19 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 15.10.2008

Кузнечный джаз

Хочу вступиться за хорошее слово «пижон». Сдается мне, что отрицательный оттенок ему придают те, кому пижонить, хвастаться, гордиться и красоваться попросту нечем: не зря ведь говорят, что скромность украшает только в том случае, когда нет других украшений. В любом деле существует пороговый уровень, переходя который человек становится не просто профессионалом, исправно выполняющим свою работу, но превращается в пижона, делающего свое дело с лихим вывертом, куражом, блеском, или, как говаривал один известный тверской археолог, «с бантиками».

Хочу вступиться за хорошее слово «пижон». Сдается мне, что отрицательный оттенок ему придают те, кому пижонить, хвастаться, гордиться и красоваться попросту нечем: не зря ведь говорят, что скромность украшает только в том случае, когда нет других украшений. В любом деле существует пороговый уровень, переходя который человек становится не просто профессионалом, исправно выполняющим свою работу, но превращается в пижона, делающего свое дело с лихим вывертом, куражом, блеском, или, как говаривал один известный тверской археолог, «с бантиками».
Для демонстрации куража и бантиков перед коллегами, ценителями и просто заинтересованными зрителями существуют фестивали, слеты и турниры – где еще можно всласть и с пользой покрасоваться? На днях мастера, объединившиеся в некоммерческое партнерство «Торжокский ремесленный двор», вернулись из Ульяновска с международного фестиваля кузнечного искусства «Поющий металл».
Эту своего рода ремесленную биеннале, официальным учредителем которой стала администрация Ульяновской области, придумал и организовал Симбирский кузнечный двор. Начинался он в 1986 году, когда несколько энтузиастов по части художественной обработки металла, объединившись под предводительством Александра Романова и Ивана Монастырского,  обосновались на территории одного из ульяновских заводов. В скором будущем завод разорился и закрылся, а кузница осталась. Мастера переключились с выполнения утилитарных производственных заказов на художественное творчество, регулярно участвовали во всех соответствующих акциях, и вскоре Симбирский кузнечный двор приобрел репутацию одной из самых серьезных кузнечных школ России и был внесен в реестр туристических объектов.
Фестиваль проводится во второй раз. Пока, может быть, и рано говорить о создании и сохранении каких-то специфических традиций, но девиз организаторы реализуют, что называется, «в полный рост». На такого рода акциях традиционно практикуется опыт совместного творчества, когда коллеги по ремеслу, иногда вообще не знакомые между собой, «всем колхозом» трудятся над созданием некоего цельного художественного объекта. В соответствии с девизом фестиваля в Ульяновске этот общий объект представляет собой импровизацию на музыкальную тему. В позапрошлом году мастера из двадцати пяти регионов совместными усилиями соорудили восьмиметровую воздушную арфу – сооружение из металлических струн, звучащее по-разному в зависимости от силы и направления ветра. В этот раз Ульяновск получил в подарок композицию, посвященную 360-летию Симбирска, – большое металлическое кольцо с гербом города в центре и авторскими импровизациями на заданную тему по окружности.
В импровизациях мастера изощрялись как могли. Можайские кузнецы декорировали традиционную гитару двумя кривыми саблями; и то правда, в исторической перспективе какой казак без сабли? Новоторы, учитывая завидную древность родного города, в качестве характерного образа выбрали гусли. Когда все импровизации были готовы и пришло время приваривать их к общему кольцу – оказалось, что сооружение получается не особенно устойчивым. Тут-то и пригодились массивные гусли, размещенные в основании композиции и отлично уравновесившие всю конструкцию. Кто после этого поспорит, что Торжок, согласно утверждению новоторжского археолога Петра Малыгина, – не центр и не основа средневековой Руси?
Новоторжские мастера – Андрей Морозов, Алексей Озеров, Геннадий Иванов и предводитель, заместитель председателя Московской гильдии кузнецов Вадим Карамышев – стали настоящими героями фестиваля, и это не квасной губернский патриотизм, а самая что ни на есть объективная реальность. Помимо прочего, сыграло свою роль вышеупомянутое пижонство. Работать, конечно, удобнее в обычной футболке или затрапезном камуфляже, но белая вышитая рубаха превращает мастера в аутентичный «фольклорный элемент» и сообщает происходящему историческую глубину. Если бы эта «группа товарищей» нечаянно переместилась в Торжок ХIV века – средневековые аборигены, надо полагать, ничего бы не заподозрили. Оказалось, правда, что навык считывания орнамента напрочь утрачен, и новоторов упорно принимали за хохлов.
Благодаря Торжку на фестивале образовалась еще одна традиция – мастера догадались захватить с собой флаг с гербом города, каковой вывешивали при каждом удобном случае: «Хорошо быть патриотом России, – назидательно заметил Вадим Карамышев, – но начинать все-таки нужно с города, в котором ты живешь». Правда, золотые и серебряные голуби на лазоревом поле поначалу вызывали у присутствовавших однозначные ассоциации – новоторов принимали за идейных борцов за мир. «Ну, и это тоже…» – ответствовали наши герои. Любопытно, как это раньше никто из участников кузнечного фестиваля не додумался до чего-то подобного: завсегдатаи рок-фестивалей, к примеру, первым делом упаковывают в рюкзак флаги – и эффектно, и ориентироваться на поле удобно.
Фестиваль «Поющий металл» реализовал выбранное направление не только в материальном, но и в акустическом смысле – одним из самых эффектных коллективных действий стал «кузнечный перезвон»: своего рода небольшой концерт для трех наковален, трех кузнецов и шести молотобойцев. Этот концерт был устроен не только эффекта ради, но и профессиональной практики для: как нынешние фотографы, работающие исключительно автофокусом и прочей электроникой, избаловались и разучились думать, так и многие кузнецы, использующие современное оборудование, начинают забывать навыки работы с обычным старорежимным молотом. А здесь все предельно просто и архаично: три наковальни с разным звуком, три мастера; у первого – один молотобоец, у второго – два, у третьего – соответственно три. Задается ритмическая тема – и пошел кузнечный джаз! Тут опять не обошлось без наших: подобный перезвон впервые был устроен на празднике встречи зимы в Торжке, но там было задействовано не три, а все пять «музыкальных инструментов». В итоге получается нечто среднее между концертом колокольной музыки (принцип взаимодействия инструментов тот же, да и звук чем-то похож) и джазовой импровизацией. Именно джаз, кстати, был основным музыкальным фоном фестиваля: со сцены не сходил ульяновский «Академик-бэнд». Хотя в этот контекст, наверное, на редкость органично вписалась бы группа «Металлика»: мало того, что название и стиль соответствуют, так и музыка этой теперь уже классической группы строится на точно такой же ритмической импровизации.
Сам факт существования города Торжка стал моментом истины и культурным шоком для богатыря-силача Дмитрия Халаджи из Донецка. Этот персонаж, способный запросто разорвать толстенные цепи или флегматично полежать под деревянным щитом, по которому не спеша проезжает груженая «Газель» (водитель проехал, ошалело оглянулся и спешно исчез от греха подальше), выбрал себе образцом для подражания не Илью Муромца или Василия Буслаевича, а не менее колоритного былинного героя Костю Новоторжанина. И до недавнего времени считал, что Торжок – это такой легендарный город вроде летописного Коростеня которым, кстати, часто соотносят как раз Торжок). А тут выяснилось, что город существует на самом деле, и вот настоящие живые кузнецы оттуда приехали. Дмитрий Халаджа так проникся пафосом момента, что даже покатал на себе почти всю новоторжскую делегацию зараз. Тут надо заметить, что новоторжские кузнецы – дядьки объемистые и весьма увесистые; мы подсчитали, что вместе с металлическим «коромыслом» Дмитрий Халаджа влегкую поднял и закрутил каруселью как минимум три с половиной центнера. Не перевелись еще богатыри на земле донецкой!
Знакомцы из других городов потом спрашивали наших героев: а на этом международном фестивале был кто-то кроме Торжка? Как выяснилось, один из федеральных телеканалов три четверти девятиминутного сюжета посвятил подвигам новоторов. Стало быть, они того стоили. Наверное, в этом и состоит истинное пижонство: «Делай, что должен (или что умеешь), – и будь что будет».

Наталья ЗИМИНА

11

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость