17 Августа 2017
$59.65
70
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 25.04.2013

Волшебные звуки Мариинки

Фотограф: Татьяна Иванченко

«ТЖ» побывала на акустическом тесте

Большое количество ожиданий, проектов, денег, споров, творческих планов и экспериментов – вот из чего рождается вторая сцена Мариинки. Ее открытия с нетерпением предвкушают многие любители искусства. В Твери поклонников питерского театра немало, они следят на расстоянии за завершением одной из самых громких и дорогих театральных строек (22 миллиарда рублей), затянувшейся по разным причинам на десятилетие. И вот совсем близко 2 мая, когда каждый желающий сможет воочию оценить это архитектурное произведение со всех сторон. Однако с некоторых пор Интернет запестрел различными откликами, среди которых большая часть – негативных. «Это не театр, а Макдоналдс или супермаркет» – такие заявления становятся поводом для сомнений и тревог, от которых «ТЖ» решила избавиться (либо утвердиться в них) на месте. 

16 апреля новое здание Мариинского театра было представлено на суд СМИ. Презентация была насыщенной и сопровождалась многочисленными комментариями создателей театра. Но самым веским, бесспорным аргументом в пользу Мариинки­2 стал акустический тест. Обстоятельное общение с маэстро Гергиевым и экскурсия под его предводительством по театру развеяли скептицизм, с которым прибыли некоторые журналисты.

Предыстория 

История со строительством нового здания Мариинки тянется с 2003 года. Тогда международный конкурс выиграл французский архитектор Доминик Перро. Но вот что странно: в этом проекте-­победителе, как впоследствии обнаружили эксперты, не были учтены водоснабжение здания, канализация, вентиляция и т. п. Питерская сказка Перро оборвалась, едва начавшись, ему сказали: «До свидания». В 2007 году новый генпроектировщик — ЗАО «НПО «Геореконструкция­-Фундаментпроект» – в короткий срок снял все 286 замечаний. Облик будущего театра на бумаге заметно поменялся в зависимости от климатических, архитектурных особенностей Питера, его грунта. В середине 2009 года очередная конкурсная комиссия выбрала очередного победителя – петербургское ОАО «КБ высотных и подземных сооружений». На конкурс был представлен проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, который компания собиралась выполнить за 9,5 месяца.

Своими глазами

До снятия забора по улице Баррикадной трудно оценить в целом облик здания. Можно сказать однозначно: что­-то современное, много стекла, мрамора, металлическая крыша. Заходим в вестибюль: пол из мрамора сорта «император», стены покрыты ониксом теплого медового цвета, подсвеченным изнутри, гирлянды хрустальных люстр (изготовленных на заказ компанией «Сваровски»), вознестись к которым можно по множеству стеклянных лестниц различной конфигурации (ножницы, винтовая)… Нет, что ни пишите в блогах, это вам не супермаркет, это – Театр. И пока в ожидании создателей всего этого запрокидываешь голову, пытаясь охватить масштаб величия, жадное ухо ловит детали, которыми щедро сыплют представители Северо­-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД): здание общей площадью 80 тысяч квадратных метров.

В трех подземных этажах размещены оборудование, служебная подземная парковка; в семи надземных – главная, репетиционная и арьерсцены; репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра; помещения для сотрудников; камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который станет одной из площадок фестиваля «Звезды белых ночей». Самая высокая точка – 42,5 метра (стеклянные стены делают ее уникальной смотровой площадкой), самая низкая – минус 12 метров. Кстати, об ониксе, столь притягивающем взгляд, – в мире больше нет такой обширной поверхности покрытия – 4 тысячи квадратных метров. 

В ожидании акустического теста более сотни журналистов оккупировали зал… И растворились в его просторах. Естественно, нельзя было не воспользоваться возможностью ступить на саму сцену Мариинки­2. И ступать, и ступать по ней долго­долго. Так как ее площадь – 1000 квад­
ратных метров. Когда Валерий Гергиев попросил поднять занавес, это произвело эффект на зрителей – сцена, уходящая вглубь на 80 метров.



Акустический тест

Редакционное задание превратилось в настоящий праздник, которому не помешали даже профессиональные передвижения телекамер и фотографов. «А каков концерт!» – восторженно обменивались впоследствии между собой журналисты. Специально подобранная программа включала в себя разные стили, жанры и исполнительские возможности. Каждый уголок огромного зала наполнился музыкой: возникла картина из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» («Сеча при Керженце»); Tuba Mirum из «Реквиема» Верди, отрывки из оперы «Хованщина» («Спит стрелецкое гнездо» и «Батя, батя, вый­ди к нам») с участием хора и солистов, адажио и финал из 5-­й симфонии Малера. Очень естественно для каждого слышались живые интонации солистов – проникновенный голос Ленского (Евгений Акимов), вопрошающего «Куда, куда вы удалились?», и озорной смех Ольги (Екатерина Семенчук), восклицающей «Я не способна к грусти томной». Очевидно, вот новый центр для паломников от искусства. 

Маэстро 

Конечно, самую компетентную оценку звучанию дал Валерий Гергиев, и она оказалась высокой:

– Я открывал множество залов в Китае, Японии, Голландии. И очень доволен тем, что слышал сегодня: звук, возвращающийся из зала, – здесь очень живая акустика. Натуральные материалы помогают – нет мертвых, бетонных ограничений.

Мы специально сегодня сделали акцент на струнных – дали Малера. Это сложный экзамен. И бедности звучания не возникло, наоборот – было волшебно.

Каждое выступление здесь может стать экспериментом со звуком. Мы будем уменьшать и увеличивать оркестровую яму, поднимать оркестр, задвигать его под козырек сцены (это не убьет звук, ведь внизу пустое пространство в 12 метров). Оцените масштабы нашей сцены – на ней можно в футбол играть. Вы заметили, когда Екатерина Семенчук по моему жесту отошла в глубь сцены, звук не потерялся, а стал, наоборот, богаче. Очень важно: зал удобен для зрителя – и широкие кресла, проходы. Обратите внимание, во многих театрах есть такие места, продавать билеты на которые просто нельзя – человеку придется изгибаться знаком вопроса, выворачивать шею. Здесь из любой точки зала – прекрасный вид, звук, а его идеальные пропорции позволяют не терять контакт с артистом. Я бы сказал так: наш новый театр не уступает лучшим театрам мира, иначе не было бы смысла его строить.

Маэстро рассказал о больших планах своего коллектива, о многочисленных поездках по регионам России (именно там, признался Валерий Гергиев, встречается лучшая публика), о необходимости и перспективах открытия по всей стране недорогих, но качественных концертных залов. Увлекшись, Валерий Гергиев провел экскурсию по всему театру, показал просторные репетиционные залы, каких нет нигде в мире (в зале для балета – небо рядом благодаря стеклянным вставкам в потолке). На камерных площадках в фойе можно будет собирать небольшие аудитории. Маэстро подчеркнул:
– От открытия нашего зала выиграют в первую очередь школьники и студенты – у нас планируется большая просветительская работа среди молодежи. Здесь это делать очень удобно.

* * *
Итак, 2 мая, в день 60­-летия Валерия Гергиева, откроется вторая сцена Мариинского театра. И это станет подарком самому маэстро, который в этом году отмечает также 25­-летие пребывания на 
посту художественного руководителя (выборного, а не назначенного) и главного дирижера Мариинского театра. И самому театру, который ведет свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Большого теат­ра, а значит, в этом году ему 230 лет. И понятно – зрителю. В том числе приехавшему из Твери.


Слово создателям

Архитектор Джек Даймонд:

– Моей задачей было, чтобы здание «село» на историческую основу, стало продолжением улицы. В то же время этот театр – как город в городе. Скромный с фасада и роскошный внутри. Он – храм для музыкантов, как церковь для верующих. То, что так много критиковали, теперь можно рассмотреть как следует. Говорили, например, что фойе слишком маленькое. Посмотрите вокруг – и ничего объяснять не надо. Кстати, Исаакиевский собор тоже критиковали – слишком броский. Когда я создавал здание, за моими плечами всегда стояли Глинка и Римский-Корсаков, я постоянно с ними советовался. 

Александр Шабасов, руководитель «СЗД» Министерства культуры:

– Театр – это живой объект. И люди будут оценивать его, когда придут сюда, услышат звук, увидят спектакль, не только по внешним, но и по внутренним впечатлениям. А чтобы они были соответствующие, театр оснащен самым современным сценическим оборудованием. Передвижные площадки позволяют мгновенно сменить декорации. Все вместе дает возможность осуществить самые амбициозные художественные замыслы.

Кшиштоф Поморски, технический директор ОАО «КБ ВИПС»:

– Обратите внимание, здесь акустика живого звука, нет никаких усилителей. А посторонних шумов просто быть не может, от них защищают и специальные стеклопакеты, и железобетонные стены. Богатство звука усиливает уникальная геометрия потолка в зале, какого нет нигде в мире, – это крик вычислительной техники, лучшее, что могли предложить немцы. 

Юрген Райнхольд, главный акустический инженер:

– В огромной оркестровой яме могут разместиться 120 музыкантов – это уникально. Играем Вагнера – увеличиваем яму, для камерного Моцарта – уменьшаем пространство. Использование традиционных материалов в зале – дерево (как в старом уютном зале в Венеции) – залог живого звука. Его вибрацию вы почувствуете ногами. В зале нет места, где бы был плохой звук. (На настырный вопрос журналистов: и все-таки, где лучше слышно, – сказал по секрету: возможно, наверху, там, где билеты дешевле, на 3-й галерее).

 

Автор: Татьяна Иванченко
15

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость