21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура11.10.2008

Рахманинова заслонили народом

В Тверской филармонии в рамках проходящего сейчас фестиваля «Музыкальная осень в Твери» прошел концерт Московского государственного академического камерного хора. Его художественный руководитель Владимир Минин за один вечер показал тверской публике две совершенно разные программы, чем и вызвал двойственное отношение к тому, что произошло.

В Тверской филармонии в рамках проходящего сейчас фестиваля «Музыкальная осень в Твери» прошел концерт Московского государственного академического камерного хора. Его художественный руководитель Владимир Минин за один вечер показал тверской публике две совершенно разные программы, чем и вызвал двойственное отношение к тому, что произошло.
Хор Владимира Минина, которому уже тридцать шесть лет, выступал в Твери многократно, что, впрочем, интереса и в этот раз к нему не убавило: свободных мест в зале не было. Например, руководитель детского камерного хора «Дружба» Евгений Медведовский перед концертом высказался очень эмоционально: «Я иду на праздник!» Так что можно предположить, что и все остальные спешили туда же. Знаменитый Владимир Минин на этот раз представлял «Литургию Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова. Чуть больше двадцати лет прошло со времени исполнения Московским камерным хором этого сочинения на родине композитора, и именно в интерпретации маэстро Минина «Литургия» нашла своего слушателя во всем мире. Рахманинов, как известно, не был религиозным человеком, тем не менее работал над этим сочинением с удовольствием. Ко времени создания «Литургии» Рахманинов уже написал три фортепианных концерта, три оперы и две симфонии. Собственно духовных произведений композитором создано не так много: еще в студенчестве он пишет шестиголосный мотет «Deus meus», потом – духовный концерт «В молитвах неусыпающая Богородица» и «Всенощное бдение».
Во время работы над «Литургией» Рахманинов писал своему близкому другу профессору Московской консерватории Никите Морозову: «Я кончил только «Литургию». О «Литургии» я давно думал и давно к ней стремился. Принялся за нее как-то нечаянно и сразу увлекся. А потом очень скоро кончил. Давно не писал (…) ничего с таким удовольствием».
Современная Рахманинову критика «Литургию» приняла не сразу: она решала не церковно-прикладные задачи литургия – это одно из главных богослужений православной церкви), а имело исключительно концертное значение. Рахманинов, надо полагать, смутно представлял себе особенности службы и при написании пользовался только своими детскими впечатлениями от церковного хорового пения. Впрочем, и исполнение ее Московским камерным хором мало напоминало о культовой природе этой вещи, в которой больше чувствовался какой-то народный дух. Так, возможно, могла петь деревенская семья, собравшись вместе, – с единственной, конечно, поправкой на исполнительский уровень. А в этом смысле хористы, ведомые Владимиром Мининым, заткнут за пояс и некоторых профессионалов.
Первое отделение, в котором и прозвучала «Литургия Иоанна Златоуста», несколько напоминало некое священнодейство с театральным уклоном. Избранные места из восемнадцатичастного сочинения Рахманинова перемежались со стихотворными строчками Иосифа Бродского, что и создавало тот самый эффект театрализации. Стихи органично вплетались в общую ткань музыкального повествования, как фактура холста дополняет живописное произведение. Несмотря на характер избранного, хору удалось создать мощный образ, который надолго остается в памяти.
Впрочем, закреплению в сознании этого образа второе отделение концерта не особенно способствовало. Оно было посвящено «русской народной песне», как сказано в программе фестиваля. Однако по существу эта часть вечера больше напоминала какой-нибудь корпоратив на Западе, участникам которого как раз русского духа, сарафанно-матрешечного, и надобно. (Впрочем, этим многие уже успели наесться.) После монументальной «Литургии» звучали хиты народной музыки, причем не только русской. Грузинская «Сулико» (спетая на языке оригинала) напомнила аудитории о политической ситуации, цыганский романс «Очи черные», мощно спетый баритоном Евгением Капустиным, добавили ресторанного духа начала прошлого века, а украинская «Распрягайте, хлопцы, коней», кажется, многих напрочь заставила забыть о том, что было в начале концерта. Без театральности не обошлось и во второй части. Четверо солистов разухабисто разыграли русскую песню «В островах охотник». Собственно, не только спели, но фактически показали, как охотник погнался за дичью, но добыл совсем другой трофей – красавицу Венеру, грудь которой покрыта белыми цветами, а «лицо ее бело с черными бровями». И публика внимала этому с не  меньшим удовольствием, чем Рахманинов писал «Литургию Иоанна Златоуста».

Евгений ПЕТРЕНКО

30

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию