11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Наша Победа29.04.2013

Он менял ход войны

Фотограф: АРХИВ СЕМЬИ САЛЬНИКОВЫХ

Парень из тверской деревеньки повлиял на многие решающие события тех времен. Поэтому мы решили узнать о судьбе фронтовика как можно больше. Мы хотим, чтобы его всегда помнили

Так начали письмо в редакцию авторы публикации. Эта исследовательская работа проведена в Стрелихинской средней общеобразовательной школе Кесовогорского района под руководством учителя истории Александра Николаевича ВОРОНОВА. Ее выполнил краеведческий кружок «Истоки»: Вадим Поляков, Наталья Столярова, Наталья Гусева, Иван Оськин.

– Войну отец вспоминал редко, а если и вспоминал, то всегда с неохотой, – рассказывает нам Анатолий Иванович Сальников, сын Ивана Николаевича Сальникова. – Он родился 16 октября 1912 года в деревне Кульнево Кашинского уезда. С детства помогал отцу Николаю Ивановичу на мельнице. Учился в Кашине, потом в Москве. Военную судьбу помогло выбрать время.
 

ВСЕ, РЕБЯТА, ВОЙНА

– О начале войны отец говорил очень просто, – продолжает сын. – Вдруг раздалась боевая тревога; в составе дежурного экипажа он вылетел на разведку в облет турецкого берега. По возвращении через 5–6 часов увидели внизу на аэродроме людей в темной морской форме. А когда улетали, все были в светлой, какую обычно носили летом в мирное время... Кто-то из экипажа сказал: «Все, ребята, война...» Моему отцу тогда повезло. Из 54 боевых вылетов только на Черном море он вышел целым. Из всего первоначального состава авиаэскадрильи в живых осталось всего два человека. 
В составе ВВС Черноморского флота Иван Николаевич воевал по осень 1942 года. Это были два самых сложных года, когда, захватив Украину, Крым, фашисты рвались на Кавказ, когда летать было некому, людей не хватало, но летать было необходимо. Каждый день по нескольку раз, рискуя жизнью. 

В 1943 году последовал приказ вернуться в Москву. Ивана Николаевича призвали участвовать в операции «Зебра».

На 22 июня 1941 года военно-морские силы имели 859 гидропланов, а на 1 июня 1944 года 588 из них уже были потеряны. Наибольший ущерб пришелся на долю трех западных флотов. Не имея возможности обеспечить гидроавиацию отечественной техникой, советское руководство обратилось за помощью к союзникам. Однако первые гидропланы из США в нашу страну были поставлены только в 1944 году. Это летающие лодки модификации PBN-1 «Номад» («Кочевник»), более известные под названием «Каталина». Практически сразу же после поступления в части американские гидросамолеты включились в боевую работу. Устойчивая и «предупредительная» машина легко и быстро осваивалась советскими летчиками. 

Ивану Николаевичу Сальникову принадлежит огромная заслуга в осуществлении поставки из Америки в Советский Союз самолетов-амфибий PBN-1 «Каталина». С их помощью наша авиация смогла прикрывать союзные конвои, английские и американские корабли, везущие в Мурманск и Владивосток вооружение, одежду, еду. Конвои подвергались ударам немецких подводных лодок, с которыми было трудно бороться. Поставки американских гидросамолетов, которые сразу включились в борьбу с немецкими подлодками, спасли тысячи жизней моряков и тысячи тонн грузов. Комитетом обороны СССР была поставлена задача сформировать группу специального назначения из 30 экипажей для обучения на территории США и перегона самолетов на наши аэродромы. В авиационной группе специального назначения с момента ее организации в марте 1944 года до расформирования в октябре 1945 года Иван Николаевич служил начальником связи и одновременно начальником штаба группы.

ПРОЕКТ «ЗЕБРА» 

Проект «Зебра» – кодовое название соглашения, достигнутого лидерами США и СССР о передаче военной техники. Только в 1990 году в США был рассекречен этот проект, связанный с гидросамолетами «Каталина». Об этой совместной операции США и СССР во Второй мировой войне известно не так много. В американской печати ей посвящены считанные публикации. Между тем речь идет о важном соглашении, которое было достигнуто между Сталиным и Рузвельтом в 1943 году. Советскому флоту передавалась партия гидросамолетов, предназначенных прежде всего для борьбы с немецкими подводными лодками. Об операции рассказывает ее непосредственный участник, потомок русского княжеского рода Григорий Гагарин, житель Вашинг-
тона: «Мой отец – тоже Григорий Гагарин – после большевистской революции эмигрировал из России и в 1924 году перебрался в Америку. В мае 1944 года я, выпускник Массачусетского технологического института и лейтенант американского военно-морского флота, получил приказ отправиться на службу в город Элизабет-Сити, в штате Северная Каролина. Вот там я и увидел гидроплан голубовато-серого цвета с большой красной – явно не американской – звездой на борту. И вечером того же дня встретился с советским офицером, который старался разобрать какую-то инструкцию. Я подошел к нему и спросил по-русски, не могу ли чем-либо помочь. Он с изумлением посмотрел на меня: «А вы кто будете?» Так состоялась моя первая встреча с Иваном Николаевичем Сальниковым. В этом проекте я осуществлял роль переводчика. В Советской армии не было американских гидропланов, и никто не знал, как ими управлять, как их содержать. Чаще всего я сидел между американским и советским летчиками и переводил инструкции. Майор Сальников в кратчайшие сроки освоил сложную систему навигации и радиосвязи. По тем временам она была самой современной. Целью американцев было, чтобы ваши летчики могли не только перегнать машины к себе, но и научиться на них воевать. 

В июне 1944 года первая группа самолетов вылетела из Элизабет-Сити в СССР. Американские гидропланы очень понравились советским летчикам, и после переговоров Сталина с Рузвельтом в Тегеране было решено передать СССР еще 74 таких самолета.

Хотя проект «Зебра» был засекречен, окрестные жители знали, что на базе находятся русские. Бывало, приходишь в парикмахерскую в Элизабет-Сити, а там кто-то говорит: «Ну что, я слышал, русские во вторник уже улетают». Весной 1945 года закончилась вторая фаза проекта. А потом Сталин и Рузвельт вновь встретились в Ялте, и там было решено передать СССР еще 50 самолетов. Но это уже были другие машины. Они могли совершать взлет и посадку и на воде, и на земле. Кроме того, они были оснащены новым современным радаром и прицелом для бомбометания «Норден». Опять потребовались долгие тренировки, для того чтобы советские летчики освоили новый тип самолетов. И опять начальник штаба майор Сальников первым освоил, как пользоваться радаром и прицелом. Как мне потом стало известно, эти самолеты были с успехом использованы против Квантунской армии Японии. А последний рейс состоялся уже после того, как война закончилась, – в октябре 1945 года. За все время работы с советскими летчиками я понял: они мало отличаются от нас. Под конец я, можно сказать, с ними сроднился. Особенно симпатизировал русским президент Рузвельт. В Советский Союз поставлялось самое секретное оружие, в котором было отказано Черчиллю». 

Когда война закончилась и ВМФ опубликовал данные об операции «Зебра», включая информацию о «Нордене», у американского военного командования возникло опасение, что такие поставки могут усилить военную мощь СССР. 

Иван Сальников встретил 9 Мая В Америке

В Москву Сальников наведался только в 1945 году, но тут же получил приказ вновь вернуться назад: союзники согласились передать нам новейшие самолеты PBY-6A, которые могли садиться и на воду, и на бетонку.

День Победы года Иван Николаевич встретил далеко от Родины, в Америке, начальником связи и начальником штаба группы перегона операции «Зебра». Всего к 9 Мая 1945 года три западных флота получили в общей сложности более 100 самолетов амфибий, что составило свыше 70 процентов их гидроавиации. Ни один самолет не был сбит врагом. В этом огромная заслуга майора Сальникова. Именно он организовывал учебу пилотов, разрабатывал маршруты перелетов. В своих воспоминаниях американские и английские пилоты подчеркивали высокий класс подготовки наших летчиков, умение находить нестандартные решения в сложных ситуациях. Американцы, англичане, французы смотрели на советских солдат как на победителей, говорит Анатолий Иванович Сальников, их встречали как героев.

В конце октября 1945 года за образцовое выполнение задания каждый участник перегонки был отмечен правительственными наградами. Орденами Александра 
Невского, Боевого Красного Знамени был отмечен и Иван Николаевич Сальников.

По возвращении на Родину Ивана Николаевича назначили заместителем начальника отдела Управления связи ВВС ВМФ СССР. Имея боевой опыт по эксплуатации американской техники, он активно включился в работу по совершенствованию системы связи морской авиации. Ему было присвоено звание «Почетный радист СССР». 

А потом... За Сальниковым пришли ночью: «Собирайся!» И в 1948 году на Родине, в Москве, Сальникову зачитали приговор: «Пять лет содержания в исправительно-трудовом лагере»… за восхваление американской техники. Сорвали погоны, заставляли признаться в преступной связи с иностранцами.

Отец, Николай Иванович, писал ему письма, зная, что они до него не дойдут…

«Дорогой наш Иван Николаевич, мы с маткой каждый день вспоминаем о тебе и твоей жизни. Нам скучно, но нас никто не потребует на допрос, и нас все-таки двое. А ты, дорогой наш, один в одиночной камере почти год. Каждую ночь ждешь: будут ли пытать, увечить? А потом ссылка: куда, чего можно ждать там? Непосильный труд и голод. И такой жизни тебе суждено пять годов. А разве можно не вспомнить твое и Нюрино детство. Нюра была маленькая, а ты уже все понимал. Нелегко тебе было, когда умерла твоя матка, когда ты понял, что никогда она уже не срядит тебя в школу, не обогреет ласковым словом, что никогда больше ты ее не увидишь и не услышишь. Все это ты перенес в детстве и ничем меня не беспокоил». 

– В сорок восьмом я пошел в школу, а отца арестовали, — вспоминает Анатолий Иванович, — так я оказался сыном репрессированного. Меня спрятали в деревне. В 50-х годах, по указанию Сталина, репрессиям подвергались все члены семьи, возраст не учитывался. Большой промежуток времени я отца практически и не видел — война, потом он был в заключении.

Год Иван Николаевич отсидел в «одиночке», в Лефортове, потом его отправили в лагерь. Только в 1953 году, после смерти Сталина, боевой летчик вышел из тюрьмы. Нужно было как-то реабилитироваться, восстанавливать свое имя и честь. В середине 1950-х Сальникова после его неоднократных просьб наконец-таки реабилитировали, вернули награды, и он опять пошел в армию, на Черное море, служил там начальником связи гвардейской минно-торпедной дивизии.
В 1960 году, отслужив почти тридцать лет, Иван Николаевич уволился из армии. Пошел работать в газовую промышленность, где трудился почти два десятка лет, стал «Отличником газовой промышленности СССР». Как опытный военный специалист-связист, до 1976 года успешно занимался организацией связи и автоматизации в газовой отрасли.

Вклад Ивана Николаевича Сальникова в Победу огромен. Простой деревенский паренек решал самые сложные государственные задачи. 

– Могу сказать, что я очень счастливый человек, – говорит Анатолий Иванович Сальников. – Мой отец вернулся с войны живым. А у многих моих друзей отцы так и не пришли... И я очень горжусь своим отцом. Ордена мой отец надевал очень редко. Скромный. Праздник 9 Мая мы всегда встречали по возможности дома. Это все же святая дата. Святой праздник.

*  *  *

Хочется сказать спасибо Ивану Николаевичу, отстоявшему нашу свободу и независимость, а также всем воинам-освободителям, ныне здравствующим. Будем помнить об ушедших. Каждый день. Всегда. Эта работа – дань уважения защитникам нашей Родины. 

Автор: Ольга ИВАНОВА
87

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию