаревшие технологии, основанные на принуждении школьников не к творчеству, не к самостоятельному поиску решений, а всего лишь к воспроизводству зазубренных действий (реши задачу по формуле, перескажи по плану, вставь пропущенные буквы по правилу), на постоянном выставлении ученику отметок, выполняющих роль кнута и пряника, не вписываются в средства самоконтроля. Пересказал близко к словам учителя или тексту учебника – «5», стал рассуждать самостоятельно – «3», «2»! Педагогу нелегко отказаться от привычных, отточенных до минут, но катастрофически устаревших объяснительно-иллюстративных технологий, которые мы впитали еще со школьной скамьи, и потому нам легче учить так, как учили нас, – сказала Галина Ксензова. И подвела итог:
– Время многое изменило, другими стали наши дети, куда более высокие требования предъявляются к молодежи. Она вступает в самостоятельную жизнь в новых социально-экономических условиях. У системы образования есть главная задача – опережать общество в социальном творчестве, а не отставать от процессов, в нем происходящих. Решит система эту задачу – она будет одобрена и государством, и обществом.
Стало очевидно всем: или мы живем и учим по старинке и имеем средний балл «3» с минусом по результатам обучения, воспитания и развития молодого поколения, или используем совершенные технологии, позволяющие получать куда более высокие результаты в образовании. Другого пути к достижению новых целей у российской системы образования просто нет!

44

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость