10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика24.04.2013

Ежегодный отчет Законодательному собранию

Губернатор Тверской области отчитался перед депутатами Законодательного Собрания о работе Правительства региона в 2012 году

Ежегодный отчет Законодательному собранию


В соответствии с Уставом Тверской области представляю вам отчет о результатах деятельности Правительства региона за 2012 год. Полный текст отчета передан в секретариат Законодательного собрания. Я остановлюсь на основных итогах года.
Правительством Тверской области в 2012 году в качестве ключевых направлений деятельности были определены: организация стратегического планирования и системного управления развитием региона, поддержка реального сектора экономики, обеспечение сбалансированности бюджетной системы и решение социальных задач.
Разработан ключевой документ, определяющий пути развития региона в текущем десятилетии. Это проект Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года. В числе стратегических целей определены: повышение качества жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, повышение эффективности государственного и муниципального управления. Особое внимание уделено муниципальным образованиям, определены приоритетные направления их развития и ожидаемые результаты. Программа прошла широкое обсуждение, и я рассчитываю, что в ближайшее время вы утвердите ее, приняв соответствующий областной закон.
Ведется разработка Стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года. Подготовлены концептуальные положения документа, которые будут вынесены на экспертное и общественное обсуждение.
Стратегическое планирование невозможно без уверенного развития региона. Статистика свидетельствует, что в 2012 году экономика Верхневолжья окончательно преодолела последствия мирового финансового кризиса. По большинству показателей социально-экономической активности мы сохранили и улучшили свои позиции.
Валово́й региональный продукт в 2012 году оценивается на уровне 263 миллиардов 900 миллионов рублей. За год он вырос на 3,4%, что соответствует среднероссийскому показателю (103,5 %). Рост промышленного производства составил 108%, что значительно выше, чем в среднем по России (102,6 %) и ЦФО (105,5 %). Если в 2011 году по этому показателю мы были на 26-м месте в стране, то теперь – на 17-м.
Одним из показателей развития экономики и доходов населения является оборот розничной торговли. В минувшем году он вырос на 8,5% (в России – на 5,9%). По темпам роста мы заняли 7-е место в ЦФО, а в 2011-м были 17. Объем платных услуг населению вырос на 4,8% (по России – на 3,5 %), это 9-е место в ЦФО, а было 15-е.
Рост доходов на душу населения составил 15,8%, зарплат – 11%, что значительно выше уровня инфляции (5,2%). Реальные денежные доходы населения выросли на 9,4%, это 8-е место в ЦФО, по итогам 2011-го года было 15-е. Средняя заработная плата составила 20615 рублей, это 4-е место в ЦФО (в 2011-м - 6-е).
На основе этих показателей можно констатировать: экономика региона уверенно развивается. Ее основой остается промышленность, где в 2012 году было произведено 30,3% валово́го регионального продукта. Более 90% продукции выпускают 550 крупных и средних предприятий, где работают свыше 97 тысяч человек.
Основной вклад в высокие темпы развития промышленности внесло обрабатывающее производство, в первую очередь – машиностроение. Усилилась роль энергетики в связи с пуском 4-го энергоблока Калининской АЭС. Динамичному развитию промышленного комплекса в 2012 году способствовали усилия Правительства Тверской области по стабилизации деятельности ряда ведущих предприятий региона.
Разработаны «Основные положения Концепции промышленного развития Тверской области до 2020 года». Их реализация позволит развивать субсидирование предприятий, осуществляющих модернизацию и реконструкцию производств; реализовать комплекс мер по продвижению их продукции; стимулировать реализацию инвестиционных и инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства.
Продолжена финансовая поддержка инвестиционных проектов. В 2012 году предоставлены субсидии 14 предприятиям, в числе которых Каменская картонно-бумажная фабрика, «Парето-Принт», «Тверьстеклопластик», «ДКС», ЗАО «Хлеб» и другие. Для расширения рынка сбыта промышленной продукции организовывалось участие предприятий в международных и российских выставках и ярмарках – более 30 за год.
Особое внимание уделялось подготовке кадров. С учетом потребностей предприятий образовательным учреждениям предложены направления модернизации системы подготовки кадров, разработана областная программа подготовки и переподготовки кадров для экономики, которая начала работать в текущем году.
Велась активная работа по формированию инновационной инфраструктуры региона. Состоялось 7 научно-практических региональных и межрегиональных мероприятий по вопросам инновационной деятельности. На XV Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий было получено 7 медалей и почетный кубок «За высокий уровень развития изобретательства в Тверской области».
Существенным изменением в инновационной политике 2012 года стало развитие технопарков. Правительством области заключено пять соглашений о развитии технопарковой среды с ведущими вузами и предприятиями.
18 организаций малого и среднего бизнеса, реализующих инновационные проекты, получили поддержку в размере 5 миллионов 700 тысяч рублей. В 2011 году таких проектов было всего 5, сумма поддержки составляла 1 миллион 400 тысяч рублей.
Правительством Тверской области особое внимание уделялось государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. В 2012 году доля работников таких предприятий достигла 38,5% от занятых в экономике региона. На реализацию мероприятий по их развитию было направлено 180 миллионов 550 тысяч рублей, поддержку получили 260 предприятий. Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области предоставлено 97 поручительств и выдано 116 займов – в целом более чем на 279 миллионов рублей. Молодым предпринимателям на создание собственного дела предоставлено 12 субсидий на 2 миллиона 800 тысяч рублей.
В 2012 году Тверская область присоединилась к федеральной программе «Ты – предприниматель». В результате вовлечено в предпринимательскую деятельность свыше 3 тысяч человек. Защищено 198 бизнес-проектов, которые имеют право на получение субсидий. Реализация программы продолжится в 2013 году.
Успешно реализуется инвестиционная политика. В 2012 году реализовано 12 крупных проектов с общим объемом инвестиций 14 миллиардов 600 миллионов рублей, создано около тысячи рабочих мест. Среди них: комплекс по производству смазочных материалов «Шелл» в Торжке; новое производство на «Тверском экскаваторе»; единый операционный центр Банка «УРАЛСИБ»; возрождение Тверского домостроительного комбината; свиноводческий комплекс «Ржевский бекон» и другие.
В 2012 году заключено 21 соглашение о реализации инвестиционных проектов на 33 миллиарда 800 миллионов рублей. В их числе: реконструкция производства минеральной ваты в Конаковском районе; комплекс по изготовлению сырья для биотоплива в Ржевском районе; создание Центра обработки данных в Калининском районе; заводы по изготовлению стеклопластиковых емкостей и труб, красок и защитных покрытий; проект «Тверь Бизнес Парк» и другие.
Большой акцент делался на участии муниципалитетов в привлечении инвесторов, создании инвестиционных площадок и индустриальных парков. В настоящее время на территории области действуют 4 индустриальных парка и 15 инвестиционных площадок. Готовится создание индустриального парка на базе ОАО «Тверьстеклопластик».
В 2013 году ожидается ввод в эксплуатацию объектов по 13 проектам, это 2,5 тысячи рабочих мест. В их числе запуск завода «Хитачи»; строительство 1-й очереди крупнейшего свиноводческого комплекса в Бежецком районе; завершение строительства на Октябрьском проспекте в Твери ритейл-парка; реализация 1-го этапа производства изоляционных материалов в поселке Изоплит Конаковского района и другие.
В регионе развиваются механизмы частно-государственного партнерства, в первую очередь – в социальной сфере. В 2012 году приняты постановления Правительства области о заключении концессионных соглашений по строительству нового здания детской поликлиники и спортивных объектов в Твери и Лесном. Готовятся проекты по строительству объектов здравоохранения, спорта, ЖКХ.
В сфере туризма Тверская область сохранила положительную динамику. В 2012 году количество туристов, посетивших Верхневолжье, составило 1 миллион 390 тысяч человек, на уровне 2011 года. Иностранный туристский поток вырос и составил около 46 тысяч человек. Объем туристических услуг оценивается в 4 миллиарда 500 миллионов рублей.
Разработана Стратегия развития туризма до 2020 года. Приоритетными направлениями определены формирование туристических инвестиционных парков и площадок, продвижение рекреационных ресурсов на международном и российском уровнях, подготовка кадров. В 2012 году регион принял участие в пяти международных туристических мероприятиях, вошел в проект «Великая Волга», заключено соглашение о взаимодействии в сфере туризма с Новгородской областью. Разработан туристический информационный портал региона, который начал работу в марте нынешнего года.
Результаты деятельности агропромышленного комплекса региона в 2012 году неоднозначны. На его поддержку было направлено 1 миллиард 700 миллионов рублей, на уровне 2011 года. Привлечено 336 кредитов на 5 миллиардов 200 миллионов рублей.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 91,7% к уровню 2011 года. При этом объем производства мяса за счет птицеводства и свиноводства вырос на 6,4%. Как видите, африканская чума свиней не помешала развитию отрасли.
Количество хозяйств, занимающихся мясным скотоводством, за 2012 год увеличилось до 70 (в 2011-м – 65). Поголовье крупного рогатого скота снижается, но одновременно развиваются скороспелые отрасли животноводства. Производство молока сократились на 6,7%, но темпы падения снизились по сравнению с прошлыми годами, в том числе благодаря введению субсидий за произведенное и реализованное молоко и росту надоев почти на 12% (11,8%).
Началась реализация программ поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. Поддержку получило 21 хозяйство.
В 2012 году отмечался значительный рост инвестиций в сельском хозяйстве – почти в 3 (2,8) раза. Реализованы крупные проекты: комплекс по производству, хранению и реализации картофеля в Лихославльском районе; свинокомплекс в Ржевском районе; хладобойня в Конаковском районе и ряд других. Сейчас реализуется еще ряд зна́чимых проектов с объемом инвестиций около 12 миллиардов рублей. Это крупная ферма и предприятие по производству мясной и молочной продукции в Калининском районе; свиноводческий комплекс в Бежецком районе; производство сырья для биотоплива в Ржевском районе и другие.
Продолжается реализация социальных программ на селе. Участниками программы по предоставлению жилья стали 208 семей, введено и приобретено более 14 тысяч квадратных метров помещений. Построено более 7 км газовых и 9 км водопроводных сетей. Начато строительство спортивного комплекса в селе Дмитрова Гора при поддержке областного и федерального бюджетов. В 2012 году финансовую поддержку из областного бюджета получили 342 молодых специалиста, работающих на селе.
Решать проблемы агропромышленного комплекса Правительство области намерено за счет создания в регионе замкнутого цикла производства, переработки и реализации сельхозпродукции. Это даст возможность увеличить объемы производства, снизить логистические издержки и устранить посредников, что позволит обеспечить выход продукции на более широкие рынки и решить вопрос ценовой политики. Создана Корпорация развития сельского хозяйства Тверской области, и комплексная работа уже началась.
Особое значение в прошлом году имел вопрос ветеринарного благополучия, главным образом предупреждения, профилактики и ликвидации африканской чумы свиней. Зарегистрировано 56 случаев заболевания среди диких животных, 22 очага среди сельскохозяйственных животных. Было организовано порядка 56 охранно-карантинных постов, проведено более 85,5тысячи проверок автотранспорта. На реализацию целевой программы по предотвращению заноса и распространения африканской чумы свиней направлено более 12 миллионов рублей, на развитие альтернативных видов животноводства выделено 5 миллионов 700 тысяч. Объем штрафов за нарушение ветеринарного законодательства вырос с 500 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч рублей.
Уважаемые коллеги! Одной из важнейших сфер экономики региона стал потребительский рынок. Торговую деятельность в 2012 году осуществляли 15246 предприятий, что на 4,6% выше уровня 2011 года. За 2012 год на территории города Твери начали работу шесть новых крупных торговых и торгово-офисных центров. Обеспеченность торговыми площадями в области почти на 21% выше минимального норматива. Но в 10 муниципалитетах он не достигнут. Из крупных городов вопрос не решен в Торжке.
Услуг бытового характера в сопоставимых ценах населению оказано на 7 % больше, чем в предыдущем году. На территории области действовало 2 742 предприятия и организации бытового обслуживания. Но над ассортиментом услуг нам предстоит работать.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства Правительством области решались вопросы сокращения аварийного жилищного фонда, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения энергоэффективности, стабильного прохождения отопительного сезона.
Были реализованы 3 региональные адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов. Их участниками стали 14 муниципальных образований. Планировалось отремонтировать 192 многоквартирных дома. Отремонтировано 87. Причина – срыв сроков выбора подрядчиков в Твери, Кимрах, Осташкове, Калининском районе, а также некачественное выполнение ремонта. Все работы планируется завершить до 1 июля 2013 года. Также капитальный ремонт шел в домах, управляемых товариществами собственников жилья, которые получили из бюджета до 90% средств. В девяти муниципалитетах отремонтировано 19 домов.
Также реализовывалось пять региональных адресных программ по переселению из аварийного жилищного фонда. В них приняли участие 19 муниципальных образований, предусматривалось переселить 1 429 человек, снести 123 аварийных дома. Завершили программы только Андреаполь, Торопец, Рамешки и Васильевский Мох. Всего введено в эксплуатацию 12 домов в 11 муниципалитетах. Полностью переселение планируется завершить в первой половине 2013 года.
Важнейшей задачей 2012 года было обеспечение стабильной работы ЖКХ в отопительный период. Были обеспечены строительство и реконструкция 80 котельных, модернизация и капитальный ремонт более 165 километров тепловых сетей.
Готовность основных объектов к отопительному сезону в 2012 году составляла от 99 до 100%, что значительно выше, чем в 2011-м. Благодаря этому подключение жилых домов к теплоснабжению, например, в Твери в основном завершили 8 октября, в то время как в 2011-м году – 3 ноября. Но в Калининском, Конаковском, Осташковском районах были случаи несвоевременного подключения. На коммунальных сетях за год произошло 266 технологических нарушений и 73 аварийные ситуации. Среднее время ликвидации составило менее 24 часов.
Продолжались строительство и модернизация систем водоснабжения и водоотведения. По итогам 2012 года введено в эксплуатацию четыре объекта, еще два планируется ввести в 2013 году, по двум выполнены проектные работы.
Субсидии на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов, более 58 миллионов рублей, перечислены 11 муниципалитетам. В текущем году это позволит оборудовать приборами учета тепловой энергии 326 домов, электроэнергии – 42 дома.
За 2012 год обследовано 6647 домов во всех муниципалитетах, что на 30% больше, чем в 2011 году. Выявлено почти 6700 нарушений правил и норм эксплуатации жилищного фонда, что на 27% больше уровня 2011 года. Устранен 81% нарушений.
Существенное внимание Правительством региона уделялось тарифному регулированию. Перенос индексации регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги и в электроэнергетике на июль позволил избежать скачка инфляции в начале года. Было установлено 1060 тарифных ставок в различных регулируемых отраслях. Среднегодовой рост тарифов для населения в среднем по области составил 6%.
В 2012 году произошли значительные изменения в оплате коммунальных услуг. С 1 сентября действуют единые нормативы потребления ресурсов, применяемые в отсутствие приборов учета. Было решено при расчете размера платы за отопление использовать нормативы, действовавшие в 1-й половине 2012 года.
Значительной проблемой стало определение объемов коммунальных услуг. К введению оплаты на общедомовые нужды оказались не готовы как население, так и исполнители услуг. Выявлены множественные факты ошибок при расчете начислений.
Для обеспечения контроля, выработки единых стандартов и правил деятельности управляющих организаций, повышения качества управления жилым фондом создано некоммерческое партнерство «Тверской управдом».
В 2012 году продолжалась реализация программы газификации. Благодаря совместной работе и взвешенной позиции Газпрома, Тверской области в рамках Программы газификации регионов Российской Федерации дополнительно было выделено 100 миллионов рублей на строительство четырех межпоселковых газопроводов в Старицком и Осташковском районах.
За счет областного и местных бюджетов осуществлено проектирование девяти и строительство девяти объектов газификации, построено более 50и километров внутрипоселковых сетей. Подготовлены к приему природного газа более 5700 домов и квартир. Адресной социальной помощью воспользовались 545 человек. Основной проблемой остается недостаточное исполнение графика синхронизации.
Завершено строительство газопровода-отвода и АГРС «Калинин-3». Подготовлен к передаче на государственную экспертизу проект «Строительство газопровода «Ржев – Оленино – Нелидово». Подготовлены проекты строительства внутрипоселковых сетей в Оленине и Нелидове.
В дорожном хозяйстве в 2012 году произошли важные изменения. Финансирование отрасли осуществлялось в рамках Дорожного фонда Тверской области. Общий объем фонда составил 4 миллиарда 100 миллионов рублей, или 10,2% от расходной части областного бюджета (в 2011 году – 5,9 %).
Выполнен ремонт 253 км региональных дорог, что в 7 раз больше, чем в 2011 году. Проделан значительный объем работ по восстановлению дорог 2-го и 3-го классов со школьными маршрутами – более 200 км в 36 районах. Более 17% средств, а это 706 миллионов рублей, направлено на развитие дорог местного значения и дворовых территорий, что в 3 раза больше, чем в 2011 году. В шести районах, пяти городах, 28 городских и 10 сельских поселениях отремонтировано 70 км дорог местного значения, более 300 тысяч квадратных метров дворовы́х территорий.
Среднее освоение средств составило 89%, что связано с неисполнением подрядчиками условий 26 контрактов. По таким фактам расторгались контракты, работы не принимались к оплате, устранялись выявленные замечания. Так же был выявлен слабый контроль качества работ со стороны муниципалитетов.
По программе «Доступная среда» были приобретены автобусы и троллейбусы со специальными приспособлениями для инвалидов, устанавливались информаторы в общественном транспорте, оборудовались места для парковки автомобилей инвалидов, пешеходные переходы, остановки общественного транспорта.
В сфере транспорта сохранена доступность железнодорожного пригородного сообщения, перевозка пассажиров осуществлялась по 34 маршрутам. Субсидии организациям железнодорожного транспорта выделены в запланированном объеме. На текущий год договоры заключены с Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией и Центральной пригородной пассажирской компанией.
Сформированы реестры межмуниципальных маршрутов автотранспорта и перевозчиков по этим маршрутам. Субсидии для внутримуниципальных и межмуниципальных маршрутов составили 97 миллионов рублей.
Проводилась работа по созданию автоматизированной системы контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Разработана нормативная документация. В первую очередь система будет внедрена в Твери и Калининском районе.
Проблемной отраслью экономики региона остается строительство. Объем работ, выполненных в 2012 году, составил 57% к уровню 2011ода. Во многом это вызвано завершением строительства 4-го энергоблока Калининской АЭС.
Введено в эксплуатацию 1693 здания, из них 1438 жилых. Из значимых социальных объектов можно отметить спортивный комплекс с бассейном в Нелидове, школу в д. Святое Осташковского района, детский сад в д. Мо́кшино Конаковского района, водозаборный узел в Лихославле, лечебно-производственные мастерские в Твери.
Введено в эксплуатацию более 410 тыс. кв. м общей площади жилья, это 97 % к уровню 2011 года. Решена проблема 542 граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Сдерживают ввод жилья высокий износ инженерных сетей, отсутствие свободных территорий для застройки, слабое градостроительное планирование, проблемы в работе с подрядчиками.
В регионе принимаются меры по развитию строительного потенциала. Заработал Тверской домостроительный комбинат, предприятие начинает производство панельных домов эконом-класса. Также по итогам торгов, прошедших в конце прошлого года, ДСК будет застраивать два участка в областном центре – на ул. Орджоникидзе и ул. Фрунзе. Производство строительных материалов составило 119 % к уровню 2011 года. Это серьезный потенциал для развития строительства в регионе. Тем более что рынок ипотечного кредитования развивается. В 2012 году количество выданных ипотечных кредитов увеличилось на 22% и составило 6552. По этому показателю Тверская область занимает 5-е место в ЦФО. За счет областного бюджета предоставлялась безвозмездная социальная выплата молодым и многодетным семьям, работникам бюджетных организаций, сельским врачам, приобретающим или строящим жилье с помощью ипотеки. Заключено 1 809 договоров на предоставление таких выплат.
Серьезные результаты достигнуты в градостроительном планировании. Утверждена Схема территориального планирования региона, принят закон «О градостроительной деятельности на территории Тверской области». Для сохранности особо охраняемой природной территории курорта «Селигер» проведено описание границ его населенных пунктов, принято постановление Правительства области об изменении территории курорта.
Основной проблемой при разработке документов территориального планирования муниципалитетов является недостаток средств даже при софинансировании из областного бюджета в размере 90 %. На сегодня утверждены 32 схемы территориального планирования районов. Осташковский, Селижаровский, Конаковский районы все еще разрабатывают их, схема Калининского района отправлена на доработку.
Из пяти городских округов только в Твери и Торжке утверждены проекты генеральных планов. Генпланы Кимр и Ржева готовятся к утверждению, в Вышнем Волочке планируется разработать его в 2013 году.
На 44 городских поселения – всего 4 генеральных плана. На различных стадиях подготовки еще 18. До конца года они должны быть приняты повсеместно, иначе о развитии территорий говорить будет нельзя. Из 312 сельских поселений утверждены генеральные планы в 61, 27 находятся в разработке и на согласовании; 130 приняли решение об отсутствии необходимости разработки генерального плана. До конца 2014 года предстоит принять еще 94 генеральных плана.
Для благополучия человека ключевое значение имеет достойная работа. В 2012 году службой занятости трудоустроено 50 тысяч человек. 660 бывших безработных зарегистрировали собственное дело, ими создано 315 новых рабочих мест. 30 500 человек получили государственную услугу по профессиональной ориентации, их них более 10 тысяч – учащиеся.
В результате реализации Программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2012 году в Тверскую область прибыли 2900 человек. Всем им оказывается содействие в подборе работы согласно квалификации. Всего за период реализации программы к нам прибыли 5100 человек. Как видите, работа в прошлом году была особенно активной, но компенсировать за счет миграции потерю кадров, уезжающих в столицу, невозможно.
В целом же принятые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных снизилась на 15,6% и составила на 1 января 2013 года 7 200 человек, 1% экономически активного населения региона.
Уважаемые депутаты! Думаю, вы согласитесь, что развитие региона в первую очередь определяется возможностями его бюджета. Доходы областного бюджета за 2012 год составили 40 миллиардов 670 миллионов 100 тысяч рублей, или 102,7% к 2011 году. Исполнение к уточненным бюджетным назначениям 2012 года составило 98,5%.
В областной бюджет поступило 29 миллиардов 161 миллион 900 тысяч рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 8,6% больше, чем за 2011 год. Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам исполнены на 97,9%, недопоступило 628 миллионов 900 тысяч рублей. Основной причиной недовыполнения является низкое исполнение по налогу на имущество организаций – 65,4%, равно как и использование «серых» зарплатных схем.
В качестве безвозмездных перечислений в областной бюджет поступило 11 миллиардов 508 миллионов 300 тысяч рублей. Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов сократилась на 3,9% и составила 28,3%.
Расходная часть областного бюджета сложилась в сумме 46 миллиардов 472 миллиона 600 тысяч рублей, что на 4,3% больше, чем за прошлый год. Областной бюджет исполнен на 93,4%. Дефицит составил 5 миллиардов 802 миллиона 500 тысяч рублей (в 2011 году - 4944,3 млн. рублей). Основная причина дефицита – социальные обязательства по повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы.
Государственный долг Тверской области по состоянию на 1 января 2013 года составил 21 миллиард 598 миллионов 800 тысяч рублей, или 74 % от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. В 2012 году объем полученных кредитов составил 12 миллиардов 300 миллионов рублей. Правительством области принимаются меры по сокращению расходов по обслуживанию госдолга и его основной части.
Приоритетом в расходовании средств областного бюджета было выполнение региональных программ и обязательств в социальной сфере. Все обязательства, финансируемые из областного бюджета, полностью выполнены.
На поддержку муниципалитетов в 2012 году было направлено в виде дотаций и субсидий более 4 миллиардов 225 миллионов рублей. В 2012 году кардинальным образом изменилась архитектура межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. Сформированная система включает следующие основные уровни: базовый – дотации на выравнивание и сбалансированность бюджетов; стандартный – предоставление инвестиционных субсидий и стимулирование развития экономики; продвинутый – содействие локальным инициативам, стимулирование самообложения граждан, поощрение лучших муниципалитетов.
Впервые в 2012 году принято решение о сокращении межбюджетных трансфертов муниципалитетам, не выполнившим основное условие их предоставления – соблюдение нормативов расходов на оплату труда муниципальных служащих и лиц, приравненных к ним. Трансферты были сокращены шести муниципалитетам. Установлены нормативы этих расходов, соблюдение которых будет контролироваться.
Муниципальным образованиям из областного бюджета было предоставлено бюджетных кредитов на 308 миллионов 500 тысяч рублей. По состоянию на 1 января 2013 года задолженность 38 муниципалитетов по бюджетным кредитам составила 510 миллионов 200 тысяч рублей. Решение вопросов по их возврату и обслуживанию должно быть в числе приоритетных направлений работы глав.
Заключено соглашение между Правительством Тверской области и Всемирным банком о реализации проекта по поддержке местных инициатив, для активизации участия населения в решении местных проблем и повышения эффективности использования бюджетных средств. В нынешнем году на реализацию проекта предусмотрено 30 миллионов рублей. Субсидии получат не менее 50 поселений.
Тверская область стала одним из первых регионов России, которые в 2013 году перешли на формирование и исполнение областного бюджета по государственным программам, что предполагает достижение конкретного, заранее определенного результата, по которому делаются выводы об эффективности работы. Принято 26 государственных программ, на их основе сформирован областной бюджет.
Общий объем доходов областного бюджета на текущий год утвержден в сумме 40 миллиардов 79 миллионов 200 тысяч рублей, расходов – 43 миллиарда 268 миллионов 500 тысяч рублей. Дефицит составляет 3 миллиарда 189 миллионов 300 тысяч рублей, что не превышает установленные Бюджетным кодексом ограничения.
За 2012 год в консолидированный бюджет Тверской области от использования областной собственности поступило неналоговых доходов 1 миллиард 357 миллионов 186 тысяч рублей. План перечисления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в акционерных обществах, значительно перевыполнен. Прибыль государственных унитарных предприятий Тверской области составила 95,8% от планового значения.
В 2012 году в областную собственность приняты 78 учреждений здравоохранения, 21 учреждение образования и культуры. Созданы три государственных учреждения и три открытых акционерных общества с различными долями собственности Тверской области.
Усилена работа по распоряжению земельной собственностью региона. Площадь земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области в счет невостребованных земельных долей, составляет 20 657 га, из нее более половины зарегистрировано в 2012 году. В порядке разграничения государственной собственности на землю зарегистрировано в собственность Тверской области 1123 земельных участка общей площадью 30 192 га, которые планируется использовать для нужд сельского хозяйства, промышленности, жилищного строительства.
Сейчас на учете для бесплатного получения земельных участков состоят 2804 семьи, имеющие трех и более детей. По состоянию на 1 января 2013 года было предоставлено 155 участков. Сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки общей площадью более 636 га, что позволит обеспечить всех вставших на учет.
Особое внимание Правительством области уделялось вопросам экологии и природных ресурсов. В 2012 году на природоохранных мероприятиях освоено 52 миллиона 700 тысяч рублей из федерального бюджета и 22 миллиона 500 тысяч рублей из областного бюджета, что на 62% больше, чем в 2011 году.
Проведена расчистка русла реки Тьмаки. Завершен капитальный ремонт гидротехнического сооружения в Старицком районе, начаты ремонтные работы на гидротехнических сооружениях в Московском районе Твери и в Сандовском районе, разработана проектная документация на капремонт ещё четырех. Численность незаконных водопользователей по сравнению с 2011 годом сократилась на 13,5%, а количество бесхозяйных гидротехнических сооружений сократилось вдвое, их осталось 8.
Утвержден Перечень участков недр местного значения, в который вошло 69 месторождений. Принят ряд нормативных актов, регулирующих функционирование особо охраняемых природных территорий.
Актуальной проблемой остается ситуация в области обращения с отходами. В 2012 году началась разработка основ политики в этой сфере.
Одним из важнейших направлений развития экономики региона является модернизация лесной отрасли. При ежегодно допустимом объеме изъятия древесины 8 452 куб. м передано в аренду в целях заготовки древесины 4 244 куб.м. В 2012 году объем фактической рубки составил 3 262 куб. м. Но пока сохраняется проблема низкого уровня развития деревообработки в регионе. В то же время на новый уровень вышла реализация крупнейшего инвестиционного проекта в лесном хозяйстве – создание производства ориентировано-стружечных плит и строительство деревообрабатывающего комбината в Торжке. Реализуются и другие инвестиционные проекты, но в целом лесная промышленность только начинает путь к современному производству. Особое внимание уделялось вопросам противопожарных мероприятий в лесах. В результате правильно спланированных и проведенных мероприятий в 2012 году возникло и ликвидировано всего 13 лесных пожаров площадью 44,5 га (в 2011-м – 89 на 545 га).
Социальная поддержка населения остается ключевым приоритетом в деятельности региональной исполнительной власти. На социальную защиту в 2012 году было направлено 8 миллиардов 494 миллиона рублей (100,3 % к уровню 2011 года), 17% в консолидированном бюджете области. Более 530 тысяч человек получали около 50 видов выплат и мер социальной поддержки.
При непосредственном участии депутатского корпуса установлен региональный материнский капитал – 50 тысяч рублей с ежегодной индексацией. Для семей, нуждающихся в поддержке, введена ежемесячная выплата при рождении третьего и последующих детей в размере прожиточного минимума.
В 2012 году реализован пилотный проект по внедрению системы социального контракта, финансирование составило 1 миллион 400 тысяч рублей. Заключено 16 контрактов с многодетными семьями, приобретены малая производственная техника и оборудование, сельскохозяйственные животные.
В Тверской области численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января этого года составляла 5491 человек. Из них 3979 воспитываются в замещающих семьях. В 2012 году выявлено 805 таких детей, это заметно ниже, чем в 2011-м (990). Для детей-сирот приобретено 205 жилых помещений (в 2011-м – 179), задача – в короткий период ликвидировать эту очередь.
Малообеспеченным гражданам предоставлялись субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Количество получателей субсидии увеличилось более чем на 2% и составило 11,5 % от всех семей, проживающих на территории области. Для этой категории граждан, проживающих в многоквартирных домах, введена компенсация затрат на установку приборов учета воды в размере 50% от стоимости работ.
Продолжилось совершенствование системы социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов. 917 ветеранов Великой Отечественной войны улучшили свои жилищные условия.
Был значительно расширен перечень лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также перечень случаев ее оказания.
В 2012-м году проведена оптимизация штатных расписаний домов-интернатов для престарелых и инвалидов, что позволило усилить медицинское обслуживание. Зарплата работников, обслуживающих лежачих больных, увеличена на 20%.
Завершился пилотный проект государственной программы «Доступная среда». В нем приняли участие 12 муниципалитетов. Приобретено 57 единиц специализированного автотранспорта, установлено 36 подъемных устройств, оборудовано 147 санитарно-гигиенических комнат, закуплено медицинское оборудование, обеспечена доступность 118 социально значимых объектов. Проверку эффективности реализации проекта проводила Счетная палата Российской Федерации, получена положительная оценка.
Демографическая ситуация в Тверской области характеризуется устойчивой тенденцией роста рождаемости и снижения смертности. По итогам 2012 года показатель рождаемости составляет 11,6 на 1000 человек населения. Показатель смертности хотя и остается высоким, но имеет тенденцию к снижению: 18,2 на 1000 человек, что более чем на 3% ниже, чем в 2011 году. По итогам года показатель естественной убыли населения снизился на 1,2%.
Во многом эта ситуация связана с улучшением работы здравоохранения. На содержание отрасли было направлено 11 миллиардов 833 миллиона рублей. В 2012 году муниципальные медицинские учреждения стали государственными. Завершилось укрупнение медицинских организаций в пределах муниципальных образований, реорганизована противотуберкулезная служба, завершается формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
Во все районы Тверской области приобретены реанимобили, осуществляет вылеты вертолет санитарной авиации, оснащенный медицинским модулем. Закуплено 40 комплектов оборудования для офисов врачей общей практики, что позволило завершить создание этой сети. Также приобретены два передвижных мобильных комплекса, на базе которых осуществляется специализированный прием граждан в сельской местности.
В 2012 году продолжилась реализация программы «Модернизация здравоохранения Тверской области». Завершен капитальный ремонт на 150 объектах, поставлено 5 438 единиц оборудования, в том числе в 2012 году – 4 596. В 2013 году планируется закупить 1 086 единиц оборудования. Проводится работа по организации электронной записи к врачам, благодаря которой пациенты могут записаться самостоятельно. Внедрено 30 стандартов оказания медицинской помощи, достигнут 30-процентный рост средней заработной платы врачей и среднего медицинского персонала к уровню 2010 года. Остаются вопросы справедливого распределения стимулирующей части зарплаты, над их решением Правительство области работает вместе с руководителями медицинских учреждений.
В рамках совершенствования медицинской помощи матерям и детям открыто отделение экстракорпорального оплодотворения в областном перинатальном центре. Развернуто 21 реанимационное место для новорожденных, достигнут норматив в 60 коек. Уровень материнской смертности в 2012 году снижен в 5 раз. Открыто 4 кризисных центра помощи беременным женщинам, детское онкологическое отделение, а также отделение нейрохирургии в детской областной клинической больнице. Высокотехнологичную помощь в федеральных медицинских учреждениях получили 693 ребенка (на 180 больше, чем в 2011 году). Разработана проектно-сметная документация на строительство детской поликлиники в микрорайоне «Южный» города Твери. Строительство должно начаться в этом году. Продолжаются работы по строительству детской поликлиники в Ржеве.
Продолжилась работа по совершенствованию медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. За 2012 год показатель смертности населения от них снизился на 2,8%. Активно работает сеть сосудистых отделений. В 2013 году будут открыты сосудистые центры в Нелидове, Бежецке и Твери.
Завершено строительство лабораторного корпуса областного онкологического диспансера, завершается строительство блока лучевой терапии и установка оборудования. Смертность от онкологических заболеваний снизилась на 2,5%.
Особое внимание уделяется вопросам кадровой политики. Среди врачей специалисты старше 60 лет составляют более 20%, у средних медицинских работников – около 13%. Остро ощущается дефицит узких врачей-специалистов. В 2012 году приступили к работе 110 молодых врачей. Ежегодный выпуск специалистов в медицинской академии по целевому направлению составляет 60 - 70 человек. Молодым врачам, работающим в сельской местности, выплачивается единовременная помощь в размере миллиона рублей. Выплатой в 2012 году воспользовались 19 человек. Разработана областная программа кадрового обеспечения здравоохранения, в текущем году целевые программы социальной поддержки медиков должны быть приняты во всех муниципалитетах.
В сфере образования первоочередной задачей является обеспечение доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 января текущего года дошкольное образование получали 56 700 детей (в 2011-м – 53,8 тыс.). Очередь в дошкольные учреждения снизилась с 4 тысяч до 2 700 человек. В 2012 году было завершено строительство детского сада в поселке Мо́кшино Конаковского района. Введено более 2 000 дополнительных мест за счет резервов образовательных учреждений. Открыты семейные группы для многодетных семей в Твери и Калининском районе.
По состоянию на 1 января 2013 года дошкольным образованием охвачен 91% детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 36 районах очередь в детские сады отсутствует. В текущем году планируется завершить строительство детского сада в Торжке и ввести в образовательных учреждениях области более 1,5 тысячи дополнительных мест за счет использования имеющихся площадей.
В среднем образовании завершен переход учащихся 1-х и 2-х классов на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Для создания необходимых условий в школы приобретены интерактивное оборудование, цифровые и нано-лаборатории, учебно-производственное и компьютерное, спортивное и медицинское оборудование. Дополнительно создано 20 информационных центров в небазовых школах.
Приобретено оборудование для 25 школьных столовых. Горячее питание получают 82% школьников. 97% учащихся сельской местности обеспечены ежедневным подвозом в базовые школы. Парк школьного транспорта составляет более 300 единиц, в 2012 году приобретено 53 машины.
Завершено строительство школы в деревне Святое Осташковского района, отремонтировано 25 школ.
Оплата труда учителей выросла в 2,8 раза по сравнению с 1-м кварталом 2011 года и достигла уровня средней зарплаты по региону.
В 2012 году в школы пришел на работу 141 молодой учитель (в 2011 году – 102). Во всех муниципалитетах для них введена надбавка в размере до 50% оклада, в 7 предусмотрено предоставление жилья, а в 4 – возмещение затрат на его аренду.
В 2012 году организованными формами летнего отдыха и оздоровления было охвачено более 95 тысяч детей. Работали 23 летних загородных оздоровительных лагеря, в которых отдохнули более 14,5 тысячи детей. Была организована работа 31 лагеря труда и отдыха для старшеклассников и 49 палаточных лагерей. 10 муниципальных лагерей получили региональные средства на проведение ремонтных работ и развитие материально-технической базы.
В 2012 году была продолжена работа по обеспечению соответствия профессионального образования потребностям региональной экономики. Пройден первый этап оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования: она сократилась на 30%, без уменьшения охвата учащихся. В прошлом году введено преподавание по 21-й новой специальности, востребованной региональным рынком труда.
На отрасль «Культура» из областного бюджета в 2012 году было выделено 716 миллионов рублей. В 7 государственных учреждениях проведен капитальный ремонт, ремонтные работы и противопожарные мероприятия проведены в 152 муниципальных учреждениях. Ремонтно-реставрационные и проектные работы велись на 16 объектах культурного наследия, ключевой из них – Императорский дворец в Твери. Этот крупнейший проект успешно реализуется совместно с Международным банком реконструкции и развития.
Государственными учреждениями культуры проведено более 800 массовых мероприятий, из них около 40 международного, всероссийского и областного уровней.
Охват детей дополнительным образованием в сфере культуры и искусства составил 16%, что выше среднего показателя по ЦФО. Стипендии губернатора получили 57 молодых дарований, 10 студентов удостоены губернаторских премий.
В молодежной политике акцент был сделан на создании условий для успешной социализации и самореализации юного поколения. С целью привлечения детей и подростков к активному участию в изучении истории России и тверского края, воспитания любви к Отечеству проведен целый ряд форумов, фестивалей, лагерей, слетов, игр и конкурсов. Работают 43 объединения военно-патриотической направленности, в которых проходят подготовку к службе в Вооруженных силах 2 200 юношей. В мероприятиях гражданско-патриотической направленности приняли участие более 80 тысяч человек.
Продолжило активную работу поисковое движение. В 2012 году в работах участвовало 60 отрядов, проведено 14 перезахоронений погибших защитников Отечества, поднято 2 469 останков воинов, установлено 67 имен погибших. На благоустройство 59 воинских захоронений выделено 3 миллиона 790 тысяч рублей.
Большое внимание уделялось профилактике асоциальных явлений и популяризации здорового образа жизни через организацию марафонов, выставок, акций, фестивалей. В них приняли участие более 68 тысяч человек.
Продолжалась работа, направленная на развитие творческой активности. В фестивале «Студенческая весна» приняли участие более 3000 студентов и свыше 20 тысяч зрителей. Успешно прошел турнир команд КВН лиги «Верхневолжье», в котором участвовало 16 команд.
Важным направлением является выявление перспективных молодых специалистов и управленцев. В области действуют консультативно-совещательные органы, молодежное правительство.
В 2012 году заметно выросла активность работающей молодежи. На многих предприятиях созданы молодежные советы, проводятся спартакиады работающей молодежи, творческие и профессиональные конкурсы. Впервые был организован конкурс социальной рекламы рабочих профессий «Мастера Верхневолжья».
Продолжалась работа по поддержке волонтерского движения. Тверская область в 2012 году была в тройке лучших регионов ЦФО по числу добровольцев. Была оказана государственная поддержка 62 проектам общественных организаций.
Особое внимание уделялось вопросам обеспечения жильем молодых семей. Были выделены субсидии более чем на 84 миллиона 600 тысяч рублей. Это позволило улучшить жилищные условия 232 молодым семьям, что на 15% больше, чем в 2011 году.
В области физической культуры и спорта в 2012 году совершен серьезный прорыв. Объем финансирования отрасли составил 1 миллиард 16 миллионов рублей (106% к уровню 2011 года). По итогам года почти каждый 4 житель области занимался в системе спортивных школ, спортивных и фитнесс-клубов. В системе детско-юношеского спорта занималось почти 34 тысячи детей и подростков.
На соревнованиях международного и всероссийского уровня завоевано более 650 медалей, что на 250 больше по сравнению с 2011 годом. Впервые кандидатами в олимпийскую сборную команду России стали 17 спортсменов Верхневолжья, 5 из них участвовали в Олимпиаде и завоевали 3 медали. В составы сборных России по итогам года включено 120 наших спортсменов.
Введены в эксплуатацию спортивный комплекс в Сандове, бассейн в Нелидове, 4 спортивные площадки, реконструированы беговые дорожки стадиона «Спартак» в Вышнем Волочке, модернизированы здания 9 учреждений физкультуры и спорта.
Важнейшим вопросом деятельности Правительства области является обеспечение безопасности граждан. Реализация областных программ и эффективное взаимодействие с правоохранительными органами позволили по итогам 2012 года снизить число зарегистрированных преступлений почти на 12%. Число погибших в результате ДТП снизилось на 3,8%. Уровень первичной заболеваемости наркоманией уменьшился на 37,5%.
В 2012 году начались работы по строительству и реконструкции зданий под пожарные депо в Оленине, Лесном, Сонкове и Редкине. Реализация профильной областной программы способствовала снижению числа пожаров на 4,1%, число раненых на пожарах сокращено на 3%.
Серьезное внимание Правительство области уделяет взаимодействию с органами законодательной власти, местного самоуправления и общественностью. В 2012 году из 136 принятых областных законов 83% было внесено губернатором и Правительством области. Среди наиболее значимых законов Тверской области, принятых в прошлом году благодаря вашей помощи и поддержке, хочу отметить следующие: «О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов», «Об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченном по правам ребенка», «О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья граждан», «О бесплатной юридической помощи», «О градостроительной деятельности», «О патентной системе налогообложения».
Формирование устойчивой системы взаимодействия региональной власти с органами местного самоуправления позволяет выстроить крепкие профессиональные связи на доверительной основе с главами муниципалитетов, создать благоприятное пространство для развития муниципальных образований.
Укрепление руководства муниципалитетов – одна из важных задач Правительства Тверской области. В 2012 году произошла смена глав 7 городов и районов, назначены новые главы администраций в пяти муниципалитетах. Проведена серьезная работа по оптимизации численности аппарата управления путем укрупнения муниципальных образований, передачи полномочий администраций городских поселений на уровень района, сокращения численности муниципальных служащих, что позволило существенно сократить расходы муниципалитетов.
Администрациям городов и районов оказывалась помощь в решении вопросов местного значения. Подготовлены модельные уставы, проанализированы действующие редакции уставов районов и городских округов на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, подготовлены предложения и замечания. Изучены уставы всех 400 муниципальных образований на соответствие избирательному законодательству, подготовлены предложения по их изменению и дополнению.
Взаимодействие с гражданским обществом велось через выстраивание системы прямого диалога между исполнительными органами власти и гражданами, а также инициативными группами. Вошли в практику выездные заседания Правительства Тверской области, рабочие и инспекционные поездки губернатора, выездные приемы жителей региона членами Правительства Тверской области, встречи руководителей исполнительных органов государственной власти с коллективами предприятий и организаций, деятельность общественных советов, которые созданы практически при всех исполнительных органах власти. Активизировалась работа Общественной палаты Тверской области, в том числе привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, поддержка гражданских инициатив.
Установлению обратной связи с населением, организации эффективной системы реагирования на запросы населения Правительство Тверской области уделяло самое пристальное внимание. За 2012 год на имя губернатора Тверской области и в адрес Правительства Тверской области поступило 17 279 письменных обращений (за 2011 год – 16927 обращений). В общественную приемную губернатора обратились 2399 человек, принято более 5000 телефонных обращений. Главные темы – качество и доступность социальных услуг, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, уровень жизни и занятость граждан. По всем обращениям принимались оперативные меры.
Уважаемые коллеги! Таковы основные результаты деятельности Правительства Тверской области за 2012 год.


В мой адрес поступили вопросы, утвержденные Советом Законодательного собрания. Хотел бы перейти к ответам на них. Также с готовностью отвечу и на другие вопросы, если они у вас имеются.

С вашего позволения я не буду зачитывать вопросы целиком, а только обозначу основную тему, чтобы сэкономить время.

Вопросы депутата Клиновского Александра Эдуардовича

Вопрос 1. О выстраивании инвестиционной политики и, в частности, о системе преференций инвесторам. 

Я согласен с вашим мнением о необходимости постоянного развития и изменения этой системы, с тем, чтобы она была максимально понятной и дружелюбной для инвесторов. Вместе с тем не могу согласиться с тем, что существующие сегодня меры финансовой поддержки инвесторов им непонятны. В любой момент можно получить консультации в Министерстве экономического развития и Министерстве финансов.

Сегодня существует такая мера финансовой поддержки, как предоставление субсидий на возмещение затрат в размере суммы налога на имущество, а также расходов по уплате части суммы налога на прибыль, зачисляемых в областной бюджет. Также частично субсидируются затраты по уплате процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов. В прошлом году в порядок получения субсидий были внесены изменения с целью расширения и изменения оснований для их предоставления – в первую очередь для проектов по реконструкции и возрождению предприятий. В то же время развитие системы финансовой поддержки инвесторов ограничивается возможностями областного бюджета.

Дальнейшее развитие инвестиционной активности мы видим через создание современных комплексных производственных площадок – индустриальных парков, о чем было сказано в отчете. Для их развития создано ОАО «Инженерно­инвестиционная компания», 100% акций которой принадлежат Правительству области. Это та форма, которая позволяет нам выстроить четкую, понятную систему работы с партнерами. И мы, и инвесторы уже оценили ее эффективность. Под управление компании взяты индустриальные парки «Боровлево» и «Раслово», а также инвестиционная площадка «Есинка» в Ржевском районе. 


Вопросы 2 и 3 близки по содержанию: реализация Программ капитального ремонта многоквартирных домов и перспективы их продолжения, а также создание системы кредитования капитального ремонта многоквартирных домов.

В части реализации Программ информация была представлена в отчете. Поэтому остановлюсь на перспективах. В областном бюджете на 2013 год предусмотрено 50 миллионов рублей на проведение капитального ремонта домов, управляемых товариществами собственников жилья. 

Фондом поддержки реформирования ЖКХ предусмотрена финансовая поддержка капитального ремонта многоквартирных домов для Тверской области на 2013–2015 годы в объеме 230 миллионов 400 тысяч рублей. При этом минимальная доля программ за счет средств областного и местного бюджетов в 2013 году составляет 39%, Фонда – 61%; собственников помещений – 15%. Областным бюджетом на софинансирование программ в 2013 году предусмотрено 28 миллионов 355 тысяч рублей. Имеющиеся замечания Фонда содействия реформированию ЖКХ будут устранены к июлю.

На федеральном уровне принят ряд нормативно­правовых актов, по которым регионы получили новые полномочия в организации капитального ремонта. Для их реализации необходимо разработать и принять порядка 20 региональных нормативно­правовых актов. Правительством региона ведется разработка законопроекта о системе капитального ремонта многоквартирных домов, который планируется к внесению в Законодательное собрание Тверской области в мае текущего года. Готовится создание Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – он должен начать работу до конца года.

Что касается создания отдельной региональной системы кредитования капитального ремонта многоквартирных домов, то сейчас федеральное законодательство и возможности регионального бюджета не позволяют создать ее. Вопросы выделения средств для предоставления государственных гарантий по кредитам на капитальный ремонт и на оказание государственной финансовой поддержки при проведении капитального ремонта будут рассмотрены при формировании бюджета на 2014 год.


Вопросы депутата Ларина Максима Владиславовича

Вопрос 1. О развитии добровольческого движения, в частности, добровольных народных дружин, поисковых отрядов, планах по его развитию, финансированию патриотической работы. 

Как уже отмечалось в отчете, добровольческое движение в Тверской области является одним из наиболее ра?звитых в Центральной России. И создание ДНД только подтверждает это. Сейчас на территории Тверской области работает 35 дружин, в состав которых входят 411 человек. Охвачена только четверть муниципалитетов, и нам есть куда развиваться. Я считаю, что у нас достаточно возможностей для поощрения дружинников – как материального, так и морального порядка. В конце прошлого года были установлены за счет областного бюджета Тверской области социальные гарантии народным дружинникам в случае гибели или причинения тяжкого вреда здоровью. Размер и порядок их выплаты будут установлены в текущем году. 

В рамках государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» предусмотрена поддержка молодежных общественных объединений гражданско­патриотической направленности. Ежегодно выделяются в виде субсидий на поддержку деятельности поисковых отрядов 2 миллиона рублей. Решение о внесении изменений в государственную программу будет принято на основании мониторинга ее реализации с учетом предложений молодежных общественных объединений. 


Вопрос 2. На федеральном уровне реализуется программа перехода государственных и муниципальных служащих на «эффективные контракты». С предложениями о создании рабочей группы для решения этого вопроса вы, Максим Владиславович, выступаете с 2011 года. И в своем вопросе просите рассказать, какие мероприятия планируется предпринять для улучшения работы чиновников в 2013 году.

Одним из первых вопросов, который я поднял после утверждения в должности губернатора, было повышение качества управления регионом. В этом направлении проделана серьезная работа на уровне организации управленческой структуры, повышения эффективности работы аппарата. Согласен с вами в том, что сейчас нужно решать вопрос об эффективности работы каждого государственного и муниципального служащего. И, конечно, я буду признателен, если вы направите в Правительство области свои предложения по решению этого вопроса.

Что касается непосредственно введения «эффективных контрактов». Программа совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора, ориентированная на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, принята на федеральном уровне в конце 2012 года. Но она ориентирована только на работников федеральных государственных учреждений и рекомендована для государственных и муниципальных учреждений в регионах.

А вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих регламентирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в этой части никаких изменений не претерпел. Между тем государственная служба в нашей стране – это единая система. И переход на условия «эффективного контракта» возможен на региональном уровне только при условии изменения федерального законодательства.


Вопрос 3. В настоящее время возросло количество автомобильного транспорта, при этом практически не ведется строительство новых автомобильных дорог и парковок, что приводит к несанкционированным стоянкам, социальной напряженности. Вы предлагаете расширить возможности общественного контроля, например, привлекать членов ДНД к выявлению нарушений правил парковки и спрашиваете, какие меры планирует предпринять Правительство Тверской области для решения проблем несанкционированных парковок в г. Твери.

Перечисленные вами вопросы относятся к компетенции органов местного самоуправления. Правительство области за последние два года в разы увеличило расходы на ремонт дорог и дворовых территорий, о чем было сказано в отчете. Но строительство и дорог, и парковок должны организовывать администрации городов и районов. Правительство всегда поддерживает такие проекты в рамках программ софинансирования. Для того чтобы стимулировать муниципалитеты к решению вопроса парковок, одним из условий получения субсидий из областного бюджета на ремонт дворовых территорий и проездов стало обязательное обустройство парковочных мест. Сумма этих субсидий на 2013 год составляет 167 миллионов 418 тысяч рублей.

Что касается привлечения дружинников к выявлению нарушений правил парковки, то я поддерживаю такую инициативу. Но она не принесет должного эффекта, если одновременно во дворах и на проездах не будут строиться парковки. Так что наша общая задача – стимулировать муниципалитеты усилить эту работу.


Вопрос депутата Егоровой Надежды Александровны

Федеральным законодательством предусмотрена уведомительная регистрация коллективных договоров органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Тверской области она не производится, регио­нальный нормативный правовой акт, определяющий орган исполнительной власти, в полномочия которого входит эта деятельность, не принят. Когда будет разрешена данная проблема?

Федеральным законом № 234­ФЗ, который был принят только в декабре 2012 года, внесены дополнения в статью 50 Трудового кодекса, которым исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по труду наделяются полномочием по уведомительной регистрации коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений. У нас это Главное управление по труду и занятости населения Тверской области.

Этим исполнительным органом государственной власти подготовлен пакет документов по реализации данного Закона на территории региона. В настоящее время он рассматривается в Правительстве области, и, я полагаю, соответствующее постановление может быть принято в мае текущего года.


Вопросы депутата Краснобородько Владимира Всеволодовича

Вопрос 1. Касается строительства нового комплекса по переработке твердых бытовых отходов под Тверью. Почему ООО «Полигон» не были выполнены договорные обязательства по созданию участка по сортировке и переработке мусора, почему не последовало никаких санкций, почему продолжается незаконное строительство у деревни Славное? Какие меры приняло Правительство Тверской области по выполнению данного президенту обещания?

В соответствии с определением Заволжского районного суда санкционированная свалка на 13­м километре Бежецкого шоссе подлежала закрытию в срок до 1 октября 2012 года. При этом прием отходов планировалось производить на новом полигоне на 21­м километре Бежецкого шоссе. 

Для проведения экспертизы, необходимой для начала деятельности нового полигона, потребовалось большее время, чем планировалось. Поэтому полигон на 21­м километре не был введен в эксплуатацию до 1 октября 2012 года, как планировалось.

Администрации Твери и МУП «Тверьспецавтохозяйство» была судом предоставлена дополнительная отсрочка до 31 марта 2013 года, на тот же период был продлен срок эксплуатации свалки на 13­м километре. Суд учел, что были предприняты все меры, направленные на исполнение предыдущего решения, и что ввод в эксплуатацию нового полигона на тот момент был невозможен по объективным причинам. Возражений со стороны природоохранных органов не поступало. 

Сейчас решается вопрос о дальнейшей эксплуатации действующей свалки. 

По обращению жителей Славновского сельского поселения Калининского района министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций в мае 2012 года проведена проверка незаконного строительства у деревни Славное. Выдано предписание об устранении нарушений законодательства.

Администрацией Славновского сельского поселения было отменено постановление о проведении подготовительных работ по строительству комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов, как не соответствующее федеральному законодательству. Также была проведена совместная проверка с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Однако работы по строительству полигона не прекращаются. 

В связи с этим мы обратились в Центральное управление Ростехнадзора о привлечении застройщика к административной ответственности. Ростехнадзором генеральный подрядчик ООО «СК «Гидрокор» был привлечен к административной ответственности. 

Материалы по строительству полигона, представленные в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования на экологическую экспертизу, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Об этом свидетельствует полученное отрицательное заключение. Кроме того, в соответствии с генеральным планом Славновского сельского поселения на 21­м км предусмотрено размещение производственной площадки. На участке запланировано строительство предприятий, чья производственная деятельность не связана с работой с отходами.

Что касается Правительства области, то могу сказать, что мы готовы оказать помощь любому муниципалитету в организации системной работы в сфере обращения с отходами. С учетом активности местных властей и особенности территорий. 


Вопрос 2. Вступивший в силу закон о донорстве отменяет материальное поощрение людям, сдающим кровь. Насколько просчитаны утверждения, что резкого спада донорства в результате в регионе не произойдет? Или все­таки следует вернуться к практике оплаты донорам за сданную кровь?

В Тверской области с советских времен 96% крови заготавливалось безвозмездно и только 4% платно. Донор получал обед, но в 90­е годы в связи с исчезновением общепита стала выплачиваться денежная компенсация, которая составляла в 2012 году 300 рублей. Количество доноров на тысячу населения увеличилось с 6 в 2009 году до 9 в 2012 году (российский показатель 13 доноров на тысячу населения). 

Федеральное законодательство вводит ту же меру, которая была в советское время: предоставление донору бесплатного питания. Пищевой рацион в ближайшее время будет утвержден, на эти цели в областном бюджете в 2013 году предусмотрено 5 миллионов 522 тысячи рублей. На данный момент число доноров в Тверской области не снизилось. Я сам принимаю участие в акциях по сдаче крови, общаюсь с людьми, которые регулярно сдают кровь, и понимаю, что прежде всего ими движет желание спасти чью­то жизнь. Вопросы компенсации здесь вторичны. 


Вопросы депутата Королева Павла Владимировича 

Вопрос 1 и 2. Оба вопроса касаются медицины. Оцениваю ли я как положительные результаты реализации на территории Тверской области программы модернизации здравоохранения? И справилось ли региональное Министерство здравоохранения с задачей внедрения информационных систем, призванных снять проблему очередей на прием к врачу?

В 2011 году программа откровенно буксовала. Нам удалось переломить ситуацию, обеспечить ее реализацию по всем направлениям, о чем говорилось в отчете. Хотя, разумеется, в реализации программы было немало проблем и недоработок. Но в целом она позволила существенно повысить уровень здравоохранения в регионе. Приведу несколько цифр и фактов.

Проведение капитального ремонта было запланировано в 52 медицинских организациях на 180 объектах на общую сумму около 1 миллиарда 104 миллионов руб­лей. Заключены все контракты, их общая сумма составила 1 миллиард 78 миллионов рублей – более 96% от запланированного. На начало апреля было освоено более миллиарда, введены в эксплуатацию 162 объекта в 50 медицинских организациях. Не завершены работы на 18 объектах, срок завершения – до 1 мая 2013 года

В рамках Программы модернизации выделен 1 миллиард 471 миллион рублей для закупки 4 950 единиц оборудования. По состоянию на середину марта заключены контракты на поставку 6 817 единиц оборудования; поставлено в медицинские организации 5 228 единиц, в том числе в 2012 году – 3 812. Налицо серьезная экономия средств, притом что оборудования закупается больше, чем планировалось.

Внедрено 30 медицинских стандартов в 59 медицинских организациях. Средний уровень зарплаты врачей, оказывающих стационарную помощь в таких организациях, – 27 800 рублей (повышение к уровню 2010 года – 60%). Средний уровень зарплаты среднего медицинского персонала составил 15 700 рублей (повышение – 41,9%).

Что касается внедрения информационных технологий, здесь еще предстоит решить ряд задач. Тем не менее уже прошло первое испытание единой медицинской информационной системы, ведется ее донастройка. Организована поставка автоматизированных рабочих мест, серверов, терминалов для записи к врачу. Организуется ведение паспортов медицинских организаций, сервиса «Запись на прием к врачу в электронном виде», заполнение расписаний работы врачей в медицинских организациях.

Из 58 учреждений, участвующих в Программе модернизации, актуализировало расписания врачей 31, создана 451 доступная очередь. Это позволяет осуществлять запись на прием к врачам в электронном виде. За три месяца (с 1 декабря 2012 г.) через портал Минздрава России записались к врачу 552 человека, как в Твери, так и в районах области. Одна из главных задач – популяризация этого сервиса. 

В настоящее время завершается создание Единой медицинской информационной системы Тверской области. Оборудование для нее полностью получено, завершается монтаж сетей в медицинских учреждениях, в том числе для дополнительных рабочих мест, оборудуемых за счет экономии средств в результате конкурсных процедур. Необходимое оборудование в ближайшее время начнет поставляться, контракты заключены. Система проходит апробацию в Городской больнице №1 в Твери и Центре обработки данных. 

В целом работу министерства здравоохранения Тверской области по выполнению целевой программы я оцениваю как результативную.


Вопросы депутата Лебедева Руслана Львовича

Вопрос 1. В какой стадии разрешения находится сегодня вопрос газификации западных районов области? 

В отчете я рассказал о ходе согласования проекта строительства газопровода­отвода «Ржев – Нелидово». Для начала строительства требуется положительное заключение государственной экспертизы. Проектная документация по газопроводу­отводу разработана и в середине апреля передана на экспертизу в «Газпром», затем она пойдет на государственную экспертизу. Минимальное время, необходимое для получения экспертных заключений, – полгода. Учитывая эти сроки, строительство этого объекта пока не включено в инвестиционную программу «Газпрома». Но Правительство области продолжает работу с корпорацией, с тем чтобы добиться начала работ в текущем году. 

Уже сейчас ведутся работы по подготовке населенных пунктов к приему газа. В областном бюджете 2012 года на газификацию было выделено более 124 миллионов рублей. В рамках указанных средств в 2012 году было завершено проектирование внутрипоселковых сетей в Нелидове. Проектная документация по Нелидову и Оленину разработана полностью, есть положительное заключение государственной экспертизы.

Строительство газопровода­отвода «Ржев – Нелидово» позволит газифицировать Нелидовский район и начать строи­тельство межпоселковых газопроводов в Западнодвинском, Оленинском и Торопецком районах. Это позволит газифицировать более 150 населенных пунктов, в которых проживают почти 100 тысяч человек. 


Вопросы 2 и 3 касаются разработки Концепции развития лесопромышленного комплекса региона и проекта об использовании низкосортной древесины в качестве топлива. 

У ряда муниципалитетов, в которых отсутствует газ, есть позитивный опыт использования отходов деревообрабатывающего производства для котельных – Западная Двина, Весьегонск, ряд других. Хороший опыт у Торжка. Региональный проект об использовании низкосортной древесины в качестве топлива рассматривался как часть Концепции развития лесопромышленного комплекса, о которой вы говорите. Как я отметил в отчете, модернизация отрасли – один из наших приоритетов в экономике. 

К сожалению, разработка концепции ввиду масштабности научно­исследовательских работ требует значительных средств. Без серьезного макроэкономического анализа ситуации как в регионе, так и на уровне страны разработать серьезный, стратегический документ нельзя. В текущем году возможности регионального бюджета не позволяют нам начать эту работу. 

Министерство лесного хозяйства ведет переговоры с потенциальными разработчиками Концепции, определяется стоимость работ. При планировании бюджета следующего года будет рассмотрена необходимость выделения средств для разработки Концепции.


Вопросы депутата Полишко Владимира Николаевича

Вопрос 1. Мероприятия Правительства Тверской области по переселению граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.

В отчете в общих чертах я остановился на этой работе. Расскажу о деталях. В 2012 году на территории Тверской области осуществлялось финансирование по 5 адресным программам. В бюджеты муниципальных образований перечислено почти 450 миллионов рублей (449 682,7 тыс.). 

Участниками программных мероприятий в указанный период были 19 муниципальных образований. Самую большую поддержку получили Тверь, Осташков, Нелидово, Калязин, Лихославль. О результатах работы я уже говорил. К сожалению, многие муниципалитеты не могут работать в порядке, установленном Фондом содействия реформированию ЖКХ, в результате нам ежегодно приостанавливают финансирование. Министерству ТЭК и ЖКХ приходится решать проблемы, созданные на муниципальном уровне. Нам предстоит вместе работать над тем, чтобы в последующем ситуация не повторилась. Сотрудничать с Фондом планируется до 2016 года.

Для ликвидации более 128 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда региону требуется 4 миллиарда 433 миллиона рублей. Фондом утвержден на 2013–2015 годы для Тверской области 

1 миллиард 961 миллион рублей. Соответственно объем софинансирования из консолидированного бюджета Тверской области составит 2 миллиарда 472 миллиона рублей. На обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 году в областном бюджете планируется предусмотреть около 700 миллионов рублей.

Формируются план мероприятий по переселению из аварийного жилья и соответствующая региональная программа. 


Вопрос 2. О работе региональной схемы управления отходами.

Постановлением Правительства Тверской области 1 февраля 2012 года была утверждена долгосрочная целевая инвестиционная программа Тверской области «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Тверской области на 2012–2014 годы».

Мероприятия программы в полной мере не реализованы, в том числе из­за отсутствия средств в местных бюджетах и слабого межмуниципального взаимодействия.

В связи с переходом с 2013 года на формирование бюджета Тверской области на основе государственных программ эта программа признана утратившей силу.

В настоящее время образована Межведомственная рабочая группа по вопросам выработки основных направлений государственной политики Тверской области в сфере обращения с отходами. Ведется работа по определению основных направлений государственной политики Тверской области в этой сфере. Недавно было заключено соглашение с компанией «МагГрупп» о разработке современной системы управления отходами производства и потребления на территории области.


Вопрос 3. Меры Правительства по завершению строительства водозабора в городе Ржеве.

Техническое задание на проектирование Ржевского водозабора было рассмотрено в декабре 2010 года. Тогда была определена сметная стоимость объекта в размере 1 миллиарда 894 миллионов 525 тысяч руб­лей. Освоено 796,5 миллиона.

Сделано следующее: пробурено 15 артезианских скважин; выполнены общестроительные работы на пяти водозаборных узлах и на проходной; смонтировано технологическое оборудование, установлено электрооборудование на насосных станциях; уложены трубы; построена автодорога; проложены кабельные линии электроснабжения, частично выполнена воздушная линия электроснабжения; смонтирован один резервуар и осуществлена бетонная подготовка для второго.

Для того чтобы продолжить строительство, необходимо провести корректировку проектной документации по станции обезжелезивания. Также администрация Ржева должна подать заявку на софинансирование. После получения пакета документов они будут рассмотрены в приоритетном порядке. И соответственно будут определены источники финансирования.

Уважаемые депутаты! Если у вас есть вопросы, помимо уже прозвучавших, готов ответить на них.



Автор: Тверская Жизнь
104

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию