23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура06.05.2013

Алексей Федорович Лосев: первое знакомство

К 25-летию со дня кончины

24 мая 1988 года, в юбилейную дату празднования Тысячелетия Крещения Руси, в день памяти своих любимых святых Кирилла и Мефодия, отошел ко Господу Алексей Федорович Лосев (монах Андроник). Мыслитель, энциклопедист, как и его небесные покровители, просветители славян, символизировавший своими трудами единство христианской философии и филологии, укрепляемых верой в Бога.

Осенью 1989 г. со мной случилось то, что называется «культурным шоком». Практически одновременно на письменном столе первокурсника-­филолога оказались дореволюционное издание «Столп и Утверждение Истины» священника Павла Флоренского и советское «Очерки античной эстетики» вместе с «Эстетикой Возрождения» Алексея Федоровича Лосева. Ни первый, ни второй авторы для обязательного штудирования в еще вполне тогда советской высшей школе не предполагались. «Античку» мы учили по Иосифу Тронскому, Средние века – по Виктору Жирмунскому и Аарону Гуревичу. Философия еще бродила вокруг марксизма. Имена Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Константина Леонтьева (и проч.) многих преподавателей, мягко говоря, обескураживали, некоторых – откровенно раздражали; интеллигентные доктора наук вежливо кивали, пожимали плечами. В Твери тогда можно было поговорить о Лосеве и Флоренском с Георгием Богиным, Иваном Сусовым, Игорем Фоменко.

Так вот, книги не просто лежали, а регулярно «подвергались перекрестному чтению». Бывает, что толстые тома воюют, словно танки враждующих армий, но с этим ничего подобного не происходило – наоборот. В какой­то момент появилось ощущение, что авторы писали изложение после ознакомления с каким­то единым «отправным» текстом. Это уже в 1991 г., когда была напечатана «Философия. Мифология. Культура» Лосева, стало понятно, что оба мыслителя (даже физически) находились в одной аудитории, где этот текст звучал, – аудитории Серебряного века русской духовной мысли.

То, что Лосев – тайный монах Андроник, мы узнали только в 1993 г. Шока не случилось: тогда многое «тайное» в таком изобилии становилось «явным», что не все успевали фиксировать, и этот факт не столько ошеломил, сколько подкрепил прежние догадки относительно уникальности и специфичности лосевских книг. Черная шапочка, толстые стекла круглых очков, сосредоточенный взгляд, поджатые губы – все получило свое объяснение. Уважение к филологу помножилось на некий трепет к катакомбному иноку, успевшему не только так много написать и перевести, но и прошедшему ГУЛАГ и советские «идейные погромы».

На человека, произнесшего: «Я прочитал двухтомник Лосева», – смотрели с уважением и недоверием одновременно. Задавать вопрос: «Ну и как?» – было делом бестактным, поскольку опыт собственного чтения зачастую отсутствовал или был не слишком успешным. Читали – не понимали и шестнадцатой части. «Второго Лосева», который бы все объяснил, не оказывалось рядом. Ахматова говорила, что «гений познается по широте замысла». Широту мы видели, но недоставало компаса. Преподаватель иногда что­то пояснял, комментировал, но чаще многозначительно качал головой… И советовал «читать дальше», предполагая, возможно, что «количество, несомненно, перейдет в качество». Переходило оно, честно, с большим трудом.

В студенческой аудитории легкомысленно­увесистые фразы всегда звучали парадоксально. Например: «Вот, я не помню точно, где, но, кажется, у Лосева написано…» Далее следовала приблизительная цитата, которую никто не спешил оспорить или уточнить, поскольку звучала она убедительно, принадлежала авторитету недосягаемому, а ввернутое студентом наречие «где-­то» желание спорить нейтрализовывало.

Мы понимали, что для части русской интеллигенции XX века (к ней хотелось быть причастными) Алексей Федорович был «культовой фигурой». Но в этой его «культовости» чувствовался некий подтекст. Стать последовательным и преданным учеником Христа, изучая Лосева, представлялось маловероятным, но через эти тексты мы прикасались к тому сокровенному, что еще не могли разглядеть и почувствовать в мистике Литургии, а труды св. Отцов были еще малодоступны. Церковные бабушки, священники (какие­то «небожители»), пасхальные куличи, ночной крестный ход – все умиляло, вдохновляло, превращалось в тот самый «бисквит» Алисы: «Съешь меня». Откусываешь кусочек – вырастаешь.

В те же 90­е я впервые услышал о «методе Герасимова», с помощью которого происходили антропологические реконструкции. Михаил Герасимов по костным останкам (череп, ребра) восстановил внешний облик Тамерлана, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского и Иоанна Грозного. Царь у Герасимова совершенно не напоминал тирана с васнецовской картины. Воссозданный Грозный выглядел человеком физически чрезвычайно больным, что предполагало наличие у него жгучего желания компенсировать собственные страдания мучением других людей. Михаил Герасимов показал миру настоящего Иоанна IV, а Алексей Лосев из бесчисленного количества текстов, что существовали на древних языках и были написаны почти мифологическими авторами, воссоздал реальных людей, их «самое ценное – живой ум, живую мысль». Параллель казалась очевидной. Но вопросов оставалось довольно много. Никто не мог толком ответить, как ему удавалось, преподавая в пединституте десятилетиями, оставаться в духовных катакомбах, тайно молиться по монастырям, жить в двусмысленном советском мире с верой в Бога, с любовью к языку, славянству, древнему и вечному? Все прояснится позднее.

Никогда не поверю тому, кто скажет: «Люблю перечитывать Лосева», – сочту снобом; но уважительно пожму руку произнесшему: «Я изучал Лосева, и, пусть подводит память на цитаты, чувство восхищения его словом живо до сих пор».

Полный текст см. на сайте Тверской митрополии


Автор: Протоиерей Александр ШАБАНОВ
9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию